Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

Отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Епифаний, Митрополит Китийский и всего Кипра

 

 





В канун Светлой Пасхи Христовой 17/30 апреля 2005 года в 18.00 по московскому времени отошел ко Господу Митрополит Китийский и всего Кипра Епифаний. Он умер во сне, безмятежно, с улыбкой на устах. Утром этого дня он причастился Святых Христовых Тайн из рук архимандрита Севастьяноса.

 

Митополит Китийский был одним из старейших по возрасту и хиротонии старостильных иерархов. Жизненный путь Владыки настолько обширен, что он не вместится в скупые строки известия о его кончине. На Кипре недавно вышла посвященная сему многодесятилетнему христианскому пути пути книга, которая ожидает своего перевода на русский язык. Отметим лишь, что главным делом его жизни всегда и везде, в каких бы обстоятельствах он не находился, было служение Истинной Кипрской Церкви и делу единства Истинных Христиан.

 

На этом пути он подвергался гонениям, поношениям и много страдал, причем как от Новостильников и Правительства, от внешних, так и от старостильников, подобно тому, как и сам Господь наш Иисус Христос страдал не только от внешних, но и от действий своих любимых учеников, своих близких.

 

Миротворчество – нелегкая ноша. Стремясь установить мир в старостильной среде ради общей борьбы с Новостилием и Экуменизмом, Владыка подвергался от ревнителей не по разуму давлению, клевете. Он всегда и всех прощал. И сейчас эти люди возможно раскаиваются в том, что причиняли великому Исповеднику Православия несправедливую и не заслуженную им боль.

 

Владыка всю свою сознательную жизнь защищал древнюю автокефалию Церкви Кипра. Помимо канонической правды, защита этой автокефалии необходима была и для исполнения всякой правды вероисповедной, так как позволяла Владыке и Церкви Кипра занимать мягкую миротворческую позицию по вопросу отношений, зачастую весьма напряженных, в старостильной среде. Чем более росла независимая и автокефальная Кипрская Церковь, тем более росло количество людей, для которых внутренний мир в старостильной среде являлся главным содержанием их служения Сверкви. Всякая попытка оспорить автокефалию и перевести заграничные приходы Церкви Кипра из под управления Владыки, таким образом имели не столько канонический, сколько вероисповедный мотив. Слишком много в мире не братолюбия, слишком много ревности не по разуму и отсутствия любви.

 

К сожалению, как всегда и случается, как только стало известно о приближающейся кончине Владыки, снова появились определенные мнения, которые стали мягко покушаться на автокефальный статус Кипрской Церкви и ее заграничные приходы. Всю Страстную Неделю носители этих настроений, пока Владыка лежал на смертном одре, «строили планы» на наследство Кипрской Церкви, принося в жертву тех, кто наиболее последовательно стоял на защите автокефалии Кипрской Церкви как на ценности не только канонической, но и вероисповедной. Владыку множество раз предавали, часто из «лучших побуждений», даже не осознавая этого. Предали его и на смертном одре.

 

Хочется сказать этим людям, не называя никого и не осуждая никого: опомнитесь. Будьте христианами. Если Вы чтите память Владыки, прислушайтесь к его духовному завещанию, к смыслу его служения. Не уничтожайте его дело. Правое дело. Дело любви.

 

Будьте верны его памяти, любите его истинной христианской любовью, чтите его духовное завещание, просите его о молитвенной поддержке и молитесь за него. Ибо людей, которые настолько сильно страдали за свои убеждения, в 20 веке найдется немного. А христианство это опыт страдания. И те, кто страдает за Христа и Церковь Его – они и есть Исповедники Православной Веры. И больше никто.

 

Святую Кипрскую Церковь может возглавить только духовный преемник Митрополита Китийского Епифания. Человек, который осознает уникальность служения Кипрской Церкви в 20 веке. Человек, который продолжит миротворческое дело Владыки Епифания. Не препятствие к этому и будет данью вечной памяти Владыке и залогом любви.