Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

 

РПАЦ: Курс на отказ от духовного преемства Катакомбной и Зарубежной Церквам*

 

 

 

*Данное размышление является логическим

продолжением статьи «Зарубежная и

Российская Церкви: текущее положение

 и взаимные претензии»

 

 

 

За последние два года в интеллектуально среде, так или иначе связанной с РПАЦ, возник и сформировался курс отношения к целому спектру вопросов, принципиально отличный от того, каким он был в неизменной чистоте в течении 80 лет в Катакомбной и Зарубежной Церквах. Этот курс негласно оправдывается «новыми велениями обстоятельств и времени». Между тем, на уровне иерархии, РПАЦ по-прежнему подчеркивает, что считает себя духовной преемницей Катакомбной и Зарубежной Церквей, во всех вопросах, включая вопрос отношения к Государству (сентябрьские протоколы заседаний Синода). Новый курс разрабатывает около десятка думающих и пишущих членов РПАЦ,  недавно пришедших в ее ряды, которые не имеют формального отношения к иерархии, однако находят у нее все больше понимания или, по крайней мере,  рассчитывают на  зависимость иерархии от предоставляемых ими  «услуг» и ее выжидательный нейтралитет.

 

Этот курс, как и всякая позиция, выражается в позитивной и негативной программах. Обозначим их.

 

Позитивная программа

 

  1. РПАЦ необходимо стремиться  взаимопониманию с обществом и государством. Членов РПАЦ не должны считать «сектантами».
  2. РПАЦ должна стремиться говорить с миром на его языке.

 

Негативная программа (критика КЦ и РПЦЗ)

 

  1. «Катакомбная часть РПАЦ состоит по преимуществу из «фанатиков», от которых надо, не афишируя этого публично, «потихоньку отказываться». Прямые призывы к этому слышатся  в тихой «очной» пропаганде и в Суздале, и в Петербурге, и в Москве.

 

  1. Провозглашается так же «антисемитизм» РПЦЗ(В), Ее проигрышная, «сектантская» социальная позиция «Церкви последних времен», Ее интеллектуальная безпомощность, структурная дезорганизация, каноническая уязвимость и волевая и инициативная второстепенность по отношению к «безупречной» РПАЦ. Понимая, что без РПЦЗ(В) объединительный Собор Российской Церкви будет разбойничьим,   понимая, что уже настал час реальной встречи и столкновения интересов РПЦЗ(В) и РПАЦ в России, они пока еще официально не смеют заявлять, что от РПЦЗ(В) необходимо навсегда отказаться, однако они, заявляя о готовности к переговорам, подспудно делают все возможное, чтобы отодвинуть переговоры на максимально долгий срок и сделать их невозможными. В самом крайнем случае они готовы на эти переговоры, однако настаивают, понимая, что переговоры будут днем православного суда не только над действиями иерархии, несправедливо, хотя и под давлением, запретившей российских преосвященных, но и Суда над ними самими,  за их собственные отступления от Христа, настаивают,  чтобы  эти переговоры  велись с РПЦЗ(В) непременно  «с позиции силы».

 

 

 

Эти люди, говоря о формальном преемстве РПАЦ Катакомбной и Зарубежной Церквам, на деле провозглашают необходимость избавления  практически от всех традиционных принципов, являвшихся всегда основанием духовного стояния  РПЦЗ и КЦ.   Именно так, в частности, следует понимать жесткую критику с их стороны реальностей Синодальной Церкви. Всякая критика имеет свою цель. Целью критики Синодальной Церкви в данном случае является вовсе не борьба против плохого, а борьба против хорошего, попыткой уйти от духовной традиции именно РПЦЗ и КЦ, а вовсе не от традиции далекой и находящейся в прошлом Синодальной Церкви. С Синодальной Церковью бороться не оправданно, она не представляет угрозы. Угрозой являются именно живые носители традиций Катакомбной и Зарубежной Церквей в самой РПАЦ,  оппозиционные «новому курсу». 

 

Суть «нового курса», провозглашаемого этими людьми, и принципиальные черты различия с духовным стоянием Зарубежной и Катакомбной Церквей,  рассматривался нами в предыдущей статье и еще в целом ряде публикаций.  В данной статье мы попытаемся обозначить его видимые мотивы и логику аргументации, а так же рассмотреть православный ответ.

 

В чем основной пафос Новомучеников и смысл духовного стояния Катакомбной и Зарубежной Церквей?

 

Вовсе не в самом по себе правильном отрицании экуменизма, как пытаются уверить многие члены этой группа ныне всех нас, настаивая на примате ереси экуменизма как главного греха, и отводя сергианству роль «канонических нарушений в числе прочих». Дело не в экуменизме, который массово начался для РПЦ МП позже зарождения Катакомбной и Зарубежной Церквей, как следствие изначального и заглавного для Русской Церкви 20 века греха,  ереси сергианства,  которая, в свою очередь, тесно связана с порабощением именно коммунизмом (а не вообще «языческой властью»)  русской Церкви и русской земли. Пафос Новомучеников том,  что вместе со значительным числом отступивших от Христа в период революции, погибла не только Российская Церковь, но весь периферийный, поддерживающий ее русский мир. Русская культура как целое. Произошло беспрецедентное. Произошло большее, много большее, чем в момент падения Византии, после чего греки все равно остались греками и, под властью турок, не отошли от Христа. В России, в отличии от Византии, из бывших русских людей была произведена почти удавшаяся попытка сформировать новую этническую общность, советский народ, по самым своим внедренным при «формировании» свойствам бывший в течении десятилетий практически не в состоянии нести Православие и исповедовать Христа.

 

Поместная Российская Церковь находилась духовно в сердце Российской Империи, однако далеко не весь русский социум был строго православным, церковным. Не бывает, чтобы в православной империи все были одинаково церковны и вероисповедно чисты. Однако, периферия Церкви, русский социум, ощущал себя православным, являлся зримой поддержкой Церкви. Люди, месяцами не ходившие в храмы, жертвовали Церкви деньги, а их поведение во многом соотносилось с традициями, уходящими именно в православное воспитание и бытие. И именно эти нормы поведения, традиции русского общества, исторические, этические, нравственные ориентиры, и подверглись атаке и трансформации «коллективного антихриста» вместе с атакой на Церковь. Падению Русской Церкви и России в начале этого столетия невозможно найти аналогов (хотя есть, конечно, и параллели), так как практически в одно время с Церковью в России была уничтожена вся русская культура, преемство русской социальной традиции, русская историческая среда. Экуменизм не являлся в России общим знаменателем этого падения, являлось нечто принципиально (на нравственном уровне) другое. Различные малочисленные истинно-православные юрисдикции, не имеющие общенациональной «периферийной» поддержки и окружения, возникают и исчезают, под натиском лжеучений (прежде всего новокалендаризма и экуменизма)  достаточно легко.  Конечно, Церковь созиждет  не национальная социальная традиция православной страны, но Христос. Но русский народ, даже тот, который страдал от нарушений синодального периода, был христолюбив, пока не пал под ударами внутренних и внешних врагов и своего собственного отступления.

 

Тем не менее, в том, что раньше называлось русским народом, в том этносе,  в котором память о правде и церковности в течении десятилетий тщательно уничтожалась, равно как искоренялись  и шедшие рука об руку с этой правдой нормы русского поведения и бытия, эта память все еще жива. Пафос Новомучеников Российских не был строго церковным пафосом, по примеру голосов сопротивления Православных погибелям и ересям  нынешних крохотных истинно-православных юрисдикций и Церквей. Пафос Новомучеников был общественным, вселенским пафосом, обращенным ко всему русскому социуму, ко всему русскому народу. И он остался в памяти народной, остался как воспоминание о родовой травме советского эксперимента, как память о жизни прежде жизни, а наилучшим образом сохранился в Зарубежной и Катакомбной Церквах. Только этот пафос лучших русских, обращенный не только к православным христианам, но ко всем членам русского социума, может изменить ситуацию в сторону покаяния тысяч и тысяч людей и их присоединения к правде и истине. К Православию и России. Этот пафос есть сама русская святость, явленная миру в  твердом, звучном и массовом выражении под ударами беспрецедентного зла.

 

Что же делают эти люди? Они, осуждая его в Зарубежной и Катакомбной Церквах как «идеологию тонущих», как идеологию «Церкви последних времен», осуждая его,  так как он мешает их сергианской пропаганде и связями с нераскаянным посткоммунистическим Правительством и специальными идеологическими службами путинской страны, объявляют этот пафос  «политической трактовкой русской церковной истории»,  к чему они предприняли попытку при презентации книги по истории Церкви в 20-м веке Владимира Мосса, и что повторили они многое число раз позднее этого дня. Как это похоже на утверждения Сергия Старогородского, что Новомученики вовсе не борцы за веру, но политические преступники! Как же мы можем удивляться, что члены этой группы открыто ныне хулят Новомучеников, уподобляя их мученикам второго сорта, обвиняя их в «адогматичности» за верность законной иерархии Церкви, за твердые устои и их борьбу против близких их сердцам ересей, за социальную позицию?

 

Да, с точки зрения неосергиан, это именно так. Новомученикиполитические, так как они обращались не только к Церкви, но и ко всему русскому миру, беря на себя и общественную роль. Так как Зарубежная Церковь призывала к общественному действию против власти антихриста, и осуществляла его, насколько хватало разумения  (часто делая прискорбные ошибки) в меру своих слабых сил. Зарубежная Церковь, много десятилетий находившаяся вдали от России, придя в Россию, совершила много ошибок и стала жертвой провокаций. Но это не значит, что не верен сам курс, особенно для знающих местные реалии чад РПАЦ, которые вполне способных не поддаться на провокации структур, созданных специально и заблаговременно  идеологическими службами империи зла  для профанации идеи покаяния и дискредитации миссии Истинной Церкви.

 

Катакомбная Церковь точно так же ощущала как вселенскую катастрофу падение не только Русской Церкви, но и всего поддерживающего Ее  русского мира, и была в полном единомыслии с Церковью Зарубежной.

 

Эти люди, имеющие от нынешних властей заработки и карьеры в идеологических и общекультурных областях, по заказу нераскаянной власти обеспечивающие развитие ее беспокаянной идеологии, объявляют пафос покаяния «мечтательством и иллюзией». Они, как они сами говорят о себе, прагматики и "византинисты".  Но, быть может, отказываясь от стояния Катакомбной и Зарубежной Церквей, от пафоса покаяния Новомучеников Российских, они проповедуют внешним «хотя бы» Христа? Нет, они проповедуют не Христа, но экзотические лжеучения, они потакают бесовским «духовностям» мира сего. В надежде привлечь их носителей в Церковь,  сообщают об общей мере этих бесовских «духовностей» с Православием. Говорят об этих бесовских наваждениях и культах как об Истинной Культуре, которая по ним должна соответствовать Истинной Церкви,  а в политическом плане проповедуют нечестивую и угодническую для православного христианина, кощунственную «удобоуклонность к использованию обществом РПАЦ». Они привлекают для рекламы РПАЦ и взаимодействия с РПАЦ наиболее беспринципных общественных деятелей нынешней России, с руками по локоть в крови, певцов предательства «во имя прагматизма». Они дискредитируют РПАЦ и уничтожают пафос Катакомбной и Зарубежной Церквей.

 

Их недоумевающие союзники говорят: «А какую вы в качестве альтернативы можете предложить общественную программу? Посмотрите, эти люди что-то делают, привлекают интерес общества к РПАЦ»

 

Ответ очень прост. Все эти «общественные программы» и высокая политика, «презентации» и всевозможные социальные и медийные фонды, мнимые, «присоединяющиеся к РПАЦ» «политические элиты», встречи с «интеллигенцией» и информационная мишура происходят от нераскаянности, от неумения сосредоточиться на молитве, от гордыни напоенных чувством собственной значимости, бесплодных для личного покаяния устроителей сего балагана, мешающих Невесту Христову с ФЕПом и катанием на лошадях. Никакой «позитивной  программы» у Церкви Христовой для людей нет, кроме главной и единственной: спасения души. Если же все-таки говорить об «общественной программе» Церкви в нынешней России, то это только трансляция голоса Новомучеников, призыв к Правде,  ко Христу,  к покаянию. К осознанию того, что произошло в самом точном, духовном смысле событий, что произошло с Россией и со всеми русскими людьми.

 

Их недоумевающие союзники вопрошают: «Разве можно вступить дважды в одну реку?» Нет, нельзя. Но всякая проповедь покаяния, подобно проповеди о Спасении,  это не проповедь возвращения. Проповедь покаяния всегда, на уровне непреложного Закона, будет проповедью обновления в лучшее, по сравнению с исходным потерянным,  состояние и естество. И, на уровне того же самого закона, это будет проповедь преемства между исходным и лучшим. Восстановления преемства русской Веры и русской социальной традиции, прерванное богоотступничеством. Это восстановление возможно только через покаяние, через апелляцию к сохранившейся, фрагментарной народной памяти, через полное отрицание периода богоотступничества именно с нравственных и религиозных начал.

 

Это трудно.  И это работа на годы вперед, для тех,  конечно, кто вообще, в принципе  имеет призвание от Церкви и Бога к общественному служению и бытию.  К проповеди покаяния необходимо подходить очень осторожно, чтобы не впасть в очевидные ереси и не правоту, свойственные как РПЦ МП, так и некоторым, оторванным от реальностей России чадам РПЦЗ.  Так,  патриархийная проповедь о «царе-искупителе» в сочетании с проповедью о необходимости покаяния русских является ложным учением, сообразующимся с латинской ересью о сверхдолжных заслугах святых, и является следствием общего повреждения всех основ веры в РПЦ МП.  РПЦЗшная мифология о «единой общности» «порабощенного русского народа» является разновидностью Мифа-об-Интервенции (захвата власти в России со стороны малого народа), призванного обелить собственно русских в грехах богоотступничества и предательства. Все эти ложные учения о необходимости покаяния русских в той или иной форме противостоят учению Спасителя о личном покаянии каждого отдельного человека в своих грехах (так, учение о Царе-искупителе ставит на место Христа «обыкновенного» святого, «лицо русского народа»,  выражая потаенный холистский миф о «частях» «единого этноса», которые можно «жертвовать» во искупление и прощение многих. Миф об интервенции и необходимости покаяния в «допущении интервенции» является антипокаянным мифом, стремящимся вывести русских из под необходимости покаяния, свалив главную вину на кого-то еще.

 

Однако, наличие этих искажений в общественной проповеди покаяния, вовсе не означает, что его не нужно проповедовать. А только подчеркивает особый и страшный для популяризаторов этих лжеучений смысл истинной проповеди покаяния в российской среде. Правильность и православность голоса Новомучеников Российских. Их пронзительный и чистый голос, призывающий Россию опомниться от наваждения, покаяться в отступничестве, правильно истолковать духовный смысл последовавших исторических событий, не может не быть услышан русскими людьми.

 

Итак, следует снова подчеркнуть. Лица, которые ныне пишут от лица РПАЦ и внутренне мотивируются не православными ценностями, ценностями мiра, или же ошибками и профанациями покаянного призыва со стороны выразителей «похожих» на стояние РПЦЗ и КЦ  ложных голосов, намеренно ведут курс на разрыв с традициями Катакомбной и Зарубежной Церквей. Они не имеют с ними общего ориентира, их мирские ценности прямо противоположны духовному стоянию Русской Церкви, и их действия следует рассматривать как подрыв нашей веры и провокацию против самой основы нашего церковного здания, нашего бытия, преемства наших хиротоний, духовного преемства традициям КЦ и РПЦЗ. Некоторые из них уже прямо доходят до того, что называют общественную проповедь греха и покаяния со стороны Церкви  «социально не полезным элементом» и предлагают властям РПАЦ в качестве Церкви, которая не будет повинна в этом « антиобщественно грехе». Другие молчаливо с ними соглашаются и этим согласием, а так же публикацией с ними в общих изданиях, поддерживают этот общий курс.

 

По сути ныне происходит прямая духовная диверсия против Церкви Новомучеников. Против Церкви, в которую значительным числом входят общины Катакомбной Церкви и бывшие общины Зарубежной Церкви. То, что наша Церковь не в силах ничего противопоставить этому процессу, говорит о глубокой духовной немощи всех нас, испытывающих на себе ныне тяжкий гнет и стоящих перед выбором. О пленении нас соблазнами мира, получением мнимых свобод и привилегий в мiре, отступившем от Христа.

 

По сути эти лица ведут нашу Церковь к расколу. К расколу с Зарубежной и Катакомбной  традициями, являющимися духовным основанием РПАЦ.  И, сколько бы эти люди не кричали о твердых позиции православных как о «вносящей смуту» и «провоцирующей нестроения»,  именно на шапке вора,  как известно, расцветает огненный вертоград. Так же, как они обвиняют православных ныне в «роке» и «бракоборчестве», так же, как обвиняли недавно в несуществующих ересях и Бог весть в чем еще, точно так же они обвиняют православных  «зеркально» и во всех остальных своих реальных и бесконечных судорожных действиях против Церкви и Христа.

 

Для миссии истинно-православных христиан, наследующих исповеднической Церкви Новомучеников, может быть только один выбор, одно Слово, один вздох. Этот выбор все еще может представлять некоторую угрозу для правителей России, для всего ее «консолидированного» самозваного «нового света» и властных и культурно-идеологических институций всех уровней, скованных круговой порукой и глухим, на грани осознания, чувством опасности, почти не рефлексируемым чувством самозванства, почти не ощущаемым чувством нераскаянной вины. Так же, как «опасно» Слово Божие язычнику и врагу Христа. И именно поэтому институции эти испытывают к нашей Церкви, несмотря на ее малочисленность и безправность, не смотря на ее не агрессивность, милосердие и упование лишь на покаяние и Христа, столь живой и неподдельный, почти бессознательный интерес. Именно поэтому, руками различных «не правительственных» масс-медийных и интеллектуальных фондов и внутренних отступников, стремятся переделать Ее внешнюю миссию в угоду себе, в ущерб миссии спасения и покаяния. Стремятся обмануть голос совести. Направить исповедническую миссию нашей Церкви в сторону от проповеди покаяния, и, в конечном счете,  незаметно, но бесповоротно обратить против Христа.

 

«Романитас»