Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

Письмо Митросифа Петроградского духовным чадам

 

(Недавно обретенное в его непреходящей и по сей день в России актуальности. Рс)

 

 

     Душе, тоскующей среди невзгод и бурь нынешнего житейского моря.

 

Не ложно слово Господа обещавшего пребывать с нами до скончания века и сохранять Церковь Свою неодолеваемою вратами ада, т. е. и на краю погибели. Да, сейчас мы на краю погибели, и многие, быть может, погибнут; Церковь Христова умалится, быть может опять до 12, как в начале своего основания. Ведь не могут не исполниться и такие слова Господа: «Сын Человеческий пришед обрящет ли веру на земли?»

 

Все делается по предведению Господню, люди тут не могут ни прибавить, ни убавить ни на одну иоту. Не желающие погибнуть — более застрахованы от гибели и можно сказать: ад будет только для тех, которые сами желают его. Так эта истина да пребудет прежде всего  утешением и подбодрением для унывающих от событий мира сего. Лишение храмов Божиих и подобных прежнему пышных Богослужений с обилием молящихся, блестящими сонмами священнослужителей, ангельскиподобным пением хоров и т. п. — конечно печально и жалости достойно, но от нас не отнято внутреннее служение Богу в тихости и умиленности и сосредоточенности въ себе духа. Подобно тому, как известные челюскинцы, лишенные носившего их корабля, не погибли, а сумели создать себе сносную жизнь и на обломках обманчивой плавучей льдины, пока не были вознесены от грозившей поглотить их пучины на крыльях самолетов, так и мы, после жалостного крушения наших духовных кораблей, не должны предаваться панике и терять самообладание и надежду на спасение, а должны спокойно начать приспособляться к новой обстановке и изощряться на все способы, хотя и в менее пышных формах, продолжать свой молитвенный труд служения Господу и наслаждаться им «во псалмах и пениях и песнях духовных», как молились первое время Апостолы и все верующие христиане.

 

Разве были тогда наши величественные храмы, колокола и пышные службы? И разве отсутствие всего такого мешало возгораться такою любовию к Господу, какой не достигли все последующие века?

 

А пустынники и пустынницы, добровольно проводившие вдали от храмов Божиих десятки лет, разве не более заслуживают нашей святой зависти, чем живущие среди храмов и пышных Богослужений и при всем том не достигшие такой близости к Богу и наслаждения Им?

 

Вы, лишенные недавних радостей молитвы в храмах Божиихъ, помните, — вы не освобождены от обязанности молитвенно устроять свою жизнь и не лишены возможности этого, помимо возможности иметь около себя постоянных служителей Христовых и пользоваться их духовной поддержкою и окормлением. Вы и без них должны проводить жизнь так, как-бы сами были своими жрецами, закалая свою жизнь в жертву Господу терпением всех скорбей и лишений, непрестанною к Нему молитвою души памятованием о Нем с любовию и благодарностью за все Его милости и скорби, и радости, и жаждать Его спасения, когда Он пошлет Ангелов Своих восхитить Ваши души от земных горестей и опасностей и на крылах вознести вас к Себе, где не будет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания». А до того и для того обзаводитесь все печатными и письменными Богослужебными и молитвенными книгами и «пойте Богу нашему, пойте» разумно, как умеете и сколько успеете въ молитвах своих молитвенных углов в особо посвященное Ему время, свободное от других забот и трудов.

Богослужебные наши книги — неисчерпаемый источник утешений духовных и кто же не имеет возможности пользоваться ими. Одна псалтирь чего стоит: она пронизывает собою, как канва, все другие наши молитвенные книги и песнопения.

 

Не ослабевайте же, не падайте духом, и благость Божия с вами.

 

Аминь.

 

Митрополит Иосиф Петроградский