Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

Известные публицисты РПАЦ открыто признают себя сторонниками Декларации 1927 года Сергия Старогородского

 

 

9 марта 2004 года два наиболее известных общественно-церковных деятеля РПАЦ, Егор Холмогоров и иеромригорий (Лурье) публично признали себя сторонниками Декларации 1927 года Сергия Старогородского, разграничив правильную с их точки зрения Декларацию Сергия Старогородского и «собственно сергианство» (которое иером.Григорий(Лурье) и ему сочувствующие понимают исключительно как все наследие дореволюционной Церкви в целом. Рс). 

 

Егор Холмогоров в своем «Живом Журнале» заявил:

 

«Позиция высказанная в Декларации формулой "Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза "не только из страха, но и по совести", как учил нас апостол (Рим. XIII, 5)." - мне кажется абсолютно справедливой и верной церковно-политической позицией в тех условиях»

 

Егор Холмогоров продолжил:

 

«Так что если считать, что сергианство - это признание советской власти как гражданской власти в России, власти, которая может способствовать укреплению законности, процветанию страны и т.д., то сергианство - безусловно оправданная церковная позиция и митр. Сергия не за что упрекнуть. Более того - ему можно кое что поставить в заслугу - революция была временем чудовищного безверия, чудовищного осатанения народа и надо было понимать, что либо эта волна будет подниматься все выше и вышеи церковь вовсе будет уничтожена - причем не только сверух, но и снизу (и это главное, что надо понимать - антирелигиозная кампания большевиков не была чисто верхушечным актом). Собственно, другой возможности выжить в революции, кроме как некоторая протекция гос. власти, у Русской Православной Церкви как канонического института поместной церкви не было (выделено нами. Рс)

 

Говоря о позиции Зарубежной Церкви и катакомбников, Егор Холмогоров отметил:

 

«…Совершенно непонятно - почему позиция православного христианина должна была быть позицией политического партизана. Для оправдания этой политической партизанщины - и в РПЦЗ, и в катакомбах, создавались совершенно безумные, абсолютно еретические теории, превращавшие некоторую часть катакомбников в новое издание старообрядцев-беспоповцев с их "духовным антихристом"»

 

 

Единственное, что с точки зрения Егора Холмогорова негативно в «абсолютно справедливой» позиции сергианства – это представление о нем как о вершине мученичества и его «одухотворение», а так же «антиканоническое смещение сосланных епископов». Егор Холмогоров провозгласил, что те, кто отделялся от Митрергия, отделялись от него вовсе не из-за «правильной» Декларации. Что принципов, отраженных в Декларации, придерживались даже такие «лидеры церковного движения» как Митросиф Петроградский.

 

Иеромригорий (Лурье), в ответ на эти слова, полностью согласился с ним в следующих словах:

 

«Да, как-то так. Особенно важно это разграничение между Декларацией и собственно сергианством»

 

Впрочем, через несколько часов после рассылки «Романитаса» эти слова из ветки топика были изъяты. Тем не менее, одобрительные слова иером.Григория (Лурье) о статье Егора Холмогорова и слова об отношении к Декларации 1927 года успело прочитать множество людей. Ссылки на них попали на конференцию "Paradosis", на анлоязычные и русскоязычные православные сайты.

 

Ранее этого события позитивно-нейтрально о Декларации Митрергия Старогородского высказался третий общественно-церковный лидер РПАЦ, редактор Портала Credo.Ru Александр Солдатов, который в редакционной статье на Портале от 8 сентября 2003 года приравнял Митр.Сергий Старогородского к «великим иерархам эпохи Вселенских Соборов», а слово сергианство поставил в кавычки.

 

Таким образом можно говорить о том, что все наиболее влиятельные и известные публицисты РПАЦ, ближайшее окружение Митрополита Суздальского Валентина, единомысленно и строго формально признали себя сторонниками Декларации 1927 года и противниками традиционной антидекларационной риторики РПЦЗ и Катакомбной Церкви. И, спустя три года после начала своего сергианского пути, о котором много писал "Романитас", а так же после ухода из РПАЦ последних православных, объявили об этом открыто.

 

 

9.03.2004 г. «Романитас»