Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

 

Эсхатология Катакомбной Церкви и современность

 

Краткое дополнение к статье «Митр.Кирик и русское «кирикитство»

 

 

 

 

Истинная Церковь не растет, а уменьшается. От нее откалываются группы, поглощаемые наступающим на Церковь Новым Миром. Процесс кажется необратимым и надежда наша обращена к малому остатку верных, стоящих в Вере на немногих осколках суши в море апостасии и приближающегося конца.

 

В этом размышлении мы предпримем редкое для нашего альманаха обращение к общественно-церковным, а не к строго церковным, процессам, чтобы вместе с нашим читателем подумать о будущем миссии русских общин ИПХ

 

Сознание Катакомбной Церкви всегда было глубоко эсхатологично. После отъятия от Среды Удерживающего, не признание власти гонителей христиан – большевиков - «гражданской властью» ни на каком, даже на бытовом, «патриотическом» или «общегражданском» уровне, который, казалось, мог не противоречить в некоторых аспектах христианской совести, (так, Катакомбная Церковь не участвовала в «патриотической» ВОВ, ее члены стремились к не имению даже  паспортов, не участию в  мирских профессиях, особенно связанных с контактами мира советского общества и т.д) было связано с тем, что сознание Катакомбной Церкви ассоциировало новую Власть и поддерживавшую ее постепенно возникшую новую историческую общность – советский народ - с предтечами антихриста, «коллективным антихристом», с которым нельзя иметь никакого общения,  дабы сохранить самое себя.

 

В этом Катакомбная Церковь строго следовала анафеме на «извергов рода человеческого, «именующих себя народной властью», последнего Поместного Собора Российской Церкви, а так же их соработников, людей, принявших эту власть. Россия Небесная, вместе с ужасным падением России земной воссияла подлинной Святостью и дала миру в 20-м веке больше Святых, чем весь христианский мир за всю его историю. Россия небесная вместе с остатками верных на земле расходилась со ставшей советской Россией земной – они стали существовать параллельно и независимо.

 

Так же мыслила и Зарубежная Церковь – Митр.Антоний Храповицкий никогда не соглашался признать власть Советов «гражданской властью» именно ввиду анафемы Собора и общим с Катакомбной Церковью эсхатологическим сознанием. Он так же призывал православных христиан к сопротивлению Ей с оружием в руках. Или – к полной десоциализации.

 

Однако были и другие. Кроме подписавшего Декларацию о лояльности Советской власти Митр.Сергия Старогородского, кроме воспринимавших Соввласть чуть ли не как «избавление от многовекового рабства» обновленцев, был еще и «третий» околосоветский  путь. Сменовеховские (а, в последствии, евразийские) идеи, предполагавшие продуктивное сотрудничество с советской властью ради ее поэтапного реформирования и исправления изнутри. Они были крайне популярны в эмиграции (выходило несколько журналов), и даже дозволялись в какой-то степени советскими властями позднее и в Советской России (в их евразийском и менее социальном варианте).

 

К концу ВОВ носители сменовеховских идей, которые, по данным некоторых зарубежных современников – свидетелей тех процессов, даже финансировались особой графой расходов на подрывную деятельность в среде русской эмиграции из СССР, стали, несмотря на прозрачное происхождение своего финансирования, настолько популярны в русском зарубежье, что явились идеологическим основанием для возвращения в СССР или под власть РПЦ МП множества Архиереев Зарубежной Церкви со своим клиром и паствой, наиболее видным из которых был Архиепископ Серафим Соболев с его идеологией  национально-религиозного страстания со Сталиным и СССР.

 

Сменовеховство жестко противостояло Эсхатологии Катакомбной и Зарубежной Церквей, Эсхатологии Собора 1917-1918 гг.

 

Видя этот процесс, Зарубежная Церковь официально подвергает в 1953 году идеологию сменовеховства осуждению. Катакомбная Церковь в России, меж тем, продолжает свое абсолютно асоциальное и тайное бытие.

 

По свидетельствам немногих писем, статей, рукописей, собираемых по крохам, по устным свидетельствам множества катакомбных христиан, с которыми наша редакция находилась и находится в общении, в Катакомбной Церкви никогда не дозволялось принятие каких-либо общественно-социальных должностей,  связанных с властью, даже должности вроде простого сельского участкового. РПЦЗ, независимо от Катакомбной Церкви, но в согласии в духе с Нею, разделяет эту точку зрения и в том же 1953 году выпускает специальное Постановление об испытании совести приходящих из под структур Безбожной Власти. Тем не менее, Эсхатология как Зарубежной Церкви, так и Катакомбной Церкви, в ее полноте это не только учение о том, что с безбожниками ни в коем случае нельзя смешиваться, ибо они суть слуги антихриста, предтечи его, но это еще и пророчества о том, что Россия возродится на короткий срок перед концом и что русские люди смогут выйти из своих духовных убежищ.

 

Однако, чтобы наступило возрождение, необходимо что-либо предпринимать, необходимо идти с миссией – миссией христиан к своим гонителям-безбожникам, миссией остатков уцелевших русских людей – к советским людям, принявшим СССР, взрастившим свою мифологию, своих собственных «Героев», изменившим свой язык и самим изменившимся этнически и культурно вплоть до изменения облика, фенотипов. Кажется, что в случае Катакомбной Церкви между абсолютным запретом на смешение с апостасийным миром и интересами миссии есть известное противоречие?

 

Противоречия нет для тех, у кого есть Церковью просвещенное видение и духовный такт. Ибо, проповедуя покаяние, можно и не смешиваться с теми, к кому проповедь обращена, вплоть до того момента, пока исполненные покаянием сердца не просветятся светом Христовой Истины. Проповедуя раскольникам, вовсе не обязательно становиться частью раскола. Как свидетельствуя о Православии «инославным», вовсе не обязательно участвовать с ними в «Крестных Ходах», «конференциях» или общих молитвах. Проповедь неверным это всегда монолог, а не диалог.

 

Однако, в Зарубежной Церкви существовало две традиции. Представители Зарубежной Церкви, которые наследовали не Митр.Антонию (Храповицкому), но Архиеп.Серафиму (Соболеву), не Тихомирову, но Устрялову и Ильину, не Свт.Филарету, но Митр.Виталию, Архиеп.Антонию Женевскому и Архиеп.Лавру, были отравлены сменовеховскими, ложно-патриотическими и националистическими идеями – органически произраставшими из предательства благоверного Царя-Мученика теми, кто впоследствии и составил Белое  Движение, кто, отрекшись от ранее данной Романовым присяги Русского Поместного Собора, и не мог породить ничего, кроме противостоящего монархическому принципу идеи "национального" или "либерального" государства, и кто, несмотря на сопротивление красным, получил за свое отречение попущением Божиим сполна. В отличии от Катакомбной Церкви, напротив, наследники духа предательства этим духовным тактом не обладали. Обвиняя Суздаль начала-середины девяностых, тот самый ныне павший Суздаль, на которого они сами поставили Архиерея и к которому пришли тогда как к законному представителю РПЦЗ множество катакомбных общин, в «советском духе», представители Зарубежной Церкви одновременно сами впутывались в наиболее предательские, наиболее страшные формы советских духовных мутаций, и закончилось это прямым смешением с советчиной КГБ (Вл.Варнава), тотальным смешением с наиболее отвратительными носителями советского духа, открыто прославлявшими ВОВ, СССР и Сталина под сменовеховскими обличьями «Великой Правителя, промыслительно на время ограждавшего Россию от тлетворного влияния Запада».

 

Нынешние продолжатели их дела из кириковских "идеологов" – люди этого духа и этого племени. Отвечая лишь на один абзац предыдущей статьи «Романитаса», секретарь Митр.Кирика свящ..Андрей Сиднев в свое Живом Журнале заявил, что имевшая место в начале 90-х совместная с «патриотами»-коммунистами акция, являлось Крестным Ходом, участием в котором он и поныне гордится. Но почему же о.Андрей умалчивает, что в опубликованном им в Живом Журнале Apothates персональном сообщении (авторизованном его ЖЖ фотографическим паспортном и электронной идентификацией)  об этом самом Крестном Ходе содержится так же и его персональное сладострастное описание того, как он, о.Андрей Сиднев, и другие участники этого Крестного Хода, горя, по всей видимости, глубоко патриотическими чувствами и «попаляя молитвами бесов», избили суздальских людей?

 

Почему информация об этом церковном мероприятия «с хоругвями и молитвами» содержит параллельное страстное описание этого избиения, которое о.Андрей вовсе не осуждает, а наоборот – восхваляет его?  Не говорит ли это обстоятельство о характере самой имевшей место тогда «молитвы»? И та «церковная Москва», т.е. в том числе и люди из московских суздальских общин (к МП, заметим, совершенно не принадлежавших), но осуждавших братание с коммунистами, действительно запомнила навсегда это событие – яркое предательство Зарубежной Церковью всех своих идеалов. Но много более того – за подобные акции в конце-концов и Синод РПЦЗ вынужден был осудить действия Вл.Варнавы, отмежеваться от  советских лже-патритов и связей с КГБ-ФСБ, и даже запретить Вл.Варнаве на пять лет въезд в РФ.

 

Однако «дух Варнавы» жив как в нынешних российских общинах РПЦЗ(В), в которых на руководящие посты назначаются бывшие усердные комсомольские и парткомовские работники, так и в кирикитстких, представители которых, как, напр., Д.Капустин, отрицают анафему Собора 1918 г. или обвиняют Митр.Антония в «политичности» (совсем как М.Сергий), или пишут, как о.Андрей Сиднев, открыто о том, как им было хорошо расправляться с людьми, не согласными с союзом с советским «патриотизмом». Кириковские идеологи, весьма политически активные, поддерживают и поныне просоветский Верховный Совет того времени, не раскаиваются в поддержке крайних националистическо-коммунистических идей, сочувствуют не только нераскаянным постсоветским «патриотическим», но и иностранным («братья наши сербы», коммунистическая Сербия Милошевича, которую они тогда поддерживали)  коммунистам и посткоммунистам.

 

Зарубежная же Церковь официально, меж тем, не стеснялась призывать к войне против Советов (Послание Митр.Антония к Гаагской Конференции), не стеснялась миллионным (!) числом своих прихожан воевать против Советов в ВОВ (Краснов, Власов), не стеснялась призывать консервативные круги США к борьбе с СССР. С точки зрения сменовеховца Д.Капустина и близкого ему неокоммуниста Е.Холмогорова такие фигуры как Власов, Краснов, Митр.Антоний, Свт.Филарет Вознесенский – «русофобы». Однако во время войны Катакомбная Церковь поддерживала Зарубежную и наполняла открываемые власовцами и красновцами православные храмы молитвами Господу и угодникам Его.

 

РПЦЗ – официально призывала к войне с Советской России те части мира, которые казались ей менее подверженными апостасии (Лигу Наций, Третий Рейх, консервативные круги США). Она не смешивалась с этим миром, но стремилась использовать противоречия, имевшиеся к мире глобальной апостасии, возникающем на камнях эсхатологического «отъятия от среды Удерживающего» - временах, о которых в святоотеческой традиции имелось  столько пророчеств. И те, кто поддерживал коммунистическую Сербию Милошевича в 90-е годы, и коммунистический Верховный Совет против врага коммунизма Ельцина, шли строго против традиционной линии РПЦЗ.  Тех действий РПЦЗ, которые предполагали не только молитву, но и известный «византинизм» - использование «умеренных к Церкви»  варваров против главных современных врагов Ея - красных звероидов, «патриотические» наследники которых и сейчас громят общины ИПХ в России, и сейчас жгут (!) в посткоммунистической Сербии истинных христиан.

 

Конечно, мир стремительно меняется, и сейчас РПЦЗ лишилась абсолютно какого бы то ни было социального влияния, как на Западе, так и в РФ, а бывшие антагонисты ныне объединяются в общих «антитерростических»  устремлениях НМП. Но разве Милошевич или Саддам – не часть того же самого плана? Разве они – не являются оба бывшими стажерами престижных американских ВУЗов? Разве они – не те самые деятели нового национализма, о которых еще Константин Леонтьев писал, что именно они-то и являются главными двигателями глобализации и именно их и выращивает система, чтобы, преодолев их декоративное сопротивление, получать более широкое влияние, чем то, что имелось у глобалистов ранее?

 

Нынешние наследники сменовеховцев не имеют духовного такта, духовного видения, подлинной церковности Тихомирова, Леонтьева, лучших людей РПЦЗ, не имеют никакого отношения к традициям Катакомбной Церкви, не исполнены духа покаяния, и настаивают в противоположность Катакомбной и лучшей части Зарубежной Церквей на  сменовеховских идеях о «необходимости подчинения большевисткой власти» в 30-х годах. Они – продолжатели дела предателей, и, как и всякие предатели, бесконечно лгут.

 

Однако, каков же позитивный исход? Миссия как Греческой Церкви, так и РПЦЗ, начавшаяся с рукоположения в 1982 г. «патриота Лазаря» - протеже патриархийного провокатора Дмитрия Дудко, о котором замечательно писал Свт.Филарет, и закончившаяся почти поголовной сдачей себя МП (нынешний визит в Россию делегации РПЦЗ(Л) ) или рукоположением на Россию со стороны канадской РПЦЗ(В) «патриота» Виктора Пивоварова, фактически полностью себя дискредитировали. Националистическо-сменовеховское семя Зарубежной Церкви, которое имеет почву не только у русских «кирикитов», но и в русских общинах нынешней «белогвардейской», т.е. предательской, РПЦЗ(В), должно преобразиться или исчезнуть.

 

В этой статье мы говорили преимущественно об общественно-церковном измерении миссии ИПХ. Но не будем ни на минуту забывать, что повреждение нравственных основ и духовного видения, повреждает и канонические, и догматические основы Церкви. И в описываемых общинах противных Православной Вере догматический учений, как и бесконечного нарушения Св.Канонов,  несть числа.

 

На смену бывшим миссиям идет церковность подлинных ИПХ – с проповедью покаяния, с не смешением как с «белыми», так и с «красными», и их многоцветными перекрасившимися наследниками. Идут - с тихим словом истины. На смену этим людям, совершенно не имеющим отношение к Катакомбной Церкви и надругавшихся над ее Славой, идут исторические общины подлинной Катакомбной Церкви, нуждающиеся ныне в восполнении  или подтверждении своей иерархии – и они обращаются не к РПЦЗ(В), отпавшему в сергианство Суздалю или к кириковцам,  а  к Церквам Греции и Кипра. Они могут найти у Церквей Греции и Кипра понимание. И они  его найдут.

 

Соединение подлинных исторических общин Катакомбной Церкви и ИПХ Греции и Кипра – неизбежный процесс восстановление полноты канонической Греко-Российской Церкви, собирания камней. Процесс, который восстановит силы Катакомбной Церкви и даст России почву для новой миссии ИПХ – вместо неудавшейся старых – миссию покаяния.

 

Мы верим в Россию и русских людей. Мы веруем, что Россия сохранилась – только, конечно, не в виде бывших парткомовских работников из нынешних российских «секретарей» РПЦЗ(В) или сотаинников Проханова и группы «Память» из кириковских общин. Мы верим в подлинную Россию – небесную и катакомбную. Мы верим так же простым русским людям из глубинки, и чем менее они социализированы, тем больше к ним доверия от нас. За ними – будущее. Они – идут.

 

На пороге слышимости, как тихие молитвы катакомбников в закрытых наглухо домашних храмах, слышатся их шаги. Они восстановят Русь и принесут подлинное покаяние, ибо будут сколь милосердны, столь и сердцем чисты – они будут не только призывать к нему других, но и каяться сами.

 

Вспоминаются слова Спасителя о детях, сидящих на улице, и не внимающих ни веселым, ни плачевным песням. Пришел Иоанн Креститель со строгими правилами - плохо,  пришел Сын Человеческий с любовью к грешникам - тоже плохо. И ОПРАВДАНА ПРЕМУДРОСТЬ ЧАДАМИ ЕЯ. Дай Бог нам быть чадами премудрости, не имеющим расколотого плотского сознания, НЕ ВМЕЩАЮЩИМИ ТОГО, В КОМ МИЛОСТЬ И ИСТИНА СРЕТОСТАСЯ

 

 

29мая / 11 июня 2004 г. «Романитас»