Голубые глаза Медузы

Актуальное размышление о современных перипетиях
отношений власти и Истинной Церкви

 

Нам представляется, что любые позитивные действия или предложения власти в отношении РПАЦ, уже имевшие место или грядущие, есть ныне часть дипломатических маневров власти, часть ее торга с патриархией, сопровождающих сложный и длительный ( и неизбежный) процесс становления симфонии между новым русским государством и РПЦ МП. И что обращать на них внимание значит поддаваться на заведомо обреченные на нечестие и дискредитацию РПАЦ систему провокационных (в худшем случае) и безразличных к собственно РПАЦ (в лучшем случае) действий. Этот тезис в данном кратком обзоре мы и постараемся защитить.

 

Предмет этой статьи состоит в том, чтобы попытаться ответить на вопрос, занимающий в Истинной Церкви умы совсем не многих. Вопрос о возможных формах сосуществования Церкви и постсоветского Государства. Вместе с тем вопросы, которые мы попытаемся здесь освещать, носят исключительно актуальный характер. Они ни где публично ранее не поднимались, и будут интересны, вероятно, широкому кругу читателей и единомышленников. Мы так же чаем заинтересовать данным размышлением наше священноначалие, так как, кроме Божией Милости к нам всем, грешным, именно от его решений зависит во многом наше общее будущее. Следует так же подчеркнуть особо, что по нашему глубочайшему убеждению именно публичное проговаривание тревожных тем, которые обычно покрываются молчанием, способствует часто предохранению от возможных бед и напастей. Все, что могут рядовые члены Церкви, верные Ее дочери и сыновья, это смиренно помогать в наше сложное время водителям Церкви - своим архиереям, молитвой, словом, делом и помыслом.

Для того, чтобы касаться темы современных взаимоотношений Церкви и Власти, необходимо говорить и об РПЦ МП. Отношение Власти к Истинной Церкви неизбежно будет проходить сквозь призму ее отношения к обширному российскому псевдоцерковному Сообществу, возглавляемому Алексеем Ридигером. А посему, для начала, необходимо, повторив вещи общеизвестные, определиться с основными понятиями и представить себе картину в ее полноте.

Владимир Путин, олицетворяющий современную светскую Власть, и Алексей Ридигер, олицетворяющий Власть духовную (в данном случае совершенно не важно, признаем ли мы легитимность как первой, так и второй) являются знаковыми общественными фигурами на пространстве постсоветской России и имеют много общих черт, как биографических и послужных, так и политических. Алексей Ридигер стал "патриархом" в очень тяжелое для РПЦ МП время, когда налаженный механизм жизнедеятельности данной степенной организации мог рухнуть практически в одночасье. РПЦ МП в то время, как и доживавшие последние дни у руля Власти Компартия и Комитет, подвергалась колоссальному давлению внутренних и внешних ее врагов. Триада Партии, КГБ и Советской Церкви, в течении десятилетий совместно контролировавших и опекавших всякую умственную и духовную деятельность граждан пространства бывшей Российской Империи, разрушалась на глазах. Нужны были срочные меры.

Тут важно сказать о тех самых "врагах" РПЦ МП и советского эстеблишмента. Необходимость эта диктуется тем, что все мы должны осознать принципиальную истину о "крушении" богоборческого режима. Богопротивная власть, как светская, так и духовная, сумела через преображение свое устоять, только потому, вероятно, что оппонентами их был не покаявшийся и православный русский народ, но либералы, наследники февральского мятежа. Во все времена Россия могла и умела каяться, могла через покаяние свое возвращать свое отечество, отмаливать у Господа свои грехи, просить о ниспровержение власти растлителей, самозванцев и чужеземцев. Но ныне, после семидесяти лет власти, которую многие называют предтечей антихристовой, покаянных слов почти не было. Вернее - были: “февралисты” на все голоса требовали у страны покаяния... перед самими собой. Потому, видимо, Господь и не отнял этой "власти", как светской, так и духовной, ведь отдавать ее было некому. И дело не в необратимости современных процессов...Для Господа ничего невозможного нет - были бы верующие сердцем.

Впрочем, Истинная Церковь (РПЦЗ) попыталась вмешаться...И была дискредитирована в глазах многих и многих в результате блестящей операции перегруппировавшегося, но не потерявшего силу Комитета. Ей "устроили" союз с одиозной "Памятью", перешедшей тогда в полном составе в Зарубежную Церковь (и, когда "отпала нужда", в том же полном составе вернувшейся обратно) и, таким образом, навсегда вычеркнули из духовного и политического российского процесса.

Однако, вернемся к Алексею Ридигеру. Он пришел в момент, когда необходимо было сохранить Организацию от роспуска или самороспуска ввиду наисерьезнейших обвинений, предъявленных к ней публично. Признание инкриминируемых ей преступлений и покаяние в них автоматически означало конец для всей Организации-как-целого. Таким образом роль Ридигера как охранителя и гаранта единства Организации, была с самого начала очевидной: он должен был сделать все, чтобы из под данных обвинений выйти и не допустить покаянных (разрушительных) процессов в недрах патриархии.

РПЦ МП сохранилась. Однако общество продолжало штормить. Либеральный круги, прорвавшиеся к власти, быстро забыли революционный пафос и, прикрываясь "покаянной" риторикой перед "свободным миром", занялись любимым делом - "законным" воровством. Нет, конечно, при них в России все-таки каждый день был шанс вернуться к осознаванию и покаянию истинному. Они не закрывали газеты и телеканалы, не затыкали рот оппонентам, предпочитая иной стиль. Мы, Истинная Церковь, им обязаны многим, так как именно они нас вначале, не из любви к Истине, конечно, а в пику МП, поддерживали и защищали. Во многом ситуацию ельцинского безвременья можно сравнить с третьим-четвертым веками Римской Империи, когда Истинной Церкви позволяли (часто назло иудеям) на равных конкурировать со всевозможными лже-культами и особенно не притесняли. Истинного покаяния не было, но оно, в результате проповеди Истинной Церкви, по крайней мере было возможным. Конец же всей этой "покаянной" эстафете положил в обществе, как мы знаем, Владимир Путин и его новый режим.

Путин, высокопоставленный выходец из КГБ СССР, замкнул десятилетний круг робких попыток к Реставрации Православия и Империи, инициированных при начале пути лидера Советской Церкви Ридигера. Путин пришел к власти на мощной антипокаянной волне, вызванной отвращением общества к действиям "февралистов". Он немедленно расставил выходцев из КГБ СССР на всех ключевых государственных постах. Даже самая его публичная риторика являлась классическим почерком Органов, будучи одновременно вкрадчиво вежливой и мобилизационной. Перед Путиным образца 1999 года стояли те же самые проблемы, что перед Ридигером образца 1990. Триада Партии, Комитета и Советской Церкви прошла сквозь тревожное десятилетие с потерями, но и с приобретениями. Из праха восстали лишь два ее звена. От Партии же, как напоминание о том, что некогда объединяло Триаду, вознесся памятником ей лишь Советский Гимн.

Однако одним Гимном Симфонию не восстановить. Пост советское общество в лице системных интеллектуалов вскоре получило заказ на... "Новые принципы". Эти принципы должны были сформировать эссенциальный тип национальной элиты, которая, в свою очередь, должна была воссоздать даже не идеологию..., но самое воспроизводство правящей элиты. Воспроизводство это в ельцинский период за отсутствием принципов носило хаотический характер, породивший кризис власти, "войны олигархов" и т.д. Однако в Партии войн быть не должно. Советской Церкви и Советской Охранке на новом историческом витке стал жизненно необходим Третий, утерянный и растоптанный историей Член, призванный заботиться о главном, вязать и решить.

Спрос рождает предложение. Этот Член не мог возникнуть ex nihilo, его необходимо было взрастить, с любовью поддерживая с обоих родительских сторон. Таким образом бывшая Советская Церковь и бывшая Советская Охранка, отдавая себя процессу, углубились в строительство совместного Третьего.

"Брак" никогда не бывает безоблачным, особенно - не благословленный Истинной Церковью. У соратников и единомышленников, которым еще только предстояло взрастить "объединяющую и направляющую силу" нового типа (вместо канувшей в лету) в какой-то момент начались серьезные проблемы.

Проблемы эти были связаны с тем, что в условиях отсутствия хозяина каждый подчиненный стремится тянуть одеяло на себя. РПЦ МП, с ужасом осознавшая себя в какой-то момент "совершенно свободной", вскоре адаптировалась, пообвыклась, и ее новое состояние стало ей нравиться. Не ожидавшее такой дерзости и измены семидесятилетним традициям и часовой дисциплине, фсбшное мобилизационное квазигосударство серьезно забеспокоилось.

Начались интенсивные не публичные переговоры. РПЦ МП было сделано многое число заманчивых предложений. Мобилизационному квазигосударству Путина РПЦ была совершенно необходима. С нее начиналась и ею заканчивалась "духовность" линии Власти, необходимой для "общенационального подъема" - т.е. мобилизации к реставрации старого нутра в новой одежке. Только с ее помощью можно было так же воспроизвести новый, "национально-идеологический тип современной правящей элиты.

ФСБ всегда было более современно, мобильно и вестернизировано, нежели чем косная и чопорная РПЦ МП. Многие члены Органов подолгу жили на западе, что сказалось на менталитете Организации в целом. Это противоречие в менталитете, наряду с многочисленными иными факторами, возможно, послужило поводом к серьезной не гласной размолве и недоверию, лишь самым краешком отразившейся публично, в деяниях "Юбилейного Собора РПЦ МП" в части его "Социальной Доктрины". Там, напомним, в одной из глав было зафиксировано некое нервозно-настороженное отношение РПЦ МП к Государству, что даже явилось поводом к кратковременной горячей распре с Администрацией, материалы о которой просочились в прессу. Впрочем, конфликт был немедленно для внешних заглажен и сейчас, по прошествии полугода, о нем уже не вспоминает ни кто. Ныне РПЦ МП, стараясь, видимо, замять неловкость, даже санкционировало в провинции строительства храма "В честь Царственных Мучеников и...Владимира Путина, Президента Российской Федерации".

Тем не менее настороженность с обеих сторон остается. РПЦ МП и нынешнее "Мобилизационное Государство" - абсолютные, идеальные и естественные союзники. Их два Лидера имеют общую судьбу, обшее становление и общие политические цели. Однако, до появления "Идеологического Третьего" восстановления настоящей Симфонии им не видать. Мягкий шантаж, передел сфер собственности, ответственности и юрисдиции, равно как и даже некоторая идеологическая конкуренция на общественном рынке идей есть неизбежные издержки ее (Симфонии) становления. Все-таки и те и эти пережили очень много. Мир изменился и к изменениям этим необходимо снова и совместно привыкать. Распря вокруг ИНН - еще одно свидетельство о конфликте менталитетов: современного либерал-национального, каковое представляет нынешнее Государство, и консервативно-национального, каковой представляет РПЦ МП.

***

Ну а теперь, напомнив вкратце обще известное, перейдем к главному. Вопросу об Истинной Церкви и отношениях Ее со властью - т.е., собственно, к сути обещанных утверждений.

Итак, с нашей точки зрения нынешняя российская власть, прямая наследница богоборческого режима и прямая и естественная союзница лже-церкви, имеет некое о нас мнение. Ошибкой и глубоким заблуждением было бы считать, что мы для Власти, ввиду нашей маргинальности и малочисленности, вообще не представляем интереса. Думается, что лучше всего отношение к нам Власти и лже-церкви может иллюстрировать метафора. Давайте вспомним классический русский миф о выжившем законном Наследнике, спасшемся чудом от убийц Самозванца и схороненном добрыми людьми в дальней деревне, на краю русской земли. Будет ли Самозванец спокоен, до тех пор, пока Наследник жив? (пусть о нем, выжившем, кроме Самозванца и не знает практически ни кто, пусть даже память народная стерта и забыто самое его имя)... Итак, первый тип отношения, естественно, нервный и негативный (а не равнодушный, как думают многие) Это точно именно так.

Но самый интересный тип отношения нынешнего Государства и его идеологов к Истинной Церкви - второй. Тот, ради которого, собственно, и написана эта статья. Тот, который и представляет для Церкви Божией в России настоящую и серьезную опасность.

Нынешняя Власть заинтересована так же в... заигрывании с Истинной Церковью. Покуда Симфония с МП не восстановлена и ее оформление находится в процессе, некоторое нарочитое внимание к нам могут использовать для мягкого шантажа естественного союзника, РПЦ МП. Нам могут делаться различные соблазнительные предложения "компетентными людьми". Эти люди, представители Власти, пытаясь найти у нас доверие, могут даже попытаться стать *членами* нашей Церкви, оставаясь при этом в Системе, на своих постах, и продолжая свой четкий и ясный (и гибельный для России и Истинной Церкви) беспокаянный преемственный курс.

Необходимо заметить очевидное: нас выбросят, как только компромисс и Симфония с МП будут в полной мере достигнуты. Нас могут использовать только в целях тактических - и никак иначе. Они - естественные союзники и об этом необходимо четко помнить всем нам. Но мы, после этого поворота, не окажемся на том месте, на котором мы пребываем сейчас, поддавшись на уговоры и соблазнившись некими "возможностями". Наша репутация и в России, и в истинно-православном зарубежье неминуемо и сильно пострадает. Мы малочисленны, нас мало кто знает, но став легитимной частью Власти и приняв от нее некие почетные дары, мы неминуемо санкционируем собственную скорую гибель. И тогда уже не найдется ни одного честного человека, который будет нас защищать. Принять дары означает в данном случае прикоснуться к прокаженному. И прокаженный, наш вежливый враг, это прекрасно понимает.

Мы не должны проповедывать против Власти, мы должны быть законопослушными гражданами. Но мы не вправе идти в услужливо откинутую пасть. Господь дает нам, России и миру в целом быть может последнюю возможность. В наших руках настоящее сокровище - Апостольское Преемство, Истинная Вера и последняя христианская надежда. Мы должны уберечь и умножить это достояние. А для этого нужно молиться и думать, быть внимательными и осмотрительными. Очень чуткими и умными. И не делать роковых ошибок, которые могут привести нас всех к беде.

Мы сказали только то, что могли сказать публично. К сожалению, мы имеем к нашим опасениям опущенные подробности и реальные основания. Однако Господь милостив, он простит всех нас, истинно кающихся и не оставит нас в череде испытаний.