«Егда глаголет лжу, от своих

глаголет, яко ложь есть и отец лжи» (Иоан. 8, 44)

 

 

АНТИ - ЦЕРКОВЬ

В.И. Острогорский

 

(отрывок из книги)

Митр. Иоанн (Снычёв) с семьей колдуна А. Ильина

 
…Позволю себе включить в эту часть нашего скорбного повествования диалог представителей православной общественности Ленинграда, многие из которых впоследствии приняли мученический венец, с митр. Сергием (Страгородским)[1] в изложении митр. Иоанна (Снычёва)[2], ученика и последователя антихриста митр. Мануила (Лемешевского)[3], великолепно передающий духовную атмосферу тех лет и наглядно демонстрирующий подлинную суть возникшего церковного разделения, давшего начало советской фальсифицированной церкви[4], известной более как организация под названием «Московская Патриархия», которой верой и правдой служил ныне покойный митр. Иоанн и чью эстафету подхватил его ученик - ныне здравствующий новоявленный киножидомор Константин Душенов[5].

 

«…Церковная атмосфера все больше и больше накалялась.

 

Отдельные приходы как в самом городе[6], так и в окрестностях, смущаемые разными церковными распоряжениями митр. Сергия и Синода, отказались совершенно выдавать денежные средства на содержание Епархиального Управления, прекратили приглашать на богослужения еп. Петергофского Николая[7], как сторонника сергиевской политики, а многие верующие в знак протеста перестали посещать те храмы, где возносилось имя Заместителя за богослужением. Волна недовольства все увеличивалась. Она коснулась не только простых верующих, но и низшего духовенства.

 

Многие из тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту Православия, выступили теперь против митр. Сергия. Они не согласны были с той политикой, которую проводил в жизнь Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. В ней они видели прямое искажение чистоты Православия и подчинение Божьего кесареви[8].

 

До времени они как-то еще мирились с новой политикой митр. Сергия и ожидали печальных ее плодов[9].

 

Теперь же, когда, по их мнению, отрицательные плоды новой политики Церковной Власти были как бы налицо, эти пастыри возвысили свой голос протеста. Раскол приближался. На фоне народного недовольства видны были самые очертания его величины и широты[10].

 

Но, желая, однако, предотвратить так неминуемо надвигавшееся разделение[11], группа духовенства и мирян г. Ленинграда решила предупредить об этом митр. Сергия и, если возможно, упросить его, чтобы он изменил намеченный им курс церковной политики, от которого, как они были убеждены[12], исходило все зло.

 

Проф.-прот. Верюжский[13] написал от имени духовенства и мирян специальное обращение к митр. Сергию, в котором указал основные пункты, являвшиеся причиной разделения…

 

Содержание обращения важно в том отношении, что оно яркими красками рисует нам не только морально-религиозное состояние церковного общества и особенно в Ленинградской епархии, но и с достаточным основанием вскрывает главные причины, породившие иосифлянский раскол[14]

 

На общем собрании после обсуждения назревших вопросов решено было в срочном порядке, не дожидаясь ответа на свое обращение, отправить своих представителей к митр. Сергию и лично с ним в беседе выяснить основную его точку зрения на все происходившее в Ленинградской епархии[15]. Сторонники митр. Иосифа явно спешили. Они боялись промедления.

Боялись, что каждая минута отсрочки принесет для них и для их паств большой душевный вред, а для православия — измену[16].

 

Им хотелось как можно быстрей либо заставить митр. Сергия изменить проводимую им церковную политику и признать ее необязательной для всех[17], либо, в случае несогласия, освободить себя из-под его духовной опеки[18] и стать на самостоятельный путь.

 

На том же самом собрании были выделены для посольства: от высшего духовенства — еп. Гдовский Димитрий (Любимов)[19], от низшего — проф.-прот. В. Верюжский[20], а имена представителей от научных работников и от мирян остались неизвестными…

 

Письмо, посылаемое с еп. Димитрием, было подписано шестью епископами, а остальные письма — священниками и верующими из академической среды и мирянами.

О чем писали епископы и ученый мир, нам доподлинно неизвестно: их письма не сохранились. Но письмо от группы священников и мирян сохранилось.

 

Оно было составлено прот. Феодором Андреевым[21], б. доцентом Московской духовной академии и магистром богословия.

В своем обращении к митр. Сергию духовенство указывало на то, что они, повинуясь распоряжениям гражданской власти, «не надеялись иметь более тесных правовых отношений к неверующей власти и не искали их» и что так должно оставаться и в будущем. А те права, которые исходатайствовал он (митр. Сергий) для Церкви[22], достигнуты им «ценою крови»[23].

 

В своих действиях Заместитель превысил свои полномочия и тем самым нарушил единство Церкви[24].

 

Указывая на те волны, которые вызваны посланием митр. Сергия, они упрашивали Заместителя отмежить себя от собственного послания[25] и «перерешить все канонически-неправильные деяния, совершенные им и Синодом».

 

Письмо датировано 26—28 ноября ст. ст. 1927 года.

Тон самого письма резко обличающий.

 

В обращении конкретно были указаны основные цели. Митрополиту Сергию предлагалось в ближайший срок либо изменить свою церковную политику, либо, в случае несогласия с его стороны, они прекратят с ним молитвенно-каноническое общение;

 

В таком же, вероятно, духе было написано и письмо епископов и заявление представителей академической среды.

 

12 декабря н. ст. представители духовенства и мирян Ленинградской епархии в количестве 4-х человек во главе с епископом Димитрием (Любимовым)[26] явились в резиденцию митр. Сергия на беседу.

Митрополит принял их радушно и в течение двух с половиной часов (с 11 до 1 ч. 30 мин.) читал их письма, задавал вопросы и отвечал.

 

В этом отношении большой интерес представляет для нас воспроизведение беседы одним из участников этого посещения. Имя его нам неизвестно, но он был представителем ученого мира г. Ленинграда, вероятно, какой-нибудь профессор[27].

 

Вот как передает он самый прием и беседу их с митрополитом Сергием:

 

«Мы все подошли под благословение. Епископ Димитрий дал прочитать митр. Сергию письмо, подписанное шестью (!!! – прим. авт.) епископами[28]; о. В.[29] дал митр. Сергию прочитать письмо, составленное священниками. Наконец, мною[30] дано было митр. Сергию заявление от верующих академических кругов Ленинграда.

 

В промежутке между чтением этих бумаг, епископом Димитрием были даны митр. Сергию разные письма и бумаги (письмо И. Н. Влад. И. и другие). Митр. Сергий читал все это очень внимательно, медленно, но часто отрывался и делал замечания. На наши замечания он делал возражения, и, таким образом, получилась беседа.

 

«Вот вы протестуете, а многие другие группы меня признают и выражают свое одобрение, — говорил митр. Сергий, — не могу же я считаться со всеми и угодить всем, каждой группе. Вы каждый со своей колокольни судите, а я действую для блага всей Русской Церкви».

 

«Мы, Владыко,— возражаем мы,— тоже для блага всей Церкви хотим трудиться. А затем,— мы не одна из многочисленных маленьких групп, а являемся выразителями церковно-общественного мнения Ленинградской епархии из восьми епископов — лучшей части духовенства; я являюсь выразителем сотни моих друзей и знакомых и, надеюсь, тысячи единомышленников научных работников Ленинградской епархии, а С. А. — представитель широких народных кругов».

 

«Вам мешает принять мое воззвание политическая контрреволюционная идеология[31], — сказал митр. Сергий, — которую осудил Святейший Патриарх Тихон». (И он достал одну из бумаг, подписанную Святейшим Патриархом Тихоном).

«Нет, Владыко, нам не политические убеждения, а религиозная совесть не позволяет принять то, что Вам Ваша совесть принять позволяет. Мы вместе с Святейшим Патриархом Тихоном (с указанной бумагой) вполне согласны, мы тоже осуждаем контрреволюционные выступления. Мы стоим на точке зрения соловецкого осуждения[32] Вашей декларации…»

 

«Ну, а чего же тут особенного, что мы поминаем власть? - сказал митр. Сергий — Раз мы её признали, мы за неё и молимся. Молились же за царя, за Нерона и других?»

 

«А за антихриста можно молиться?» — спросили мы.

— «Нет, нельзя».

 

«А вы ручаетесь, что это не антихристова власть?»

«Ручаюсь. Антихрист должен быть три с половиной года, а тут уже десять лет прошло».

 

«А дух-то ведь антихристов, не исповедующий Христа во плоти пришедшего?»

«Этот дух всегда был со времени Христа до наших дней. Какой же это антихрист, я его не узнаю!»

 

«Простите, Владыко, Вы его не узнаете, так может сказать только старец. А так как «есть» возможность, то есть, что это антихрист, то мы и не молимся. Кроме того, с религиозной точки зрения наши правители — не власть[33]».

 

«Как так не власть?»

«Властью называется иерархия, когда не только мне кто-то подчинен, а я и сам подчиняюсь выше меня стоящему, и т. д. и всё это восходит к Богу, как источнику всякой власти!»

«Ну, это тонкая философия!»[34]

 

Мы: — «Чистые сердцем это просто чувствуют; если же рассуждать, то надо рассуждать тонко, т. к. вопрос новый, глубокий, сложный, подлежащий соборному обсуждению, а не такому упрощённому пониманию, какое даете Вы…»

 

Митр. Сергий: — «А молитва за ссыльных и в тюрьмах находящихся исключена потому, что из этого делали политическую демонстрацию»[35].

 

Мы: - «А когда, Владыко, будет отменена, девятая заповедь блаженства, ведь её тоже можно рассматривать как демонстрацию?»

Митр. Сергий: — «Она не будет отменена, это часть литургии!»

Мы: — «Так и молитва за ссыльных тоже часть литургии!»…

 

Мы: — «Мы пришли не спорить к Вам, а заявить от многих: пославших нас, что мы не можем, наша религиозная совесть не позволяет нам принять тот курс, который Вы проводите. Остановитесь, ради Христа остановитесь!»

 

Митр. Сергий: — «Эта ваша позиция называется исповедничеством. У вас ореол...».

Мы: —«А кем должен быть христианин?»

 

Митр. Сергий: — «Есть исповедники, мученики, а есть дипломаты, кормчии[36], но всякая жертва принимается! Вспомните Киприана Карфагенского».

 

Мы: — «Вы спасаете Церковь?»

Митр. Сергий: — «Да, я спасаю Церковь[37]

 

Мы: — «Церковь не нуждается в спасении, а Вы сами через нее спасаетесь».

Митр. Сергий: — «Ну, да, конечно, с религиозной точки зрения бессмысленно сказать: «я спасаю Церковь», но я говорю о внешнем положении Церкви».

 

Мы: — «А митрополит Иосиф?»

Митр. Сергий: — «Вы его знаете только с одной стороны; нет, он категорически не может быть возвращен[38]».

 

В беседе, как видим, вскрываются два совершенно противоположных взгляда на взаимосвязь Церкви и государства: один взгляд митр. Сергия и единомышленного ему епископата, а другой — иосифлян.

 

Взгляд митр. Сергия явно преобладал над последним[39].

Если, иосифляне и подобные им[40], смотрели на совершавшиеся события каждый с своей «колокольни»[41], т. е. не во всем объеме совершавшихся фактов, то Заместитель смотрел[42] на все это в целом.

 

Отсюда, как следствие, для первых казалось совершенно невозможным не только внешнее, правовое сближение с антирелигиозной властью, но и вообще признание властью советского правительства. В их понимании[43] властью можно было называть только такую власть, которая своими корнями восходила бы к Богу, иными словами, власть должна быть только религиозной[44].

 

Здесь наблюдался уже крайний взгляд противников митр. Сергия. Он заключал в себе узко-национальное понимание христианства и подмену идеи Вселенской Церкви идеей православно-русского государства, что ни в какой мере не согласовалось с учением Христовым о царствии Божием[45].

Можно не сомневаться в том, что подобный взгляд образовался у них под действием эсхатологических веяний иоаннитов и Нилуса, проповедавших близкий конец мира[46] и внушавших, что с уничтожением монархии наступит гибель Православия[47].

 

Отсюда понятно, почему иосифляне так упорно стремились отождествить советскую власть с антихристом[48] и не сходить с своих ложных позиций[49].

 

Митр. Сергий имел совершенно противоположные убеждения и взгляды[50]…»



[1] «Реакция ОГПУ на данный визит ленинградцев была весьма оперативной. 15 декабря 1927 года Е.А. Тучков на присланной к нему из Ленинграда секретной докладной записке собственноручно наложил следующую резолюцию:

"Т[оварищу] Полянскому].

1) Сообщите в Ленинград, что была у Сергия делегация с такими-то предложениями].

2) Предложите наиболее активных из оппозиции мирян арестовать под другими предлогами.

3) Сообщите, что мы повлияем на Сергия, чтобы он запретил в служении некоторых оппозиционных епископов, а Ерушевич <так в тексте> (Николая (Ярушевича) – прим. авт.) после этого пусть запретит некоторых попов".

15/XII Е. Тучков" (ЦА ФСБ РФ. Дело "Всесоюзной организации ИПЦ". Т. 9. Л. 3)». «Я иду только за Христом...» Протоколы допросов митрополита Иосифа (Петровых), 1929-1930 гг. "Богословский сборник", 9 (2002), с. 376 – 424.

[2] Цит. по: Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн «Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия», изд. 2-е, Сортавала, 1993 г.

[3] «…А Мануил есть антихрист (выдел. сост.) – его поставила служить советская власть…» Протокол допроса свидетеля Г.И. Морозова - М.В. Шкаровский «Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви», СПб, 1999 г.

[4] см.: И.А. Ильин «Советский Союз – не Россия», собр. соч., т. VII, М., 1998 г.

[5] Автор скандально известного DVD-фильма «Россия с ножом в спине – еврейский фашизм и геноцид русского народа».

[6] в Ленинграде – прим. авт.

[7] Николая (Ярушевича) - клеврета м. Сергия,, «покаявшегося» раскольника-обновленца, «выдающегося агента советской красной полиции» («…Как сообщает норвежская газета «Афтенпостен» №338, 1959 г., — доктор Макинтаер считает совершенно доказанным, что «митрополит Николай Крутицкий — один из главных руководителей Русской Православной Церкви — является выдающимся агентом советской красной полиции. Коммунистическая  партия в СССР командирует своих людей на богословские курсы и дает им подготовку для исполнения обязанностей священников, которые со временем будут епископами и одновременно агентами тайной полиции» («Церковная Жизнь» № 1-2. 1960 г.)), ликвидированного ей же в 1960 г. как вышедший из под контроля и отработанный материал, виновного в смерти тысяч русских людей, которых он по окончания II-ой Мировой войны обольстил мнимой свободой и заманил на верную гибель в СССР на живодёрне НКВД-МГБ-КГБприм. авт.

[8] сегодня, когда мы наблюдаем эсхатологическую развязку, правота противников м. Сергия видна особенно отчётливо - прим. авт.

[9] сегодня эти плоды уже не просто созрели, но и успели отравить («напоить ядом жидовства» - по Преп. Иосифу Волоцкому) своим содержимым огромные массы людей - чад сергианской Патриархии, «по наивности» считающих себя православными – прим. авт.

[10] митр. Иоанн (Снычёв) проговаривается, что для большинства церковного народа, не поклонившегося «красному зверю и седящей на нем блуднице» - сергианской  Московской Патриархии, за что впоследствии физически и уничтоженного, была неприемлема сергианская ложь, для нас, потомков оставшихся в живых, т.е. поклонившихся советскому «зверю» и принявших советскую церковь, эта ложь уже не вызывает неприятия – прим. авт.

[11] что лишний раз доказывает, что виновниками раскола были не они, а сам «кормчий» Русской Церкви – митр. Сергий (Страгородский) – прим. авт.

[12] как и большинство церковного народа; в своей книге митр. Иоанн признает, что 90% приходов Российской Церкви в знак протеста отослали текст Декларации обратно её автору – митр. Сергию – прим. авт.

[13] о. Василий Верюжский - настоятель собора Воскресения Христова («Спаса на Крови») в С-Петербурге с 9.08.1923 г. по 3.12.1929 г. – прим. авт.

[14] так именовали подлинные раскольники-сергиане возникшее церковное разделение, желая снять с себя вину за церковный раскол – прим. авт.

[15] «…Согласно протоколу допроса о. Василия Верюжского (от 20 апреля и 8 мая 1931), важной вехой в организационном оформлении иосифлян стало собрание 24 ноября 1927 на квартире прот. Феодора Андреева. На нем, кроме хозяина, присутствовали еп. Димитрий (Любимов), прот. Василий Верюжский, приехавший из Москвы тайный еп. Марк (М.А. Новоселов) и настоятель Киево-Печерской Лавры архим. Ермоген (Голубев). Было решено написать несколько обращений к Заместителю Местоблюстителя. Через несколько дней одно из них с соображениями о возможном формальном отходе от митр. Сергия, составленное прот. Феодором Андреевым и еп. Марком (М.А. Новосёловым) было заслушано на квартире еп. Димитрия. Еще до получения ответа на обращение о. Василия Верюжского, 12 декабря, делегация представителей ленинградского духовенства и мирян, в которую вошли еп. Димитрий (Любимов), прот. Викторин Добронравов, миряне И.М. Андреевский и С.А. Алексеев (Аскольдов), передала митр. Сергию еще три протестных послания. Одно из них от имени ученых Академии наук и профессуры ленинградских вузов было написано профессором Военно-юридической академии С. С. Абрамовичем-Барановским, второе подписали шесть архиереев: архиепископ Гавриил (Воеводин) и епископы Димитрий (Любимов), Сергий (Дружинин), Григорий (Лебедев), Стефан (Бех), Серафим (Протопопов). В числе этих посланий было письмо группы священников и мирян от 9-11 декабря 1927, составленное магистром богословия прот. Феодором Андреевым. Митр. Сергий принял делегацию. Доцент Ленинградского университета И.М. Андреевский позднее изложил состоявшийся в ходе их переговоров весьма примечательный спор о возможности отождествления Советской власти с антихристом…» М.В Шкаровский «Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви», СПб, 1999 г.

[16] что, без сомнения, является примером подлинно доброго пастырствования, но для «старца» митр. Иоанна (Снычёва) - это лишь предмет глумления - прим. авт.

[17] Что такое сергианство в развитии? В те далёкие годы непризнание положений «Декларации» митр. Сергия на практике означало поставление себя, фактически, «вне закона» в «родном» социалистическом «Отечестве» со всеми вытекающими последствиями; сегодня непризнание выводов «Итогового документа Синодальной богословской комиссии» МП о «безвредности» для спасения принятия цифровых анти-имён и паспортов с биометрией (а впоследствии и вживления под кожу микрочипа) на практике будет означать то же самое; в те годы с целью духовного порабощения навязывалось, как обязательное, «первобытное» сергианство, сегодня уже навязывается сергианство глобальное (см. Представители "традиционных конфессий" во главе с РПЦ МП одобрили новый проект цифровой идентификации граждан России, Опубликовано Портал-Credo.Ru 02-11-2005) прим. авт.

[18] т.е. поступить в полном соответствии со святоотеческим учением и церковным Преданием, которые обязывают православных прерывать молитвенно-каноническое общение с такими явными отступниками, каким был (и история это полностью подтвердила) митр. Сергий – прим. авт.

[19] иосифлянский «раскольник» (по Снычёву), Новосвященномученик, канонизированный РПЦЗ в 1981 г. – прим. авт.

[20] митр. Иоанн ошибается – низшее духовенство на встрече с м. Сергием представлял Новосвященномученик прот. Викторин Добронравов – прим. авт.

[21] иосифлянским «раскольником» (по Снычёву), Св. Исповедником, канонизированным РПЦЗ в 1981 г. и оклеветанным митр. Иоанном в его книге; могилы клеветника Снычёва и оклеветанного им Св. Исповедника прот. Феодора Андреева находятся, как ни странно, бок о бок на Никольском кладбище бывшей Александро-Невской Лавры в СПб, причём могила о. Феодора находится одесную, а могила митр. Снычёва - ошуюю Спасителя на надгробном Распятии (если Его (Распятие) мысленно поместить между двух могил). И в этом нельзя не узреть указание десницы Божией. – прим. авт.

[22] подписанием преступной «Декларации» – прим. авт.

[23] что полностью и соответствовало действительности – прим. авт.

[24] митр. Иоанн (Снычёв) и здесь проговаривается, называя подлинную каноническую причину раскола - прим. авт.

[25] т.е. от «Декларации» - прим. авт.

[26] «…уже в январе 1928 г. Еп. Димитрий (Любимов) объявил митр. Сергия безблагодатным и потребовал немедленного разрыва молитвенного общения с ним…» – см. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной власти 1917-1943: Сборник в двух частях. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, Братство во Имя Всемилостивого Спаса. 1994. С.565прим. авт.

[27] им был проф. Иван Михайлович Андреевский (Андреев); «…Другой замечательный человек долгие годы жил прямо здесь, в Джорданвилле. Я говорю о философе Иване Михайловиче Андрееве. Подобно многим своим интеллигентным современникам, в годы революции он держался либеральных взглядов; лишь постепенно, лет за десять, возвратился он к Православию и открыл в нем для себя философию жизни, недоступную западным школам. Поездки в Саров, в Дивеево и в другие русские монастыри, как раз перед тем как большевики уничтожили их, укрепили, углубили его молодую веру. Потом, в страшные двадцатые и тридцатые годы, сделав выбор в пользу истины, он оставался в Катакомбной Церкви. У Андреева был тонкий философский ум, но, что главное, у него было живое православное сердце, полное боли за всех тех, кто теряет веру, любовь к Богу и ближнему…» Иеромонах Серафим (Роуз) РУССКИЙ ПАСТЫРЬ №. 37-38, 2000 г. - прим. авт.

[28] в том числе и «раскольником», Св. Новомучеником Епископом Шлиссельбургским Григорием (Лебедевым), Наместником Свято-Троицкой Александро–Невской Лавры – прим. авт.

[29] Св. Новомученик прот. Викторин Добронравов – прим. авт.

[30] проф. И.М. Андреевским (Андреевым) – прим авт.

[31] клевета, которую не постеснялся высказать в глаза своим оппонентам «революционер» митр. Сергий; в последствии эта клевета легла в основу гонений и убийств («цены крови») Св Новомучеников и Исповедников Российских - раскольников по Снычёву – прим. авт.

[32] «Открытое письмо с Соловков заместителю патриаршаго (орфография ориг. – прим. авт.) Местоблюстителя Митрополиту Сергию по поводу послания от 16/29 июля 1927 года» – цит. по: «Пред судом Божиим – Русская Православная Зарубежная Церковь и Московская Патриархия», Монреаль 1990 г.

[33] таким образом, Св. Новомученики перед лицом отступника м. Сергия исповедовали традиционное церковное учение о природе власти, ибо «Всяка душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть, аще не от Бога» (Рим. зач. 111), т.е. дословно – не власть, если не от Бога - цит. по: Апостолъ, М., 1649 г. – прим авт.

[34] не тоже ли самое говорят сегодня «духовные» потомки митр. Сергия – князья Московской Патриархии, что, мол, ельцинско-путинская «кремлёвская разбойная шайка» (по выражению Блаженнейшего Митрополита Антония Храповицкого) - это «власть от Бога», и что совершенно явные признаки скорого воцарения «зверя», это, мол, «тонкая философия», и… «благословляют» принятие цифровых анти-имён и паспортов с биометрией (а завтра, вне всякого сомнения, будут «благословлять» вживление микрочипов), загоняя, таким образом, послушное им стадо «словесных овец» в западню т.н. электронного концлагеря – технологического воплощения царства антихриста, выхода откуда для них уже не будет – прим. авт.

[35] так сергианская фальсифицированная церковь порвала молитвенное общение с Церковью Св. Мучеников и Исповедников, а значит и со всей Вселенской Церковью – прим. авт.

[36] своим «окормлением», т.е. приспособленчеством и ложью, по словам умученного Бориса Талантова, «митр. Сергий никого и ничего не спас, кроме самого себя» – прим. авт.

[37] вот ярчайший образчик сатанинского характера еретиков, образчик «ужасного лицемерия, непомерной гордости, поведения, составленного из непрерывной лжи» (по Свят. Игнатию (Брянчанинову)) – прим. авт.

[38] возвращению в г. Ленинград Митрополита Иосифа (Петровых) препятствовало всё то же ГПУ, «агентом влияния» которого был «дипломат» и «кормчий» митр. Сергий - прим. авт.

[39] оставим это утверждение на совести митр. Иоанна - содержание и смысл беседы оставляют даже у стороннего наблюдателя совершенно иное впечатление – прим. авт.

[40] а «подобными им», как позволяет себе выражаться о Св. Новомучениках сергианин Снычёв, были лучшие русские Архипастыри, священники, монашествующие и миряне, взошедшие на свою Голгофу и оставшиеся, не в пример «духовному» отцу митр. Иоанна - антихристу митр. Мануилу (Лемишевскому), верными Христу до конца – прим. авт.

[41] Св. Новомученики смотрели на совершающиеся события с настоящей церковной колокольни, а вот последователи митр. Сергия, действительно, - со «своей» – прим. авт.

[42] глазами ГПУ – прим. авт.

[43] которое полностью согласуется со Словом Божиим и Преданием Св. Церкви Христовой – прим. авт.

[44] типичный жульнический приём смешения понятий, которым всегда пользуются все без исключения еретики-сергиане, будь-то маститый сергианский митрополит или какой-нибудь второсортный «духовный писатель»; Свящ. Писание действительно, говоря о всякой власти, источником её называет Творца, а собственно религиозной властью (в контексте слов митр. Иоанна) именуется власть теократическая, когда во главе государства или народа стоят священнослужители, пример - государство Ватикан – прим. авт.

[45] ни о какой подмене идеи Вселенской Церкви идеей православно-русского государства Св. Новомученики и Исповедники Российские – противники сергианского злочестия, никогда не помышляли. Напротив, эти столпы Православия остро чувствовали подлинно вселенский характер российской катастрофы и прекрасно видели перспективу страшных апокалиптических событий, открывавшуюся перед их мысленным взором, очевидцами которых ссудил Господь нам быть уже наяву; это пример явной клеветы на Св. Новомучеников митр. Иоанна (Снычёва), носителя «идеи Вселенской Церкви», идеи, выродившейся в Московской Патриархии, к которой он беззаветно принадлежал душой и телом, ни во что иное, как в ересь ересей – экуменизм, и, попутно, - в «идею» т.н. Мирового Православия (World Orthodoxy), ничего общего не имеющей с подлинной идеей Вселенской Церкви – прим. авт.

[46] какой взгляд «образовался» у самого митр. Иоанна (Снычева) под действием «веяний», исходящих из артели «ревнителей православного благочестия», выдававшей «на-гора» за подписью митр. Иоанна книгу за книгой, буквально нашпигованных советскими «эсхатологией» и «экклесиологией», «идеями» «православно-русского» сталинизма и прочей «духовной» сивухой, читатель, думается, в состоянии уразуметь самостоятельно – прим. авт.

[47] ещё один пример смешения понятий и клеветы; Св. Новомученики говорили о «колебании здания Церкви» (по мысли Свят. Игнатия (Брянчанинова)), лишённого внешней защиты со стороны православной монархии, но никак не о гибели Православия – прим. авт.

[48] очередная клевета и смешение понятий; Св. Новомученики говорили об антихристовом характере установившейся «власти», а не о персоналиях; точно таким же приёмом пользуются и сегодня «собратья» митр. Иоанна по «митрополитбюро» МП в полемике о характере нынешней глобалистской власти в эРэФии, категорически отрицая её явно антихристов характер – прим. авт.

[49] но мы, в отличие от «духоносного» «старца» митр. Иоанна, прекрасно видим, что позиции Св. Новомучеников, уже в те далёкие годы сумевших, с помощью Божией, рассмотреть самую диавольскую суть происходивших на их глазах апокалиптических событий и оставивших нам образ действования в многократно усложнившейся (по причине утончения сатанинских соблазнов) духовной обстановке наших дней, были единственно правильными прим. авт.

[50] которых также придерживался в течение всей своей жизни его верный последователь митр. Иоанн (Снычёв) – прим авт.