Редакция Православного альманаха

«Романитас»

 

 

 

 

«Советская цивилизация как первый росток грядущего…»

 

 

Приветственное слово в адрес открывающегося Съезда  прокоммунистического движения «Евразия» направил «спичрайтер Первоиерарха РПАЦ»,  модератор «Неофициального форума РПАЦ» и «постоянный и уважаемый автор  ж-ла Вертоградъ»

 

 

 

30 мая 2002 года в конференц-зале известной московской гостиницы "Даниловская", принадлежащей ОВЦС МП, прошел учредительный съезд политической партии "Евразия". Как было отмечено представителями Московской Патриархии,  «взгляды на роль традиционных конфессий и религий в общественной жизни России у вновь созданной партии и верующих России во многом совпадают» (ранее с утверждениями о близости общественных позиций движения «Евразия» и позиций иерархии Московской Патриархии неоднократно  выступал секретарь Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин) С приветственными речами к Съезду обратилась администрация Президента РФ  В.Путина, иерархи Московской Патриархии и, в соавторстве со своими коллегами по журналу «Спецназ России»,  Егор Холмогоров, редактор ж-ла «Церковность», «постоянный и уважаемый автор ж-ла «Вертоградъ», «спичрайтер Митрополита Валентина» и модератор «Неофициального форума РПАЦ». Соответственно - интерес к данному событию нашего альманаха связан с растущими политическими симпатиями к данному движению кругов Московской Патриархии, а так же весьма определенными симпатиям в среде РПАЦ.

 

О писавших приветственную речь со стороны РПАЦ (Справка альманаха «Романитас»): Егор Холмогоров является известным в РПАЦ публицистом и церковным писателем, высказывающимся по целому спектру вопросов и во многом формирующим «идеологический курс» Российской Церкви. Как сказано на персональном веб-сайте Е.Х., он так же является «спичрайтером» и советником Митрополита Валентина, и Владыка Митрополит регулярно выносит ему благодарности. Он так же является «постоянным и уважаемым автором журнала Вертоградъ» (по собственному дословному утверждению данного издания), и, вместе с Татьяной Сениной, и по сей день состоит со-модератором «Неофициального Форума РПАЦ» (где можно видеть фотографии двух "со-модераторов" и где активно идет переписка между авторами и членами ж-ла Вертоградъ и другими лицами). Его можно регулярно видеть в Суздале,  а его материалы присутствуют на новом «Официальном Сервере РПАЦ» и во многих, включая новейшие, официальных изданиях РПАЦ (прежде всего – новых «Суздальских Епархиальных Ведомостях») Егор Холмогоров проживает в Москве, сотрудничает с целым спектром проправительственных изданий, «женат» на д-ре культурологи Светлане Лурье, бывшей супруге другого видного представителя РПАЦ,   иеромонаха Григория (Лурье) и поддерживает с этим видным мыслителем современности ближайшие деловые отношения. Его так же высоко характеризуют другие представители РПАЦ – редактор ж-ла «Вертоградъ» А.Солдатов, бывший депутат Госумы и прихожанин московского храма РПАЦ Е.Киселев и, пожалуй, особенно благожелательно – коллега иеромонаха Григория(Лурье) по ж-лу «Христианский Восток» и прихожанин московского храма РПАЦ «доктор» Алексей Муравьев. Благочинный московского округа РПАЦ прот. Михаил Ардов, уже после вступления Егора Холмогорова в прокоммунистическую и проправительственную информационную структуру «Спецназа России» и публикации им текстов прокоммунистического содержания, так же отзывался о нем весьма высоко и настаивал на его участии в пресс-конференциях РПАЦ.

 

О «Евразийстве» (Справка альманаха «Романитас»): «Евразийство» как идеология формировалась в 20-е годы параллельно в эмигрантской и советской среде, причем в первой, по свидетельству многих современных источников, с непосредственным участием ВЧК. Яркие представители – Н.Трубецкой, П.Савицкий, Л.Андреев (в СССР – Лев Гумилев) «Политическое» евразийство являлось азиатсткой (туранофильской) версией «геополитических» мифологем Хальфорда Маккиндера, согласно которым внутренние духовные и душевные качества человека формируются в принципиальных аспектах средой обитания, ландшафтом. Формируются навечно и неизменно. В результате мы имеем принципиально отличные типы цивилизаций, возникшие в разной природной среде, которые противопоставлены друг другу и находятся в состоянии перманентного, «вечного» конфликта (в терминологии «геополитики» - цивилизации «Суши» и цивилизации «Моря», в терминологии «евразийства» - аналогичные понятия в виде цивилизации «Евразийской» и, соответственно, «Атлантистской»). При этом мировые религии «включаются» в данные цивилизации на «территориально-духовной» основе (если вкратце – Ислам, например, может быть «недружественным» и «анти духовным», ««атлантистским», а может быть дружественным, союзническим и «духовным», «евразийским»). Вечная духовная, политическая и экономическая брань этих «цивилизаций», согласно «евразийству» (и «геополитике») неизбежна, так как «морской» тип цивилизации (прежде всего Англия и США) являют собой образцы «торгового строя», тогда как «континентальный тип» по евразийцам (прежде всего «евразийская цивилизация») – «укорененность в почве» и устремление в «Духовные Принципы».

 

Евразийство изначально создавалось как «резервная» советская «научная» идеология, долженствующая, в случае крушения СССР возродить коллективистские народнические принципы и пропаганду «противостояния Западу» на новом историческом витке, в то время как англо-американская по своему происхождению «геополитика», так же претендовавшая на научность, изучалась в престижных вузах Англии и США. Бельгийский исследователь Дель Валь и французский политолог Жильбер Сенсир в своих трудах предполагают, что  корни основных и «резервных» доктрин «противостоящих» блоков лежат в области генерального плана устроительства Нового Мира в двадцатом столетии. Укрепление Советской Власти в России, согласно их выводам, принципиально санировано  США, а ее идеология по многим базовым признакам, весьма родственна секулярным формам американского кальвинизма.  Через ложную диалектику «противостояния» двух суперблоков,  через войну и последовавший Период Восстановления, мир постепенно обрел контуры НМП, когда вышедшие из «конкурентного конфликта» очень близкие по духу «Сверхдержавы» эволюционно пришли к процессу создания новой «системы безопасности», направленной против  «террористов» и «периферии»  -  т.е. прообразу единого государства НМП.

 

Евразийство есть стройная антихристианская система мысли, в которой люди и народы навечно духовно фиксированы в одном или противоположном «цивилизационно-территориальном» лагере - материке (как будто бы Христос пришел не ко всем) Через «вечное» диалектическое противостояние «света и тьмы», «негативной» и «позитивной» «цивилизаций», проходит по логике евразийства  вся духовная история человечества.

 

 Территория «общественной» ненависти. Оруэлл,  помноженный на Ману. «Общественно-духовный» дуализм. Данная идеология, как видим, как и «геополитика», существует исключительно в интересах правящих мiровых элит, вплотную подошедшего к царству антихриста и играющих до поры в ложное (с точки зрения Православия) противоборство

 

Лидером новых русских евразийцев является сын генерала ГРУ, известный теософ и политолог Александр Дугин. Его идеологию, собранную в многочисленных вышедших из под его пера книгах и статьях,  можно охарактеризовать как наиболее успешную на сегодняшний день попытку реанимации советского строя и коммунистических общественных и квазирелигиозных императивов, в которые весьма талантливый Александр Дугин вдыхает новые силы и свежую кровь (чем, вероятно, и объясняется интерес к этому мыслителю в среде РПЦ МП). Егор Холмогоров, который несколько лет назад по настойчивой инициативе редактора «Романитаса» (видевшего в «евразийстве» серьезную опасность реставрации коммунистическо-народнической идеологии на  новом историческом витке), написал критическую статью о «православных» взглядах этого мыслителя, однако ныне, после своего вступления в издание «Спецназ России» и публикации целого ряда прокоммунистических статей,  уже достаточно давно отзывается об Александре Дугине и «евразийстве» весьма лестно, говоря о последнем как о «перспективном национальном лидере». Егор Холмогоров так же весьма уважительно  говорит ныне и о советских спецслужбах (фактически проводя знак равенства между высоким качеством того или иного человека и его принадлежностью к КГБ-НКВД), из которых вышел и к которым со всей суммой своей нынешней деятельности органически принадлежит лидер «Евразии». Тем не менее, Егора Холмогорова все еще смущает «эзотеризм» Дугина и его чрезмерная исламофилия, однако они меркнут перед тем, что, по словам Холмогорова:

 

«…нельзя недооценивать тот факт, что геополитическая, консервативно-революционная и много какая еще проблематика введена в сколько-нибудь массовое сознание именно им, причем введена в общем не плохо. Что бы мы ни говорили, но он был одним из ориентиров для целого поколения» 

 

 Основные претензии «спичрайтера Митрополита Валентина Суздальского» к личности Александра Дугина заключаются в том, что в последнее время лидер движения «Евразия» по понятным причинам стремится сделать свою идеологию менее коммунистически узнаваемой (хотя и тождественной  ей по сути). Егор Холмогоров, находя, что в коммунистической идеологии «было много плохого», тем не менее не является сторонником идеи о том, что эти «недостатки прошлого» необходимо «муссировать» и «вспоминать». Некоторое время назад он активно вел публицистическую компанию за введение гимна Александрова, причем был крайне расстроен, что в итоге принятые оранжировки коммунистического гимна стали менее коммунистически узнаваемы, не во всех музыкальных деталях соответствуя эталонному образцу «застойных» времен. По этому поводу он снова написал:

 

«Первое, что мы сделаем, когда придем к власти - это запретим нынешнюю версию гимна и временно заменим его старой советской мелодией без слов, исполнявшейся в 6 утра и в полночь. Второе, что сделаем - расстреляем на месте тех, кто нынешнюю версию слабал (речь не о тексте Михалкова, а именно об аранжировке, исполнении и вокале)»

 

Егор Холмогоров возмущается и «нападками» А.Дугина на Сталина и СССР (весьма умеренными, впрочем) и, в своем «Живом Журнале», пишет следущее:

 

«Насчет СССР. Сталину было далеко до героя Православия, но я в последнее время начинаю задумываться о том, что советский проект в целом был вполне позитивен, по крайней мере с учетом того, что его очень старались уничтожить очень плохие люди с очень плохими целями... Чтение Кожинова и Кара-Мурзы на эту тему наводит на определенные мысли, причем эти мысли становятся все более и более определенными.
Но не в том суть. На съезде Дугин от СССР вполне определенно отмежевывался, с эдакой презрительной интонацией. Такое двоемыслие есть совсем плохо...»

 

И, по тексту, далее…

 

 «Но, на том основании, что это (СССР) - неправославная немонархия и даже на том основании, что именно при Сталине погибла немалая часть новомучеников, невозможно усматривать в СССР чистую сатанократию по принципу "что угодно, лишь бы ни это". Кстати, наиболее дальновидные из, например, зарубежников, видели в советском режиме охранительную форму, которая уберегает русский народ от западного растления. В то время как свободный мир свободно катится по наклонной, то за "железным занавесом" такого скатывания не происходило (при том, что происходило много иного нехорошего) и вообще - "секса не было". «Другими словами, "государственный большевизм" (в противоположность интернациональному) может рассматриваться как своеобразная охранительная форма для России.
При этом с точки зрения более приземленной, условно говоря - националистической, плюсы СССР очевидны, - это решение огромного числа дотоле не решавшихся национальных задач, будь то вхождение в качестве субъекта в глобальную историю, создание военной и технической сверхдержавы, решение целого комплекса проблем, с которыми тыркалась дореволюционная Россия... За все это большевикам-коммунистам придется выставить плюсик, никуда не подеваешься (из чего не следует, что мы им по гроб жизни обязаны»

 

«Наконец, третий аспект - это футурологический. Очевидно, что в ХХ веке началось Нечто, называется нечто "Русская Революция", но по сути это трансформация России во что-то совершенно небывалое, в особую совершенно форму общественного существования. СССР выдал какие-то предварительные наметки и интуиции по этому поводу, а их воплощение - в будущем. Признать, что Русская Революция уже закончилась, это значит признать, что она закончилась Пшиком вонючим - Гайдором, Немцовым и полной Хакамадой..., если смысловую точку поставить сейчас - это значит расписаться в полном историческом поражении и неумении и несмыслии. Поэтому русским консерваторам, в их консервативной революции, хотим мы того или нет, необходимо взвалить на себя бремя наследников русской революции (год назад я считал иначе и написал об этом статью, о чем, пожалуй, сейчас отчасти жалею), продолжателями и завершителями его дела.
Если самим не поставить спокойную и торжественную точку в Сталине, то это значит, что точка в Сталине - это какой-нибудь Эдвард Радзинский. Думать о том, что это так - исключительно противно, и признавать это - не хочется. Я этого, например, никогда не признаю»

 

 

 

Далее Егор Холмогоров рассказывает о приветственной речи к «русским евразийцам», прочитанной его непосредственным начальником, редактором «Спецназа России», съезду «Евразия» и написанной лично Е.Холмогоровым (по его собственному публичному признанию). Егор Холмогоров собственноручно и кратко формулирует данную написанную им речь в виде следующих тезисов:

 

«Тезис номер один: создавайте радикальную идеологическую партию вместо не нужных никому партий-пустышек, похожих друг на друга как близнецы.

 
Тезис номер два: на Россию напирают два врага: Новым Мировой Порядок и Мировое Варварство. Оба уродца порождены одним и тем же Либерализмом. В первоначальной версии была красивая мысль, "зачищенная", как слишком подробная. Высказал ее Шеф: наступление атлантистов с одной стороны и террористов с другой вполне может быть интерпретировано в геополитических терминах как давление периферии - соответственно, западной и южной - на Хартленд.


Тезис номер три: единственная надежда человечества - Евразия, а единственная сила Евразии - Россия. Так что евразийство и русское государственничество автоматически совпадают и нельзя, скажем, быть за Евразию и против России (первоначально было еще резче - нельзя быть евразийцем, не становясь при этом русским).


Тезис номер четыре: в Евразии рождается новая цивилизация. Появившаяся на свет благодаря Русской Революции Советская цивилизация - это первый росток грядущего, и только дураки думают, что революция закончилась. В 21-м веке революция продолжается (признание этого факта отнюдь не заставляет нас становиться коммунистами). И завершением революции будет становление Севера как новой геополитической и цивилизационной макроструктуры, доминирующей в мире.


Тезис номер пять: по сему поводу пожелали партии "Евразия" успехов и власти…

 

 

(Все выделения жирным шрифтом сделаны нами. «Романитас»)

 

 

Итак, Егор Холмогоров, «спичрайтер Первоиерарха РПАЦ»,  признает свое персональное преемство «Русской Революции» самым радикальным образом. При всех «ошибках» она для него является безусловным благом (более того – чрезмерное обращение внимания Александра Дугина на эти самые «ошибки» и дистанцирование от СССР сам Холмогоров не приветствует и критикует)  Как безусловным благом является и «Советская цивилизация», духовное дитя «Русской Революции», славную историю которой Егор Холмогоров собирается «дописывать» и продолжать.

 

Егор Холмогоров, положительно оперирующий дугинскими теософско-политическими (по сути – гностическими) терминами «консервативная революция», «атлантизм», «геополитика», «евразийство» и системой логик этой идеологии, признает таким образом их правомерность и легитимность. Он называет себя «консервативным революционером», только «несколько более радикальным, чем сам Александр Дугин». Он выражает с ним и его политической идеологией солидарность (за исключением критики некоторых второстепенных деталей, недостаточной современной расположенности Дугина к некоторым реалиям СССР и упреками в адрес лидера евразийцев в «потере драйва»)

 

Однако, что же думают соратники Егора Холмогорова из РПАЦ относительно личности Александра Дугина и относительно «Евразийства»? Относительно первого можно сказать следущее: ближайший сподвижник Егора Холмогорова иеромригорий (Лурье), регулярно проводящий с ним совместные презентации и пресс-конференции, в рамках своих культурологических исследований сотрудничает с другим авторитетом «Евразийства» и гностического «традиционализма», Вадимом Штепой, который, увлеченный личностью иером.Григория, даже создал для иером.Григория персональный веб-сайт. Он так же в своих мироборческих логиках весьма близок данному направлению гностической мысли, хотя, в отличии от Холмогорова, свою приязнь к советской реальности проявляет преимущественно в эстетическом ключе, заявляя, например, о том, что искусство Соцреализма было «великим». Однако, он не брезгует и циничной, вполне обновленческой по духу,  «благодарностью Советской Власти» за то, что она «очистила» по иеромригорию «Православие» от столь нелюбимых иером.Григорием «пережитков Синодальной Церкви».

 

Все это, тем не менее, вполне себе частные крайности. Что думает интеллектуальный клуб под крышей ж-ла Вертоградъ как целое? Думает – серьезно,  проявляя свою позицию не отдельными высказываниями своих «уважаемых авторов» и членов, а реальными и профессиональными действиями? Что ж. Официальных комментариев мы не имеем, но, судя по тому, что коллектив ж-ла Вертоград в полном составе принял активнейшее участие в  издании Глеба Павловского, посвященном «Религии России» (по концепции - мягкая форма «религиозного» евразийства), и еще целом ряде аналогичных изданий, принадлежащих Фонду Эффективной Политики и стоящим за ним спец. структурам ФСБ,  думает он весьма определенно. Чтобы понять направление данного уважаемого издания, достаточно нескольких строчек из своеобразной «конституции» его главного редактора.

 

 «Наш сайт называется "Религия в России", причём слово "религия" стоит в названии в единственном числе. Это не опечатка, это наша позиция. Прекрасно зная, что в России религий много (и самых-самых разных), мы исходили из того, что между ними есть нечто общее» «Здоровые силы традиционализма и мира, примиряющий и созидательный потенциал мировых религий неизмеримо существеннее и бесконечно действеннее экстремизма и нетерпимости, подтверждение чему - многовековая религиозная история человечества»

 

Религизное «евразийство», как и пропагандируемый Александром Дугиным теософский «традиционализм», есть особая форма экуменизма. Ее следует отличать от экуменизма «христианского», межконфессионального. Она – межрелигиозна. И если в классическом «традиционализме» популяризируемого Александром Дугиным современного супергностика Рене Генона речь идет о «примордиальной традиции», которая является «знаменателем» всех «мировых религий»,   то в русском евразийстве речь идет исключительно о «религиях» «евразийских» или «российских», между которыми, словами «редактора «Религии в России», «есть что-то общее». Заказ именно на это, умеренное русское религиозное евразийство предельно щедро оплачивается ныне властью, выстраивающей безконфликтную «российскую религию» посткоммунистической поры, а номинальные борцы с экуменизмом из ж-ла Вертоградъ, отвлекаясь «на работе» от своих «духовных хобби» (каковым является, по публичным словам редактора Вертограда Александра Солдатова его принадлежность к РПАЦ) поразительном образом переворачиваются и принимают участие в ее суперэкуменических проектах. Участие членов редсовета ж-ла Вертоградъ в проправительственной пропаганде в самой РПАЦ последнего времени, и попытка выставить РПАЦ в качестве наиболее лояльной к власти и мiру православной церковной деноминации, логически следует из их «религиозного» и «профессионального» выбора.

 

Исходя из всего вышесказанного, мы вынуждены констатировать. Основной круг новых московских и петербургских «идеологов» РПАЦ:

 

1.Отказывается считать установление Советской Власти, осуществленной сразу после взятия от среды Православного Государя, Удерживающего, установлением власти коллективного  антихриста, объявляя Зарубежную и Катакомбную позицию по данному вопросу «политической трактовкой русской церковной истории».

 

2.Более того: принимает Советскую Власть и преемствующее ей современное российское безбожное Государство как легитимную и великую, словами советника и «спичратера»  Первоиерарха РПАЦ   Егора Холмогорова, «Советскую Цивилизацию»

 

3.Стремится способствовать межрелигиозным формам государственного экуменизма данной «цивилизации» на профессиональной основе (в Российской Империи существовало то, что мы сегодня называем государственной религиозной политикой, была необходимость в установлении общежития с исламскими народами и т.д. Однако это было, не будем забывать, именно в Российской Империи, и не носило характера  выработки на основе данных «религий» некоего светского общекультурного и квазирелигиозного знаменателя)

 

4.Стремится  всемерно идеологически сотрудничать с данным государством, выполняя его наиболее чуждые совести истинно православного христианина идеологические заказы, обслуживающие идеологию преемства советскому периоду и оправдания советизма (включая нынешние его проявления). Современная Власть имеет даже символические признаки преемства Богоборческому Советскому Государству, не говоря уже о вполне определенных  признаках внутренних. И, как и в СССР, в современном Государстве осуществляются новые и организованные гонения на истинно-православных христиан, начиная от дипломатических отъемов собственности у Истинной Церкви на Святой Земле и заканчивая гонениями на Священноначалие РПАЦ. Таким образом формально деятельность обновленцев, атрибутирующих себя как членов РПАЦ,  является оппортунистской и может служить основанием для отлучения от Церкви согласно анафеме иосифлян и Святейшего Патриарха Тихона, а так же основанием для духовного и физического противления представителям данной группы согласно каноническому разрешению, данному мирянам Церкви блаженной памяти Митрнтонием (Храповицким)

 

В принципе, к этой группе следует церковно относиться как к обыкновенным обновленцам, что и  показал в интервью нашему изданию известный историк Церкви чтец Владимир Мосс. И, как к таковым, к ним допустимы формы противления их деятельности духовного и физического порядков. Эта группа, как и обновленцы предшествовавшего периода,  применяет устрашение, мирских начальников и физическое насилие в борьбе за церковную власть. И, раз так, то чтобы жить по заветам Новомучеников, всем православным христианам необходимо, видимо, испрашивая в каждом отдельном случае подтверждающее благословение у своих духовных наставников,  этому процессу духовно и физически противостоять.

 

И последнее. Каноническое разрешение Митрнтония касается не только членов РПАЦ, но и всех представителей Русской Церкви. Если под натиском неосергиан рухнет РПАЦ,  все истинно-православные группы, существующие в России на основе Указа 362 Святейшего Патриарха Тихона,  почувствуют последствия этого падения весьма скоро.

 

Ведь они будут следующими.

 

Тем не менее, хотя формально нет канонических препятствий к данным оценкам и вытекающим из них выводам в поведении, мы не уверены, что сейчас – именно та ситуация и та ее степень, когда необходимо силой сопротивляться организованному злу. Более того,  мы уверены, что так сейчас поступать в общем не следует, что не отменяет, тем не менее, необходимости понимания того факта, что покрывающее подобные действия в РПАЦ священноначалие различного уровня фактически подпадает под те же самые действующие в Российской Церкви с 20-х годов анафематизмы и, таким образом, канонически лишается своей духовной власти, из чего следует, что оказывать ему послушание для сознательных истинно-православных христиан в деле развала Церкви Новомучеников означает фактически предавать Христа и, посему, информацию о его действиях необходимо доносить до всей Церкви. Однако мы уверенны, наблюдая действия этой группы и общее положение в стране, что в какой-то момент придется и физически страдать за Христа. Гонения неизбежны. Тем не менее сейчас, в эпоху постомодернистских перевертышей, специфика будущих гонений будет, вероятно, заключается в том, что гнать истинно-православных христиан будут как раз те, кто формально, как мы видим на примере гонений на Первоиерарха РПАЦ,  будет с готовностью браться от них  всемерно «защищать».

 

Вглядитесь в цитаты Абстрагируйтесь от знакомых фамилий и лиц, от апатии, от вечных нашей немощей, пересудов и конформизма. Перешагните через удивление и подступающий холод. В лице тех, кого мы знали, мы имеем дело с предателями нашей Святой Церкви. С предателями Христа, которые, через вовлечение Церкви Божией в прямой союз с безбожниками, разрушают наше единство, провоцируют раскол, уничтожают  непорочный образ Церкви Новомучеников, сеют в сердцах сергианские иллюзии и, через них,  провоцируют новые и новые неизбежные гонения на всех нас. Этим людям, то кричащим об отсутствии гонений, то заявляющим о наличии их, то выступающим в союзе с сатаной, то клеймящих сатану площадным криком, верить больше нельзя.

 

Нам всем перед лицом нынешних и грядущих гонений необходимо молчание и стояние в правде. Но не молчание о собственном, обнаружившемся именно в момент наивысшего напряжения сил  прямом отступлении от Христа.

 

Таким молчанием предается Бог.

 

Мы все еще надеемся на то, что Архиерейский Собор нашей гонимой Церкви так же найдет возможным высказаться о том, каким образом стало возможным в Церкви усиление влияния обновленческих групп, пропагандистов коммунистических и близких к коммунистическим идеологий, политических спекуляций (вплоть до политического гностицизма и манихейства) и предательства традиции духовного стояния в Правде Христовой Катакомбной и Зарубежной Церквей в этот тяжелейший для всех нас срок.

 

«Романитас»