Об идоложертвенном осквернении уст

Илья Григорьев

 

Актуальное размышление в связи с заявлениями некоторых клириков и мирян о принципиальной возможности публичных “контекстно-зависимых” заявлений и публикаций, равно как и сугубо научных”, расходящихся по выводам с Верой и проповедью монографий.

 

 

Это напоминание приходится сделать для всех, ввиду появления и укоренения в среде церковной нового странного учения. Это учение может быть выражено так: “Не важно, что говорит христианин о Боге и Вере вне Церкви, а важно лишь то, что говорится с амвона и в церковном собрании”.

Притом, говорящие сие делают ссылки на церковные правила в отношении еретичествующих. Но церковные правила, по самым своим свойствам, не прописывают все случаи жизни. Например, если некий иерей или монах с амвона ничего ложного не проповедует, а затем идет в собрание язычников и неверов, и несет им суетное, ложное, еретическое (как бы веру Церкви), то на это нет правила.

То же касается и мирян.

Есть различные правила и традиции, ограничивающие возможность мирянам проповедывать и толковать Писание. Однако, это касается именно собрания церковного, где есть Предстоятели, и им дано первенство говорить.

Никакая традиция и никакое правило не могут запретить никому из христиан исповедывать свою Веру, как внутри себя, для собственного Спасения, как основу собственной жизни, так и перед всеми, вопрошающими о Вере. Ибо исповедующий внутри себя, и молчащий вопросившему, разделился бы в себе, в совести своей.

Исповедание же перед вопрошающими неизбежно становится проповеданием и толкованием Св.Писания. Что есть христианский долг для всякого, а не только для миссионеров и представителей “богословской науки”.

Поэтому, невозможно запретить всем мирянам гласно исповедывать православную Веру, но и то ненормально, когда таковые распространяют ложные измышления вне Церкви, перед множеством людей, хотя внутри собраний церковных молчат или говорят правильно.

Правила же на это нет.

Но, как на все никогда и не будет правил, должно рассмотреть сие по существу дела. Это значит, что нужно услышать, что говорит об этом Сам Господь и Апостолы Его.

Известно всем, что принятие идоложертвенных яств оскверняет уста вкушающего (а через то и всего человека). Однако же, Ап.Павел говорит: “купленное с торга, ешьте без исследования, ради совести (1 кор 8:3-6) Он же говорит: “не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека”.

И поясняет: “исходящее из уст из сердца исходит сие оскверняет человека”.

И из того, что говорит далее, видим, что исходящая из сердца скверна, оскверняющая человека, исходит посредством уст, то есть словесно, или с участием словесности, хотя бы и письменной, или хотя бы молча, но с подозреваемыми в уме словесами, или посредством не сказанных вовремя слов. То же говорит о языке главном органе уст, ап.Иаков (Иак.3:1-10): язык огонь, прикраса неправды, оскверняет все тело и восполняет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

Заметим, что ни Господь Иисус Христос, ни Иаков, ни Павел, не отделяют тут сказанного в Церкви от сказанного внешним.

Разница наблюдается именно при употреблении идоложертвенных яств. И в обществе верных едят все купленное, как Господне, пищу ради нужды в пище, не взыскивая, не попалось ли что-то идоложертвенное. Но, “Если кто из не верных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, ради совести” (1 Кор 10:27). Потому как совесть христианская повелевает благодарить Господа за земные блага, а суетные языческие измышления ни во что не вменяет

И совесть христианская ведает, что Господь не попустит тому, что он сотворил, измениться так, чтобы стать по существу не Божиим, а бесовским, как то мыслят идолопоклонники, поклоняющиеся бесам.

“Но если кто объявил Вам, что это идоложертвенное, не ешьте, ради того, кто объявил Вам, и ради совести (того, кто объявил) (1.Кор.10:28,29)

“Не у всех знание; некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, осквернится (1 Кор 8;6-12) Далее: “Если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столиком в капище, то совесть его, как немощного, не расположет ли и его есть идоложертвенное?” (как жертву идольскую).

И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая так против братьев, и уязвляя немощную совесть их, согрешаете против Христа.

Кого Апостол называет здесь немощным братом”, не имеющим знания? Христианина ли?

Нет, ибо сказано: “мы все имеем знание”, да и известно, что потребление идоложертвенного, как именно жертвы идолу, расценивалось или как лицемерие невера (если совершалось вполне вольно), или как отступничество (если совершалось по страху, но не до смерти).

Итак, речь о язычнике, совесть которого действительно признает идолов. Поэтому Апостолы называют язычника братом, что и для него пожелал Христос. Это принципиально отлично экуменического наименования “братьями во Христе” всех, кого ни попадя.

Он не говорит, что тот язычник уже 2брат во Христе”, но то, что и “его же ради Христос умре”.

Чего нельзя сказать о членах экуменических собраний, не ищущих узнать и принять Истину, а желающих только утверждения того, будто их идолы и “христы, и истинный Христос одно, или нечто сродственное, но равно или разно удаленное от Бога, свои превратные сведения о котором требуют почитать равночестно истинным.

Чего нельзя сказать и о древних еретиках, как сознательно отошедших известного им Знания. И о тех в нынешних христианских конфессиях”, кто мог бы, видя несуразность учения своей конфессии, доискиваться истинной Веры, но почему-либо не стали этого делать, а решили требовать от православных утверждения, будто их вера так же истинна.

Но непросвященный язычник брат.

Равно как и непросвещенный невер, или иноверец.

Он не отвергался Спасения, принесенного Христом людям. Потому, к нему братское отношение. Потому, кстати, те, кто боится проповедывать Христа, не имея у себя за спиной какой-нибудь военно-полицейской силы, сами не Христовы. Ибо они идут не как ко братьям, но как вещественно сильные на вещественно слабых. И потому, что не готовы безропотно положить жизнь за Христа. И потому, что не веруют, что каждый их волос сочтен у Бога. И так показуют, что не веруют в то, что проповедуют. И лицемерие их рождает еще большее лицемерие у тех, кого они так “обрели” и ненависть ко приносимому так “христианству”, у всех, кто честен и стоек.

Но Апостолы учат отношению к непросвященному как брату.

Итак, поедание идоложертвенного, лишь оттого сквернит уста христианские, что губит язычника. Губит тем, что уста эти, вместо проповеди Истины Христовой, проповедуют, хотя бы и молчаливо, согласие с языческим идольским приношением, и, стало быть, какое-то согласие Христа с верованиями и жертвами язычников.

Заметим, что бывает это не в Церкви, не в храме христианском и не в собрании верных, но “если кто из неверных призовет Вас”, и даже в капище языческом”.

То есть, идоложертвенное сквернение уст суть одно и то же, что и ложная проповедь перед язычниками, и разными другими, внешними Церкви людбми. Ибо дело не в еде, и не в веществе идоложертвенного, а в антипроповеди, неисповедании, или лжеисповедании Веры перед язычниками.

Итак, не стоит обольщаться. Если тот, кто изрекает ересь с амвона еретик, то те, кто распространяют ереси и лжеучения только перед внешними” – оскверняют свои уста так же, как и те, кто пришел в капище, ясти идоложертвенное, как жертву идолам.

Здесь нет речи о тех, кто ошибся, проповедуя язычникам, но узнав об ошибке, не только раскаялся, но и использовал все возможное, чтобы найти тех людей, разъяснить им свою ошибку и, покаявшись и перед ними, исправить дело.

Здесь речь о тех, кто пользуясь возможностями слвременных средств информации, выходят как бы на агору, и рекут перед бесчисленными собраниями угодную себе и им ложь, и не терпят никаких возражений, кроме совсем глупых, чтобы, указуя на их глупость, придать лжи вид правды, “здравого смысла” или “научности, а в Церкви и не обязаны знать, что делается на агоре, или в капищах. Но соблазн братоубийственный, христоненавистнический, тем не уменьшается, а только увеличивается от большего числа слушающих, коим подается вместо Знания и Любви (1 кор 8:1) надменное лжесловестничество. Жестоко ошибаются те, кто считает, что такие лжесловестники ничего страшного не сделали”. Если они по канону” не подпадают ко осуждению с различными еретиками и лжеучителями, то по существу дела судятся Богом как отступники и лицемеры.

Все тайное когда-нибудь становится явным. Но бывает, что тогда уже поздно что-либо делать.