Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

  Митрополит Валентин и Его Церковь

 

Продолжение редакционной рубрики «Из Суздаля с любовью»

 

 

Истинные христиане с разных континентов по-прежнему обращают внимание на Митруздальского Валентина.  Чем более теряет РПАЦ внутри России, тем более она набирает извне – в этом состоит парадокс нынешнего момента ее истории. Люди, ищущие истины, обращают свои взоры на Суздальскую Церковь,  ибо Послания Митралентина, пишущиеся  за него группой профессиональных референтов – сотрудников кремлевского политтехнолога г.Павловского -  и переводимые на разные языки, литературно отточены,  четко ориентированы и в целом весьма хороши.

 

Митралентин - Первоиерарх РПАЦ, ее основание и ее лицо. В силу очевидных даже для симпатизирующих РПАЦ людей «центро-устроительных» тенденций данной церковной организации, Митралентин является в РПАЦ чем-то большим, чем «просто» первым среди равных. Однако чем же все-таки примечателен Митралентин как человек? Возможно, гиперцентрализация  церковной власти оправдана нашим сложным временем и, если Первоиерарх  - достойный и умудренный человек,  к ней можно временно отнестись нейтрально-благожелательно?

 

Это маленькое эссе – взгляд очевидца. Взгляд изнутри на Суздаль образца 2001-2002 гг. Оно не ставит целью исследования канонических и догматических реальностей РПАЦ начала третьего тысячелетия, которые были подробно и обстоятельно сделаны ранее. Оно лишь добавляет черточки к портрету  ее Первоиерарха, который есть всего лишь один человек, однако самый важный для понимания того, что такое РПАЦ. Самый важный сейчас и на все будущие времена, ибо традиции, заложенные основателями отдельных церковных сообществ, необычайно жизнеспособны и крайне трудно поддаются изменениям и модернизациям.

 

Итак,  эта статья – о мелочах.  Тех самых, в которых проявляется большее, нежели чем они сами.

 

Первое, что весьма часто говорит Митралентин в «задушевной беседе» с принятым в лоно «Его Церкви» (а именно так он и называет РПАЦ)  новым человеком – «Будь мне сыном, будь верным лично мне». С самого начала он пытается выстроить с человеком вертикальные отношения, где ценностью является не верность Христу, а верность ему лично, которая и обеспечит ищущему «спасение» в непростом мире современных церковных метаморфоз.

 

 

История первая

 

Озеро

 

Владимирская пресса и Суздальский районный Суд рассуждали о «педофилии» Митралентина. Однако разве любовь к детям и их играм обязательно имеет сексуальный оттенок?

 

Однажды, в один из моих приездов в Суздаль, он взял меня на озеро. Был июнь 2002 года и в Суздале было жарко. Все мы работали над восстановлением сгоревшего Ризоположенского женского монастыря. И вот Владыка решил устроить себе и нам выходной – на трех машинах мы отправились на озеро - отдыхать. Он взял с собой всех молодых священников, дьяконов и иподиаконов – ближайших людей из архиерейского дома.

 

Когда мы приехали, Митрополит Валентин вышел из машины и прошел к маленькому домику, где располагался служитель, выдававший напрокат лодки и катамараны. Он взял два катамарана, расплатился и приказал всем нам – «Раздевайтесь, будете отдыхать». И, одновременно, предпринял попытку снять рясу сам. Среди нас были священники, дьяконы, иподьяконы, миряне. И они все начали скидывать одежду. Я в смущении подошел к Владыке и сказал ему:

 

 «Владыка святый, я не могу при этом присутствовать. Не благочестиво мне, мирянину, наблюдать разоблачающихся донога священников. Публичные разоблачения для священников возбраняют Сваноны.

 

 

 «Значит, ты считаешь, что я поступаю не правильно, и ты согрешишь, если последуешь моему указанию?», - обиженно произнес Митралентин. И  покровительственно добавил:  «Не бойся, купайся как все. Я беру твои грехи на себя».

 

Победоносно оглядев меня, но, тем не менее, нахмурившись, Митралентин сел на корму катамарана, однако делать попытки освободиться от рясы более не стал. Тем не менее, все остальные священники и миряне, все его ближайшее окружение, разделись до плавок. Остались в одежде только он и я. Я смущенно смотрел в «пол», он сердился, но виду не подавал. Катамаран отплыл уже от берега и дошел до середины озера.  Клирики оживленно переговаривались  и собирались нырять. С соседнего катамарана другая стайка приближенных ждала знака Владыки. Владыка, тем не менее, не счел инцидент исчерпанным, и насуплено вполголоса продолжал:

 

«Вот скажи, а если твой Митрополит будет тонуть, то ты его тоже не будешь спасать, мысля, что не должен его видеть голым?» - торжествующе задал он, вдруг, вопрос.

 

«Нет, Владыко, в этом случае христианский долг будет заключаться в спасении тонущего  человека».

 

«Ну вот и прекрасно. Тогда в чем же дело? Отдыхай!»

 

 

Владыка опустил ноги в воду, хотя рясу, обиженно на меня косясь, по-прежнему не снимал.  Весь его вид говорил: «Вот, лишил пожилого человека радости единения с водой»

 

Тем временем клирики и миряне, получив, наконец, знак от Владыки,  устремились в воду. Прошло минут десять. Несколько раз проплыв туда-сюда, большинство, не привыкшее к длительному купанию, обессилено прибилось к катамаранам назад. Митралентин, хмуро поглядев на усталые мокрые лица своих подчиненных, произнес «А где же Ваша радость? Я Вас привез, я Вам дал все это, а Вы?» И…. Как по мановению волшебной палочки озеро немедленно наполнилось радостными криками, ныряниями, бултыханием, брызганьем и чехардой.  Клирики стали выделывать в воде акробатические «па», «топить» друг друга, постоянно оглядывась на Владыку – нравится ли? Владыка удовлетворенно закивал и, обращаясь ко мне, сказал: «Люблю, когда играет молодежь». 

 

«Молодежь»  порядком устала, но продолжала усердно изображать радость.

 

***

 

Позже М.Валентин «очно» вернулся к этой взволновавшей меня на озере теме, несколько раз принимая меня… полулежа и до пояса обнаженным – в своей резиденции в Синодальном Здании на Теремках. Не знаю, были ли эти странные «аудиенции» намеренным продолжением той истории, или я попадал на время каких-либо медицинских процедур, или же просто приходил не вовремя, но я всегда этим обстоятельством немало смущался. Возможно, он хотел мне что-то показать. Но, тем не менее,  никакой сексуальной подоплеки, кроме отеческих, «патриархальных» проявлений, демонстративно попирающих, к сожалению,  каноны Церкви,  я за этим не наблюдал.

 

 

История вторая

 

Службы

 

Владыка Валентин, хотя и служит по большим Праздникам, практически не бывает на регулярных службах, приходя только на первые несколько минут. Потом его уводят в его резиденцию назад – под руки, так как состояние его здоровья весьма печально. Тем не менее, когда к нему приходят гости, он демонстрирует кавказское радушие и русское молодечество – он берет гостя (если это знакомый человек) своими огромными руками и… поднимает его к потолку. Физически он очень крепок и силен. Но службы – дело другое.

 

История третья

 

Пост

 

Владыка, когда он бывает в Москве, предпочитает останавливаться в привилегированных московских клиниках – тут можно и здоровье поправить, и познакомиться с нужными людьми. В своих больничных апартаментах он принимает и членов Церкви, иногда прерываясь, чтобы выскочить в коридор и подарить свою книгу «Слово и Дело» очередному нужному чиновнику.  Как-то раз я навестил его в его больнице в первый день Великого Поста.

 

На столе лежала скоромная пища и обед был более чем праздничный.  Собравшиеся люди оживленно галдели. Но дело было не в послаблении Поста для болящего М.Валентина, как я подумал сначала, увы. Я узнал повод – Митралентина в этот день восстановили в депутатстве. И собравшиеся люди отмечали именно это радостное событие. Они, собственно, только об этом и говорили.

 

В самый первый день Великого Поста.

 

История четвертая

 

Управление

 

К Владыке часто приезжают по разным вопросам со всей Церкви. Одни жалуются на других. Он всех очень внимательно выслушивает и громогласно и одобряюще заявляет, что он обязательно разберется с обидчиком. Иногда (часто) происходят курьезы – представители недружественных друг другу лиц приезжают вместе. Они поочередно приходят к Митрополиту, и он каждому из них говорит, что его обидчика ждет отлучение от Церкви, а его самого – поощрение за рвение. То же самое он говорит и противоположной стороне.  Мирить их друг с другом или разбираться в вопросе по существу Владыка не спешит – пока стороны верны ему лично, в этом нет нужды. «Стороны», победоносно друг на друга поглядывая, уезжают восвояси – в надежде на разрешение вопроса.  

 

Владыка очень радушен. Он стремится каждому говорить то, что тот хочет услышать. И особенно он осторожен с теми,  кто так или иначе связан со СМИ.

 

 

История пятая

 

В Суздале

 

Как-то я работал в одном помещении вместе с иподиаконом Митралентина Сережей Слоновым. Завязался разговор о суздальских делах и о самом Владыке. В какой-то момент этого разговора я произнес, что в некоторых ситуациях Владыке можно быть полезным не только согласием с его мыслями, но и не согласием с некоторыми из них тоже. Что всякий человек может быть искушаем, особенно Первоиерарх, и что подлинные христиане помогают своим ближним в случае каких-либо коллизий так же и своим не согласием, конечно, с разумным объяснением его причин. В ответ был изумленный взгляд – собеседник меня явно не понял и пришел в некоторое немое оцепенение от подобных простых слов. Меня это удивило – я ведь говорил всего лишь о христианском способе  взаимовыручки.

 

У этого небольшого инцидента было и продолжение.

 

Вечером меня вызвал Митрополит и грозно вопросил «Ты чего мне тут развращаешь, понимаешь,  людей?»

 

 «Каким образом, Владыка???» …

 

Только в  этот момент я начал тихо и смутно понимать, куда я попал.

 

 

История шестая

 

В орехово-зуевском монастыре

 

Дело было в Орехово-Зуевском монастыре, куда мы с еще одним нашим московским прихожанином приехали из Суздаля вместе с Митралентином в составе его, так сказать,  «свиты», хотя сами были в Суздале случайно и были взяты М.Валентином с собою «за компанию».

 

Визит имел своей целью расследование обвинение против настоятеля. Собственно, не расследований даже, ибо они были произведены ранее, а принятие экстренных мер.

 

После краткой экскурсии по монастырю и выслушивания заинтересованных лиц, Митралентин потребовал от меня, чтобы я молчал о том, что я там увидел. Он так же потребовал от меня, чтобы я молчал и о Лурье. В ответ он обещал все блага и свое личное покровительство. Конечно, я вежливо отказался от всех предложений, но дело монастыря, в отличии от публичных заявлений в СМИ,  было его делом, не моим

Далее он приказал нам отойти – он удалился с настоятелем для решения «духовных вопросов» (он так и сказал). Ушли они в «гостевую» с кожаными диванами и низкими лампами, устроенную с самом центре главного здания монастыря для отдохновения его спонсоров – «коммерсантов», отмывавших деньги через «пожертвования на монастырь».  «Духовными вопросами» были вопросы о покровительстве М.Валентина творившимся в монастыре младостарческим опытам и духовному калечению людей  в обмен на  материальную мзду. Это стало ясно из его финальной речи на обеде, устроенной настоятелем в его честь, где Митралентин высоко превознес «хозяйственные добродетели» настоятеля, обойдя молчанием вопрос, по которому он и приехал разбираться в подведомственный ему монастырь. Настоятель так воодушевился, что, не смотря на отсутствие формального повода, спел Митралентину «Многая Лета».  Митралентин поднялся и воодушевленно спел настоятелю «Многая Лета» в ответ.

 

 

История седьмая


Патриархия

 

«В Патриархии я был в Церкви. Я в Церкви пятьдесят лет» - заявил на обеде по случаю приезда из Англии Владимира Мосса Митралентин.  «Но, Владыка, Вы не были в Церкви пятьдесят лет. Вы были в Церкви в начале своей жизни, потом Вы пали, потом Вы снова вернулись в Церковь», сказал несколько ошарашенный неожиданным поворотом Владимир Мосс. «Нет, я был в Церкви. Я был с Богом» - ответил раздраженно Митрополит Валентин.

 

Он верил в то, что МП кончилась в 1990-ом – тогда, когда он ушел из нее сам, и не принимал иной логики. При этом в его Посланиях, ориентированных на западных ИПХ, его референтами все подается ныне несколько иначе.

 

 

История восьмая

 

«Митрополит любит вас!»

 

У Митралентина в Москве есть верная ему семья, в доме которой он иногда останавливается. Не будем называть имен. Как-то ее глава, пользующаяся в самом Суздале большим влиянием и авторитетом, решила поговорить со мною – по благословению Владыки. «Владыка любит Вас. Он даст Вам все» - заявила она. «Лучше бы он любил Сваноны, а меня бы не любил совсем», - ответил я.  «Ах, вот как Вы ставите вопрос!», - возмущенно закончила краткий «разговор по благословению» пожилая дама.

 

 

История девятая

 

Дом Мосса

 

Когда иеромонвгустин Лим, Владимир Мосс и все англичане бежали от Владыки Валентина, Владыка решил «вернуть Церкви» дом в Суздале, принадлежавший Владимиру Моссу. Дом этот был продан Владимиру за огромные по меркам 1999-ого года деньги. Однако, Владыка Валентин «забыл» за какие именно и предложил почти вчетверо меньшую сумму – и продолжал на ней настаивать, одновременно всех вокруг уверяя, что «Мосс его обкрадывает». Свидетели сделки, верные чада Влалентина, знавшие о сумме, заплаченной Моссом,  и не страдавшие отсутствием памяти, тупили глаза. А Митралентин пользовался полной зависимостью от него в данном вопросе иностранца Мосса и диктовал ему свои условия.

 

В конце-концов Владыка Валентин устроил из дома Мосса без его на то согласия и в его отсутствие собственную контору по операциям с недвижимостью(!) под руководством юриста Моченова, с которой Владыка получал прибыль, а так же сделал из нее по сути  штаб-квартиру тех, кто Мосса из Церкви гнал. Одновременно он требовал у Мосса по междугороднему телефону и по e-mail оплату огромных коммунальных счетов (по пять-шесть тысяч рублей в месяц «за отопление»)

 

Воистину, кавказская хозяйственная жилка у Влалентина давала о себе знать даже в самых спорных с точки зрения простой человеческой этики обстоятельствах.. Впрочем, верные М.Валентину «лурииты» давно отменили мораль (если она когда-то у Митр.Валентина и была). Делай, что должен, и будь что будет, ибо «ради обожения позволено все».

 

 

История десятая

 

Влеодор

 

Влеодор – будущий преемник Митр.Валентина, человек, проведший в его тени всю свою жизнь.  Отношения у них непростые, ибо Влеодор, будучи верным Вл.Валентину,  однако осознавая себя монахом, сторонится широкой жизни  его дома и «домочадцев», а Вл.Валентин не терпит и мысли о том, что «Федор» когда-нибудь завладеет всем тем, что «построил» он сам. Поэтому он очень часто публично унижает архиепеодора, в присутствии своей «домашнее» челяди.  Челядь подобострастно улыбается в ответ.

Тем не менее, после смерти Влалентина, Вл.Феодору не дадут сойти с пути Митр.Валентина. В случае проблем ему укажут на «несоответствие духовным традициям» «святого исповедника». Укажут так же на то, что он «все это время молчал». А в случае проблем серьезных найдут и «компромат».

 

Влеодор учится. Он осознает, что когда-нибудь останется один. Но учителя его –  все та же опекающая Суздаль стайка Лурье. И он повторяет их заклинания – «утенок» из сказки, дабы превратиться в «лебедя»,  говорит то, что вкладывают ему в уста.

 

 

История одиннадцатая

 

«Синодальные Заседания»

 

Как-то в Москве мне позвонил наш дьякон, олексей. Он сообщил мне, что «нужно спасать нашего Епископа Хабаровского Амвросия», которого я раньше никогда не видел. Он попросил, чтобы я срочно ехал в головинский храм.  Я приехал в наш храм Царя Мученика Николая и увидел следующее – там сидел Епвросий, который пропил (!) деньги, выделенные ему на билет на самолет до Хабаровска (десять тысяч рублей) Рядом с ним сидели Илья Григорьев и наш дьякон. Все они были в унынии. Я очень удивился.

 

Мы временно эвакуировали Епископа Амвросия к Илье. Потом мы стали хлопотать о билетах. Епископ, пока мы хлопотали, периодически бегал в магазин, ибо у него был запой. Мы не знали, что нам делать.

 

Тем не менее, когда он немного протрезвел, а до самолета оставалось еще какое-то время, мы сумели с ним поговорить.

 

«Владыко, когда же решится вопрос о Лурье?» - спрашивали его мы все. «А что я – я ничего. Я, да и другие – мы ничего не значим».  Но как же так, удивлялись мы, ведь эти вопросы выносятся на Синод, в котором Вы принимаете участие как полномочные члены. «Нет», отвечал Епископ Амвросий. «Все не так. На Синоде Влалентин по каждому вопросу дает установку, дальше ее поддерживает архиеп.Феодор – и все, никто уже ничего не смеет сказать. Мы хотим что-то сказать иногда, но мы – зависимы. Мы ничего не значим. Он всегда решает все сам».

 

То же самое подтвердилось впоследствии и из бесед с другими архиереями РПАЦ. Но поначалу мы приняли эту реальность за «исповедь пьяного» - настолько нам казалось это невероятным, настолько мы не поверили ни единому слову.

 

 

История двенадцатая

 

Новостильный Новый Год

 

Владыка Валентин всегда, по собственным признаниям, очень любил празднование Нового Года – этим он отдавал дань традиции единения в этот главный праздник советских людей. Однако, если относиться к петровскому Новолетию (14 января) еще хоть сколь-либо не отрицательно, то совсем уж странно выглядело празднование в Суздале церковными людьми Нового Года советского (31 января н.с.) – во время Рождественского Поста.  Однако еще более странным было то, что этот день продолжал усердно праздноваться Владыкой и в Истинной Церкви, и даже много лет после присоединения к ней,  деклараций о единстве по вере со всем старостильным миром и т.д.

 

Но и это не предел. На Новый 2002 год по гражданскому новостильному календарю иеромамиан, бежавший впоследствии от Митр.Валентина на Украину,  жаловался мне на то, что Вл.Валентин украсил елочными игрушками весь алтарь главного суздальского  Цареконстантиновского Собора:

 

«Понимаешь, они звенят, цзинкают», - жалобно говорил он мне. «Я служу Литургию, а их все задевают, они отовсюду звенят. Я попробовал их убрать хотя бы из алтаря – какое там, не дали. Да еще и пообещали наказать»

 

В период, когда Владимир Мосс и я еще находились в Суздале, в письме к Владимиру Моссу, выражая наибольшее, как ему казалось, расположение, Влалентин звал того вернуться в добрые с ним отношения и как обращение к высшим человеческим ценностям предлагал подумать о совместном праздновании Нового Года. Воистину, этот главный советский праздник вошел Митралентину в плоть и кровь. И никакие старостильники с их предрассудками не смогли бы Владыку Валентина от его Нового Года оторвать.

 

На этой иронично-грустной истории, пожалуй,  и закончим. Хотя продолжать можно было бы долго… Однако «мелочи», здесь перечисленные, надеемся, скажут церковному человеку свое.

 

***

 

 

Эти крошечные истории – лишь немногое из того, что добавляет ясности в исповеднический портрет Митралентина.

 

Суздаль Митралентина суть резервация патриархийной глубинки с некоторым апломбом на мировой центр ИПХ. А сам Митралентин – неудавшийся архиерей МП рвавшегося в конце 80-х к власти патриархийного клана Серапиона. Сейчас, когда все это воочию увидено и осознанно, остается только грустная улыбка. Вспоминается Ильф и Петров и их «Нью Васюки»

 

Конечно, личные качества архиереев не делают безблагодатной саму Церковь, и целью этой статьи вовсе не являлось доказательство несостоятельности РПАЦ ввиду изложенного выше. Не делает ее безблагодатной даже нераскаянные сорок наград Митрополита Валентина от Советской Церкви, Советского Правительства и иностранных «патриархов», каждая из которых была в свое время честно «заработана». И каждую из которых, вначале 2002 года от них отказавшись,  Митралентин затем помянул в свою защиту осенью 2002 года, на последнем Заседании Суда над собой. И если бы не проповедь антихристианских учений ближайшим окружением Митралентина и его личное и вполне официальное сергианство  2002-ого года, органически произрастающее из всей его жизни и дающее «установку» всей Церкви,  вряд ли можно было бы говорить о том, что даже подобные удивительные для мира истинных христиан качества не способны трансформироваться, при наличии законного преемства, со временем в церковность подлинных ИПХ.

 

Сам град Суздаль есть средоточие многовековой русской духовной традиции. Каждый камень говорит о Вере и русской святости – подлинной верности Богу Истины. Тем страшнее наблюдать за его стенами нечестивую игру в Истинное Православие погрязших в советском «православии» нераскаянных патриархийных бонз. И никакие добротные импортные упаковки и «церковные технологи» не в силах скрыть этой реальности от тех, кто окажется внутри.

 

 

7 июня 2004 г. «Романитас»