О церковной журналистике и сети Интернет.

 

Термин “церковная журналистика”, вошедший в обиход в 19-20 вв, несет в себе,к сожалению, элементы двусмысленности, так как предполагает наличие некоего публичного церковного слова, существующего как бы отдельно от Церкви. Слова, живущего по законам общественных публичных информационных институций. Пояснить эту простую мысль достаточно легко: журналистика и пресса рассматриваются современным обществом как “четвертая власть”, как нечто, что может и должно существовать независимо от государства и даже, порою, находиться в прямой к нему оппозиции. Таким образом явлению, обобщенно стоящему за понятием “церковная журналистика”, навязывается определенный контекст существования, не церковный по самой своей природе.

Примеры подобных мутационных инверсий, когда словом церковным занимались люди, далекие от Церкви, хорошо известны. Это и либеральные российские “церковные” издания” конца прошлого начала нынешнего века, во многом подготовившие обновленчество, и издания заграничные двадцатого столетия, сослужившие хорошую службу как для иных европейских раскольнических и еретических движений первой трети двадцатого столетия, так и для иных американских их аналогов семидесятых и середины восьмидесятых.

На наших глазах складывается и определенный тип людей, занимающихся церковной журналистикой. Главной его отличительной чертой является то обстоятельство, что люди, принадлежащие к этому типу, обычно появляются в храме два-три раза в году. Слово церковное, меж тем, начинается и формируется именно в храме или возле храма, на проповедях на общественных богослужениях, на церковно-приходских собраниях и семинарах, в паломнических поездках. Слово церковное неотделимо от церковности, от всей жизни Церкви. И когда им занимаются люди, не бывающие в своем приходе месяцами и, напротив, активно интегрированные в личную и внешнюю по отношению к Церкви мирскую карьеру в тех или иных областях светской общественной жизни, и возникает обсуждаемый феномен со всеми его печальными и опасными для Церкви чертами и последствиями. Эти люди начинают в своих общественных выступлениях прямо и непосредственно противоречить тому, что говорится с амвона их храмов, но ввиду того, что формально они освещают те или иные новости церковной жизни, их позиция для внешних по целой группе вопросов воспринимается именно как мнение церковное.

Впрочем, есть и другие формы “церковной журналистики”, другая крайность. Нередко сейчас можно видеть, как клирики и даже монахи (!) активно и публично комментируют и обсуждают внешние по отношению к Церкви реальности, устраивают в интернет-прессе движения и конференции в защиту мирского искусства, литературы, философии и даже рок-музыки. Эти люди вполне церковны формально, по букве, однако не церковны по духу. Не позволительны и не слыханы для монаха фривольные разговоры о “духовности” рок-музыки и рок-мировоззрения, бесконечное и изысканное обсуждение нюансов этой самой глаголемой “духовности”, длительные диалоги и перепалки, пестрящие жаргоном означенной светской и отнюдь не близкой к Православию мирской субкультуры и даже признания за ней предуготовительного к истинному монашеству статуса (!). Все это, заметим, в перемешку с темами полу и псевдо церковными, безграмотными каноническими штудиями, регулярными поношениями Синодальной Церкви, изысканным панк-богословием (по собственному выражению и собственной вполне честной и откровенной самооценке одного из оных лиц) и т.д. Как это возможно? По подобному виртуальному “рок-монашеству” судят о монашестве всей нашей Церкви, и почта удивленных откликов, приходяших от внешних именно по подобным странным и печальным поводам, насчитывает десятки писем.

В заключении этого краткого экскурса необходимо подвести итог: истинная православная журналистика возможна, в том числе и в сети Интернет, но ею должны, видимо, заниматься только люди церковные, регулярно посещающие храмы, находящиеся в тесном и непосредственном контакте со своею иерархией. Лица, находящиеся под запрещениями, должны все свое время и усилия тратить на стремление из под него выйти, а не на что-либо иное. Сосредоточиться на богослужебной жизни Церкви и на собственном покаянии в том, что их с Церковью разделяет. Лица, находящиеся под обоснованными обвинениями в распространении не православных и еретических мнений и воззрений, должны, вероятно, вплоть до суда и покаяния, так же устраниться от активной публичной деятельности. Очень странно и опасно допускать, особенно памятуя о печальном опыте двадцатого столетия, чтобы соборное мнение Церкви по той или иной группе вопросов интерпретировали, комментировали и освещали лица, далекие от Нее в силу тех или иных прискорбных причин. Однако именно это, похоже, становится ныне печальной нормой.