Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

Епископ Григорий Денверский, викарий РПАЦ в США, высказывается относительно творений и личности  оерафима Роуза

 

 

     21-го июня, на интернет-конференции «РПАЦ-Америка»  Епископа Григория Денверского, викария РПАЦ в США, на которой часто  публикуются вероучительные материалы Свято-Успенского скита в Колорадо (обитель Епригория) для общеобязательного прочтения американскому клиру и пастве,  Епископ Григорий Денверский, в письме своему священнику о. Дионисию (McGowan), объяснил свое критическое отношение к трудам известного подвижника и  церковного писателя 20 столетия, иеромонаха Серафима Роуза, фактически объявив последнего еретиком. С одобрением он цитировал доклад своего послушника, брата Иоанна, в котором подробно и в крайне отрицательной форме анализируются различные аспекты учения о. Серафима. В частности, предъявляются четыре обвинения в адрес о. Серафима:

 

  1. О.Серафим Роуз – «экуменист-киприанит», который дружил с митрополитом Киприаном и принял его экуменические взгляды о мировом православии (Наш комментарий. Т.е. оерафим, как и многие в РПЦЗ, придерживался в конце жизни сострадательной позиции, традиционной, в отличии от ново греческого радикализма, для Русской Церкви, хотя и не мыслил, подобно будущим изменникам Православию, о соединении с не-Церковью Московского Патриархата. И, одновременно, критиковал «сверхправильное православие» как феномен осуждения во имя осуждения, как обличение другого не ради его же блага, а ради ложного возвышения себя, без сострадания к несчастным, оставшимся вне Церкви, без внутренней правды Христовой и человеческой теплоты. Он мыслил как очень многие достойнейшие в РПЦЗ подвижники благочестия, не имевшие достаточной информации о положении дел в России. Можно ли за это отсутствие информации называть его «еретиком-киприанитом»? Рс)

 

  1. Он защищает «ереси» блаженного Августина насчет  Св. Троицы, благодати, и т. д. (без комментариев. Рс)

 

  1. «О. Серафим излагал еретические идеи о душе, теле и смерти» (Наш комментарий: имеется в виду. традиционное православное учение о мытарствах, защищаемое оерафимом в полемике с представителями бостонского раскола. Рс)

 

  1. О.Серафим несправедливо критикует «Догмат Искупления» Митрополита Антония (Храповицкого), тем самым строго придерживаясь еретической теории Анселма и Августина о спасении (Наш комментарий: критика некоторых неточностей или того, что часто не вполне корректно интерпретировалось как не правомыслие в творениях Митрнтония (Храповицкого) в устах о.Серафима была весьма умеренной, православной и благородной. Рс)

 

     Брат Иоанн так же обвиняет о. Серафима в «подлоге творений святых Отцов».

 

     Труды о. Серафима Роуза весьма популярны и в России, и на его родине, в Америке, в РПЦЗ(В), которую Епригорий недавно публично фактически назвал расколом (объявление РПЦЗ Митр.Виталия безблагодатным расколом и еретическим сообществом вообще традиционны для него). Видимо, текущая церковно-политическая ситуация требует от Епригория осуждения не только церковной деноминации РПЦЗ(В) в целом, но и конкретных, наиболее почитаемых и праведных ее членов, как живых, так и почивших. Радикализм его мнений весьма сильно напоминает позицию еретического самобожнического сообществом иеромригория Лурье (группа «Вертоград»), ранее весьма почитавшего о.Серафима Роуза, а ныне, устами одного из своих членов объявившего, что «Нам с о.Серафимом Роузом, который боролся со сверхправильным православием, не по пути». Нам представляется, что в целом, кроме очевидного проявления вполне определенного духа, эти заявления так же несут в себе предельно ясные церковно-политические последствия, инициаторы которых давно уже вполне холодно и расчетливо делают все мыслимое для того, чтобы сделать невозможным сближение РПАЦ и РПЦЗ(В).

 

«Романитас»