1917


2 марта (ст. стиль)

Акт об отречении
Государя Императора Николая II от престола Государства Российского
за себя и за сына в пользу Великого Князя Михаила Александровича.

"В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требует доведения войны, во что бы то ни стало, до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорей­шего достижения победы и, в согласии с Государственной Ду­мою, признали Мы за благо отречься от престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть. Не желая расставаться с любимым сыном Нашим, Мы передаем насле­дие Наше брату Нашему Великому Князю Михаилу Александ­ровичу и благословляем Его на вступление на престол Госу­дарства Российского. Заповедуем брату Нашему править дела­ми государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут им уставлены, принеся в том ненару­шимую присягу. Во имя горячо любимой Родины, призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним повиновением Царю в тяжелую минуту все­народных испытаний и помочь Ему, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, бла­годенствия и славы. Да поможет Господь Бог России.

Город Псков, 2-го марта, 15 час., 1917 г."

Церк. Вед.. 1917, № 9-15, стр. 55-56


3 марта

Акт об отказе Великого Князя Михаила
от восприятия верховной власти до решения Учредительного Собрания.

"Тяжкое бремя возложено на меня волею брата моего, пе­редавшего Мне Императорский Всероссийский престол в го­дину беспримерной войны и волнений народных.

Одушевленный единою со всем народом мыслью, что выше всего блага Родины Нашей, принял Я твердое решение в том лишь случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном Со­брании. установить образ правления и новые основные законы Государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всею полнотой власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учреди­тельное Собрание своим решением об образе правления выра­зит волю народа,

3-го марта 1917 г. Петроград.»

Церк. Вед., 1917.№ 9-1 0


9 марта

Обращение Св. Синода ко всем чадам Православной Российской Церкви
по поводу отречения Николая II и отказа Вел. Князя Михаила воспринять власть до решения Учреди­тельного Собрания.

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути.

Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!

Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей зем­ле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины дол­жны проникнуться общим воодушевлением.

Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле бра­ни, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Роди­ною на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших соб­ственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это вели­кое историческое время всякие распри и несогласия, объеди­нитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Времен­ному Правительству; все вместе и каждый в отдельности при­ложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и по­виновением облегчить ему великое дело водворения новых на­чал государственной жизни и общим разумом вывести Рос­сию на путь истинной свободы, счастья и славы.

Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а под­чиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения».

Подписали Члены Синода: Владимир, митр. Киевский; Макарий, митр. Московский; Сергий, арх. Финляндский; Тихон, арх. Литовский; Арсений, арх. Новгородский; Михаил, арх. Гродненский; Иоаким, арх. Нижегородский; Василий, арх. Чер­ниговский; протопресв. Александр Дернов.

Церк. Вед., 1917, № 9-15. стр. 57


 

6—20 марта

Постановление Св. Синода об увольнении на покой:

митр. Петроградского Питирима,

митр. Московского Макария,

арх. Тобольского Варнавы (с назначением еп. Гермогена),

арх. Сарапульского Амвросия

В дальнейшем уволено еще восемь архиереев, поставление которых было связано с влиянием Распутина.

Церк. Вед., 1917, № 9-15. стр. 69-70  


20 марта

Постановление Врем. Правительства об отмене вероиспо­ведных и национальных ограничений.

Церк. Вед., 1917, № 9-15, стр. 64-66  


Начало апреля

Закрытие обер-прокурором В. Н. Львовым, во время пе­рерыва работ Синода на праздничное время, официального ор­гана Синода «Церк. Вестник» и передача этого органа в ред. коллегию СПб Дух. Академии. Из трех членов Синода, остав­шихся в Петербурге, этот акт подписал Финляндский арх. Сер­гий (Страгородский) и еще один член Синода, тогда как арх. Литовский Тихон (Белавин) дать свою подпись отказался.

1. Боголепов, стр. 132 2. Деян. Соб„ Прил. III к Деян. XXXI. кн. III. стр. 37


14 апреля

Указ Врем. Правительства об освобождении от присутст­вия в Св. Синоде:

митр. Киевского Владимира (первенств, член Синода)

арх. Новгородского Арсения

арх. Литовского Тихона,

арх. Гродненского Михаила,

арх. Нижегородского Иоакима,

арх. Черниговского Василия,

протопресв. Александра Дернова,

протопресв. ГеоргияШавельского

с оставлением на летнюю сессию:

арх. Финляндского Сергия

и вызовом для присутствия в Синоде:

экзарха Грузии арх. Платона,

арх. Ярославского Агафангела,

еп. Уфимского Андрея,

еп. Самарского Михаила,

прото­пресв. Ник. Любимова,

проф. прот. Александра Рождест­венского

членов Государственной Думы: проф. Петроградского уни­верситета Александра Смирнова и Феодора Филоненко.

В изданной в 1926 г. брошюре Донского епархиального совета, утвержденной членом ВВЦС митр. Донским Митрофаном (Симашкевичем), о митр. Сергии, в связи с этим измене­нием состава Синода, сообщается следующее: «Мы знаем, что он способен нарушить клятвенное обещание. В 1917 году митр. Сергий (Страгородский) поклялся присутствующим в Св. Си­ноде иерархам, что не войдет в состав нового Синода, органи­зованного новым обер-прокурором Синода Львовым, но через короткое время нарушил эту клятву и вошел в состав этого Синода, что ему было поставлено на вид собранием архипа­стырей на Соборе 1917 года». («Правда о ВВЦС и о Нижегор. митр. Сергии», 1926 г.).

Церк. Вед., 1917. № 16-17, стр. 83


29 апреля

Обращение Св. Синода к Церкви о восстановлении прин­ципа выборности епископата и о подготовке к предстоящему Собору. Учреждение Предсоборного Совета.

Церк. Вед.. 1917, № 18-19


20 июня

Принятие Св. Синодом «Временного Положения о право­славном приходе».

Из Пункта 2 Положения: «Составляя особую церковную общину, приход состоит через своего епископа в тесной связи со всею единою, святою, соборною и апостольскою Церко­вью...»

Церк. Вед.. 1917, № 28. стр. 193-199


20 июня

Постановление Врем. Правительства об объединении всех учебных заведений, включая церковные школы (около 37.000) — в ведомстве Мин. народного просвещения (до этого они вхо­дили в ведомство Св. Синода).

Протесты против этого постановления всех церковных кру­гов, включая левые.

Церк. Вед., 1917, № 28. стр. 191  


23 июня

Поставление Св. Синодом на Московскую кафедру арх. Литовского Тихона, «избранного свободным голосованием кли­ра и мирян Московской епархии».

Церк. Вед„ 1917, № 28. стр. П  


3 июля

Выход из Врем. Правительства министров-кадетов в связи с решением социалистов о признании автономии Украины (узурпация социалистами права Учредительного Собрания на решение основных вопросов государственного устройства Рос­сии).

Речь, 1917, 4(17) июля


22 июля

Принятие Св. Синодом послания к чадам Церкви и граж­данам России «о чрезвычайных обстоятельствах переживаемо­го времени».

«...Пробил час общественной свободы Руси. Вся страна, из конца в конец, единым сердцем и единой душой возликовала о новых светлых днях своей жизни, о новом, благоприятном для нее лете Господнем. И расцветала надежда на то, что Русь, сбросив с себя сковывавшие ее политические цепи, об­ратит всю мощь свою на освобождение свое от немецкого ига, и весь разум свой — на мирное внутреннее развитие и устрое­ние государства и общего народного блага.

Однако, к глубокой скорби страны, не долго было суждено исстрадавшейся Родине жить этой надеждой. Вслед за свобо­дой к нам проник новый злой враг и посеял на Руси плевелы, которые не замедлили дать всходы, заглушающие ростки же­ланной свободы. Хищения, грабежи, разбои, насилия и обо­стрившаяся партийная политическая борьба стали достоянием нашей новой жизни и поселили в народе озлобление и рознь, повлекшие за собой внутреннюю братоубийственную войну, неоднократное кровопролитие. И в результате, с одной сто­роны, приостановка блестяще начатого наступления на врага,

с другой, вместо свободы — новое взаимное угнетение, вместо братства—охлаждение любви, упадок добрых, мирных, брат­ских общественных отношений. Страна пошла по пути гибели, а в будущем ее ждет та страшная бездна, которая заполнена для всех нас ужасающим отчаянием, если только не прекра­тится «Смятение и попрание и замешательство от Господа Бога» (Ис. 27,5).

Церк. Вед.. 1917, № 30. стр. 231-233  


25 июля

Назначение обер-прокурора А. В. Карташева.  


2 aвг.

Определение Св. Синода о мерах к повышению в воинских частях и в народе религиозно-нравственного сознания и воин­ского долга.

«...Ныне в рядах нашего воинства, рядом с доблестными защитниками родины, находится немало людей, забывших и Бога, и совесть, и Отечество. Несмотря на совершившийся пе­реворот, призывающий всех к обновлению и усовершенство­ванию народной жизни, разложение проникло далеко вглубь России и по всей земле водворилась смута. Совершающиеся ежедневно в разных местах нашего Отечества события порож­дают мысль, что близится гибель России, раздираемой и внеш­ними и внутренними врагами... Забвение христианских начал ведет к пробуждению животных и зверских инстинктов в жиз­ни и грозит разрушением всей христианской культуры и основ всякого разумного человеческого общежития...»

Церк. Вед.. 1917, № 32-33. стр. 263

5 авг.

Постановление Врем. Правительства об учреждении Мини­стерства Исповеданий. Назначение А. В. Карташева  


10 авг.

Назначение на Владимирскую кафедру арх. Финляндского Сергия, «избранного свободным голосованием клира и мирян Владимирской епархии».

Церк. Вед., 1917, № 34, стр. 282  


13 авг.

Возведение арх. Московского Тихона, арх. Петроградского Вениамина и экзарха Грузии Платона в сан митрополита.  


15 авг.

Открытие Всероссийского Церковно-Поместного Собора Православной Российской Церкви, в день Успения Пресв. Богородицы, в Успенском Соборе Кремля (588 членов).

Церк. Вед.. 1917, № 34


 

16 авг.

Назначение Св. Синодом на Харьковскую кафедру пре­бывавшего на покое арх. Антония (Храповицкого), «избранного свободным голосованием клира и мирян Харьковской епархии».

Церк. Вед., 1917, № 35. стр. 295  


24 авг.

Обращение Собора ко всему православному русскому на­роду.

«Братие возлюбленные, услышьте голос Церкви. Родина гибнет, И не какие-либо не зависящие от нас несчастия тому причиною, а бездна нашего духовного падения — то опусто­шение сердца, о котором говорит пророк Иеремия: «два зла со­творили люди Мои: Меня, источник воды живой, оставили и выкопали себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». (Иерем. 2, 13).

Совесть народная затуманена противными христианству учениями. Совершаются неслыханные кощунства и святотат­ства; местами пастыри изгоняются из храмов. Люди всех зва­ний и состояний стремятся использовать народную беду для легкой наживы. Изо дня в день возрастает дерзость грабежей. Захват чужого добра провозглашается как дозволительный. Люди, живущие честным трудом, становятся предметом глум­ления и хулы. Забывшие присягу воины и целые воинские части позорно бегут с поля сражения, грабя мирных жителей и спа­сая собственную жизнь. А в это время на несчастную Россию надвигается ужас междоусобной войны. Наша Родина стала притчей во языцех, предметом поношения среди иноземцев из-за алчности, трусости и предательства ее сынов.

Православные! Именем Церкви Христовой, Собор обра­щается к вам с мольбою. Очнитесь, опомнитесь, отбросьте ва­шу взаимную ненависть и внутренние распри, встаньте за Россию- Вспомните предостерегающие слова Предтечи Хри­стова; «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». (Лук. 3,9). Не допустите Родину до поругания и до позорного конца.

...Прежде всего и больше всего да возгорятся сердца ваши любовью Христовой. Явите в делах ваших эту любовь к мно­гострадальной, измученной России...»

Церк. Вед.. 1917, № 36-37. сер. 311-31


  24 авг.

Обращение Собора к армии и флоту.

«...С болью душевной, с тяжкой скорбью Собор взирает на самое страшное, что в последнее время выросло во всей народной жизни и особенно в армии, что принесло и грозит еще принести Отечеству и Церкви неисчислимые беды. В сердце русского человека стал затуманиваться светлый образ Христов, начал гаснуть огонь веры православной, начало сла­беть стремление к подвигу во имя Христа. Что поддерживало наш народ, что утешало и укрепляло его во дни великих испы­таний среди многих скорбей тяжкой доли, что вдохновляло на­шего воина служить до смерти, страдать не укоряя, умирать благословляя? — Образ Христа Страдальца, распятого за гре­хи человечества; примеры шедших по стопам Христа подвиж­ников и страдальцев; заветы и благословения Церкви Святой. Начало все это меркнуть в русских сердцах — непроглядная тьма окутала русскую землю, и стала гибнуть великая, могу­чая Святая Русь...

Вы, забывшие Бога и совесть, растлители в воинах чистой веры, убийцы их духа, разрушители устоев, на которых до­селе крепла и развивалась воинская мощь и сила, ужаснитесь вашего сатанинского дела! Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих (Мф. 18, 6), а вашим ядом отравлены целые полки, может быть на всю жизнь развращены у многих серд­ца. За ваше безумие Родина уже заплатила врагу теми ужас­ными поражениями, которые он так легко, без жертв и уси­лий, нанес нам на нескольких фронтах. Вы виновники тех бес­численных жертв, которые в последнее время бесплодно при­несены лучшими сынами Родины, павшими не только от вра­жеских, но и от своих мечей и пуль. Вы сделали то, что на­дежда России, ее богатырь-солдат теперь для многих мирных граждан стал предметом ужаса и отвращения. Вы будете ви­новны, если сраженная Россия склонит свою голову, лишится

 своей свободы и подпадет под немецкое рабство, которое сильнее татарского придушит народ, вас же и ваших детей и внуков. Если вы делаете это по неразумию, раскайтесь и при­несите плод достойный покаяния. Верните армии то, что вы без­божно отняли у нее — ее могучий дух. Если вы делаете это по злому умыслу — горе вам! Придет пора, что преданный вами народ, народ прозревший, наученный великим страданием, пой­мет и жестоко осудит вас. Души замученных, зарезанных, рас­стреливаемых по вашим наветам и советам своими же бра­тьями наших героев долга призовут вас к суду Всевышнего. Кровь бесчисленных мучеников наших воинов, пролитая в эту войну, падет на вашу голову. Опомнитесь! Ведь и вы сыны России! Ужель мученья и смерть матери не трогают вас? Ужель ее проклятие не страшит вас?

Обманутые врагами и предателями, изменой долгу и при­сяге, убийствами своих же братии, грабежами и насилиями запятнавшие свое высокое священное звание воина, — молим вас, — опомнитесь! Загляните в глубину своей души, и ваша, придушенная вражьими наветами, совесть — совесть русско­го человека, христианина, гражданина — может быть, скажет вам, как далеко вы ушли по ужасному, преступнейшему пути, какие зияющие, неисцелимые раны нанесли вы Родине — ма­тери своей. Ужель вы хотите свое благополучие построить на развалинах и пожарище Святой Руси? Иль вы думаете свое личное счастье купить гибелью Родины? Не может быть сча­стья изменнику, предателю. Ужасно Каиново счастье' «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 7, 11). Молим вас:

вернитесь к Богу, к правде, к своему великому долгу!..»

Церк. Вед.. 1917, № 38-39, стр. 327-330


28 авг.

Требование ген. Корнилова о передаче ему полномочий для создания нового кабинета, с участием Керенского и Савинкова.

Речь, 1917, 28 авг.  


30 авг.

Согласие ген. Корнилова подчиниться требованиям Врем. Правительства. Керенский — верх. главнокомандующий.

Речь, 1917, 28 авг.  


31 авг.

Подчинение ген. Крымова, возглавлявшего войска, иду­щие на Петроград, приказу Временного Правительства. Самоубийство ген. Крымова после личной беседы с Керенским.

Речь, 1917. 1 сент.  


1 сент.

Постановление Собора «по поводу угрожавшей Родине братоубийственной войны».

«...Теперь, когда вера русского воина ослаблена соблазнами противных христианству учений и власть русского военачаль­ника подорвана, русское войско перед лицом внешнего врага готово распасться на два враждующих стана. Не со вчерашне­го дня началась эта междоусобная распря. За последние ме­сяцы от руки своих же братьев солдат погибло великое мно­жество офицеров, преданных долгу Родины. Верная своим свя­щенным заветам, Церковь Православная не принимает участия в борьбе политических партий. И, однако, ныне, как и в дни священномученика Патриарха Ермогена, она не может оста­ваться равнодушною зрительницею распада и гибели Родины.

Собор свидетельствует, что упавший воинский дух русской армии может быть восстановлен не прельщением веществен­ными благами, а только верою Христовой, которая побуждает к бескорыстным подвигам. Этим создается та дисциплина ду­ха, которой утверждается дисциплина внешняя.

...Междоусобие должно быть предотвращено, братоубий­ство должно быть оставлено окончательно, примирение обоих враждующих станов должно быть полным и прочным. Не должно быть места для недостойных актов кровавой мести. Памятуя о лежащей на нем обязанности служить делу мира во Христе, Собор указывает, что непременным для того усло­вием должно служить отрешение от односторонних точек зре­ния класса и партий. Власть должна быть не партийною, а все­народною. А народно-русскою может быть только власть, про­светленная верою Христовою.

Несокрушимо веруя, что для спасения Родины требуется Божья помощь и самоотверженная любовь ее сынов. Собор ждет от русской государственной власти тех подвигов этой любви, которая сделает ее достойною благословения Божия».

Церк, Вед., 1917. № 40-41. стр. 359-360


2 сент.

Провозглашение Российской Республики Врем. Правитель­ством (узурпация права Учредительного Собрания на выбор формы правления) и передача власти «Совету пяти».

Речь. 1917. 3/IX


14 сент.

Всенародное моление в день Крестовоздвижения о спасе­нии Державы Российской.                   Церк Вед 1917 № 36-37. стр. 313


4 окт.

Послание Собора всем чадам Церкви по поводу прибли­жающихся выборов в Учредительное Собрание.

«Великое дело предлежит народу православному. Уже не в первый раз в нашей истории рушится храмина государст­венного его бытия, а Родину нашу постигает гибельная смута. И опять, как три века назад, призывается Русь разумом все­народным скрепить правовые устои, возродить пошатнувшую­ся мощь, твердыми законами оградить свободу и порядок в земле нашей...

...Непримиримостью партий и сословным раздором не со­зидается мощь государства, не врачуются раны от тяжкой войны и всегубительного раздора. Царство, раздельшееся на ся, изнеможет. Не надлежит обращать соревнования партий, со­словий, народностей в междоусобную распрю. Всенародным единением, озаряемым общею верою, просветляемым непод­купною совестью, искони утверждаются царства, с пошатнув­шейся верой, с затемнившейся совестью расточаются силы, ру­шатся державы. О том вещает мудрость веков, эту истину скорбным путем познает теперь Родина наша, отравленная злобной завистью и лютой корыстью. Пусть победит в себе наш народ обуревающий его дух нечестия и ненависти, и тогда дружным усилием легко и светло совершит он государствен­ный труд свой. Соберутся кости сухие, облекутся плотию и оживут по велению духа. Но без любви; смирения, кротости, всуе приступим к великому делу... В родине видится оку ве­ры земля святая... И по истине не мила нам и родина без свя­той веры нашей. Пусть же носители веры призваны будут увра­чевать ее болезни...»

Церк. Вед., 1917, № 42. стр. 375-377

20 окт.

Послание Собора по поводу расхищения церковного иму­щества и земли.

«Печальные вести доходят до Церковного Собора с разных мест земли русской. То и дело слышим об ограблениях церквей, монастырей, землевладельцев, а нередко и об убийствах слу­жителей Божиих и мирных обывателей мирского звания...

...Опомнитесь, православные христиане! Устыдитесь хотя бы всех иноверцев, живущих на нашей земле: они в настоящем году умножили свои заботы, свое усердие к своим храмам и духовным лицам, и все сословия их, сплотившись вместе, вме­сте стоят друг за друга; неужели же самый благочестивый на­род русский, а равно и прочие православные народы на св. Руси окажутся лютым врагом своей Церкви, своих священни­ков и прочих своих сограждан...

...Возвратитесь к честному труду над своим собственным добром, а чужого не касайтесь, пока высшая власть, т. е. Учре­дительное Собрание, не установит каких-либо новых земель­ных законов...

„.Самое пожелание завистливое есть нарушение заповеди, а грабеж — тяжкое преступление, привлекающее гнев Божий на весь народ...»

Церк. Вед., 1917, № 43-45, стр. 399-401  


23 окт.

Определение Собора «по поводу правительственного за­конопроекта о церковно-приходских школах».

Собор «...считает долгом заявить Временному Правитель­ству, что закон 20 июня 1917 г. о передаче церковно-приход-

 ских школ в ведомство Министерства народного просвещения причиняет большой вред Православной Церкви в ее христиан-ско-просветительной деятельности, внезапно отнимая у пра­вославных приходов незаменимое средство выполнять свое важное назначение...»

Опр. и Пост., вып. 2, стр. 16-20  


25 окт.

Вооруженный захват Военно-революционным комитетом правительственной власти.

Известия ЦИК, 1917, 27 окт.  


26 окт.

Избрание большевистской частью Съезда Советов раб. и солд. деп. Совета Народных Комиссаров.

Известия ЦИК, 1917. 25 окт.  


27 окт.

Конфискация Военно-революционным комитетом газеты «Изв. Вер. Сов. Крест. Деп.». Закрытие кадетской газеты «Речь» и ряда правых газет.

Известия ЦИК, 1917, 27 окт.


27 окт.

Постановление Совета Нар. Комиссаров о созыве Учреди­тельного Собрания в намеченный срок.

Известия ЦИК, 1917. 28 окт.


  28 окт.

Декрет Совнаркома о печати (об ограничении свободы пе­чати).

«...Как только новый порядок упрочится, всякие админист­ративные воздействия на печать будут прекращены; для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону...»

Известия ЦИК, 1917. 28 окт.  


28 окт.—4 ноября

Восстания юнкеров в Петрограде и Москве. Признание Ле­нина на заседании ЦИК о том, что «во имя свободы печати бы­ло устроено восстание юнкеров, объявлена война в Петрограде и Москве».

Известия ЦИК, 1917. 7 ноября  


30 окт.

Принятие Собором решения о восстановлении патриарше­ства и о порядке избрания Патриарха. Первое голосование — выбор кандидатов: митр. Антоний — 101; арх. Кирилл — 27; митр. Тихон — 23. Признано недействительным ввиду отсут­ствия кворума.

Деян. Соб, 30 окт.


31 окт.

Вторичное голосование (митр. Антоний — 159; арх. Арсе­ний — 148; митр. Тихон — 125), первый кандидат — митр. Антоний. Выборы второго и третьего кандидатов: арх. Арсений и митр. Тихон.

Деян, Соб., 30 окт.


2 ноября

Извещение Н. И. Львова и И. Т. Евсеева (члены Собора от Гос. Думы) о том, что они сложили с себя полномочия членов Собора.

Деян. Соб., 2 ноября  


2 ноября

Доклад Собору членов соборного посольства (воэглавл. митр. Платоном), посетившего Москов. воен.-рев. комитет для переговоров о прекращении кровопролития на улицах Москвы.

Деян. Соб., 2 ноября  


2 ноября

Отклонение Собором предложений о немедленной органи­зации крестного хода.

Деян. Соб., 2 ноября


2 ноября

Призыв Собора к обеим сражающимся сторонам о прекра­щении кровопролития, недопущении расправы с побежденны­ми и сохранении святынь Кремля.

 «...Во имя Божие Всероссийский Священный Собор призы­вает сражающихся между собой дорогих наших братьев и де­тей ныне воздержаться от дальнейшей ужасной кровопролит­ной брани. Священный Собор от лица всей нашей дорогой Православной России умоляет победителей не допускать ника­ких актов мести, жестокой расправы и во всех случаях щадить жизнь побежденных. Во имя спасения Кремля и спасения до­рогих всей России наших в нем святынь, разрушения и пору­гания которых русский народ никогда и никому не простит, Священный Собор умоляет не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу...»

Деян. Соб; 2 ноября  


4 ноября

Принятие Собором общих положений о высшем управле­нии Православной Российской Церкви.

1. В Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому, в составе епископов, кли­риков и мирян.

2. Восстановляется патриаршество, и управление церков­ное возглавляется Патриархом.

3. Патриарх является первым среди равных ему епископов.

4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.

1. Деян. Соб., 4 ноября 2. Опр. и пост. вып. 1, стр. 3  


4 ноября

Воззвание Собора о помощи солдатам, находящимся в не­мецком плену.

Деян. Соб., 4 ноября  


4 ноября

Принятие Собором решения об избрании Патриарха на следующий день — 5(18) ноября — в Храме Христа Спасителя и принятие порядка церемониала избрания.

Деян. Соб., 4 ноября


5 ноября

Избрание Патриарха по жребию в Храме Христа Спаси­теля. Слово преосв. Тихона при встрече депутации, сообщив­шей ему об избрании в Патриархи.

Описание избрания митр. Евлогием:

«Все с трепетом ждали, кого Господь назовет... По оконча­нии молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, и снял печати. Из алтаря вышел глубокий ста­рец—иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни (не­подалеку от Троице-Сергиевой Лавры), ради церковного послу­шания участвовавший в Соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку- Митрополит Владимир внят­но прочел: «Тихон, митрополит Московский». Словно электриче­ская искра пробежала по молящимся... Раздался возглас мит­рополита: «Аксиос!», который потонул в единодушном «Аксиос!... Аксиос!...» духовенства и народа. Хор вместе с молящимися запел «Тебе Бога хвалим»... Y многих на глазах были слезы, Чувствовалось, что избрание Патриарха для всех радость обре­тения, в дни русской смуты, заступника, предстателя и молит­венника за русский народ... Всем хотелось верить, что с Пат­риархом раздоры как-то изживутся...

Когда мы расходились и надевали шубы, протопресвитер Шавельский сказал: «Вижу, Господом Церковь наша не оставлена...»

1. Деян. Соб., 5 ноября 2. митр. Евлогий, стр. 302-303  


11 ноября

Принятие Собором решения об отпевании погибших обеих сражавшихся сторон.

Деян. Соб., 11 ноября  


11 ноября

Обращение Собора к победителям в гражданской войне. «Священный Собор во всеуслышание заявляет: довольно братской крови, довольно злобы и мести.

Мести не должно быть нигде и никогда; тем более она не допустима над теми, кто, не будучи враждующей стороной, тво­рил лишь волю их посылавших.

Победители, кто бы вы ни были и во имя чего бы вы ни боролись, не оскверняйте себя пролитием братской крови, умерщвлением беззащитных, мучительством страждущих! Не причиняйте нового горя и позора истерзанной Родине, и без того слишком обагренной кровью своих сынов!

Вспомните о несчастных матерях и семьях и не примеши­вайте еще новых слез и рыданий о пролитой крови. Даже и те, кто отказался от Бога и Церкви, кого не трогает голос совести, остановитесь хотя бы во имя человеколюбия.

 Собор взывает и к вам, руководители движения: употре­бите все свое влияние на обуздание кровожадных стремлений тех, кто слишком упивается своей братоубийственной побе­дой».

Деян. Соб., 11 ноября


11 ноября

Воззвание Собора к православному народу с призывом к покаянию за грех братоубийства и с осуждением «лжеучите­лей, призывающих осуществить всемирное братство путем все­мирного междоусобия».

«.„Вместо обещанного лжеучителями нового общественно­го строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная нена­висть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бро­саются друг на друга. Происходит всеобщее затемнение сове­сти и разума.

...Давно уже в русскую душу проникают севы антихристо­вы и сердце народное отравляется учениями, ниспровергаю­щими веру в Бога, насаждающими зависть, алчность, хищение чужого. На этой почве обещают они создание всеобщего сча­стья на земле...

...Русские пушки, поражая святыни Кремлевские, ранили и сердца народные, горящие верою православною. Но не может никакое земное царство держаться на безбожии: оно гибнет от внутренней распри и партийных раздоров. Посему и ру­шится Держава Российская от этого беснующегося безбожия, На наших глазах совершается праведный суд Божий над наро­дом, утратившим святыню. Вместе с Кремлевскими храмами начинает рушиться все мирское строение Державы Россий­ской. Еще недавно великая, могучая, славная, она ныне рас­падается на части. Покинутая благодатию Божией, она разла­гается как тело, от которого отлетел дух.

...Для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует родины и ее святыни. Они становятся изменниками Родины, которые чинят неслыханное предательство России и верных союзников наших. Но к нашему несчастью, доселе не роди­лось еще власти воистину народной, достойной получить бла­гословение Церкви Православной. И не явится ее на Русской земле, пока со скорбною молитвою и слезным покаянием не обратимся мы к Тому, без Кого всуе трудятся зиждущие град.

...Покайтесь же и сотворите достойные плоды покаяния! Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призы­вающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!...»

Деян. Соб., 11 ноября


11 ноября

Определение Св. Синода о возведении преосв. Тихона на Патриаршую кафедру.

Церк. Вед.. 1917, № 46-47


21 ноября

Торжественная интронизация Патриарха Тихона в Успенском Соборе.

Церк.-общ. Вести., 1917, №№ 148,153.154

28 ноября

Указ Патриарха о возведении в сан митрополита:

Антония Харьковского Арсения Новгородского Агафангела Ярославского Сергия Владимирского Иакова Казанского.

митр. Мануил, «Словарь епископов»


2 дек.

Определение Собора о правовом положении Православной Российской Церкви. Первые 8 пунктов положения (из 25):

«I. Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве первенствующее среди других исповеданий пуб­лично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское Государство.

2. Православная Церковь в России в учении веры и нрав­ственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами независима от государственной власти и, руководствуясь своими догма-тико-каноническими началами, пользуется в делах церковного законодательства, управления и суда правами самоопределе­ния и самоуправления.

3. Постановления и указания, издаваемые для себя Православной Церковью в установленном ею порядке, со времени обнародования их церковною властью, равно и акты церков­ного управления и суда, признаются Государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы,

 4. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью.

5. Церковная иерархия и церковные установления при­знаются Государством в силе и значении, какие им приданы церковными постановлениями.

6. Действия органов Православной Церкви подлежат наблюдению государственной власти лишь со стороны соответствия их государственным законам, в судебно-административ-ном и судебном порядке.

7. Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными.

8. Во всех случаях государственной жизни, в которых Го­сударство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь».

Далее в определении говорится: об уголовном наказании за поношение и поругание Церкви; о законной силе церковного брака; о полноправии церковных школ; о преподавании Закона Божия в школах для православных детей; об обеспечении военнослужащих армейским духовенством; о запрещении конфискации и отобрания церковных имуществ; о государственном ассигновании на нужды Церкви; о беспрепятственном по­лучении прав юридического лица церковными установлениями и др.

Опр. и Пост; вып. 2, стр. 6-8  


2 дек.

Приветственная телеграмма Патр. Тихона королю Велико­британии по случаю взятия Иерусалима английскими войска­ми,

«Петроград. Великобританскому послу.

Всероссийский Церковный Собор просит Вас передать Его Ве­личеству, королю Англии, поздравление и радость Православ­ного русского народа по поводу великого события в жизни всего христианского мира, взятия Иерусалима войсками Его Величества. Да благословит Господь начало освобождения Свя­той земли от иноверного владычества. Уповаем, что отныне ве­ликие христианские святыни навсегда останутся в обладании христиан».

Церк. Вед., 1918. № 17-18 


7 дек.

Определение Собора о Священном Синоде и Высшем Цер­ковном Совете.

Св. Синод: Патриарх и 12 членов — постоянно Киевский митрополит, шесть иерархов избираются Поместным Собором на три года, пять иерархов вызываются по очереди на один год.

Высш. Церк. Совет: Патриарх и 15 членов — три иерарха из Св. Синода по выбору Патриарха, и по избранию Собора на три года: один монах из иноков, пять клириков и шесть мирян.

Опр. и Пост.. вып. 1, стр. 7-11  


8 дек.

Определение Собора о правах и обязанностях Патриарха.

В частности, Патриарх:

д) сносится с автокефальными Православными Церквами по вопросам церковной жизни,

е) имеет долг печалования перед гос. властью,

м) дает архиереям братские советы, как относительно лич­ной их жизни, так и относительно исполнения ими архипастыр­ского долга; в случае же невнимания к его советам предлагает о том Свящ. Синоду,

п) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежа­щий ход.

О суде над Патриархом:

с10. В случае нарушения Патриархом прав или обязанно­стей его служения вопрос о признании в его действиях налич­ности поводов, могущих повлечь за собою его ответствен­ность, разрешается соединенным присутствием Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Самое же предание его суду и суд над ним совершается Всероссийским Собором епис­копов с приглашением по возможности других Патриархов и предстоятелей автокефальных Церквей, причем как для пре­дания суду, так и для обвинительного приговора требуется не менее 2/3 наличных голосов».

Опр. и Пост; вып. 1, стр. 4-6  


8 дек.

Определение Собора о круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления.

Опр. и Пост; вып. 1, стр. 12-16


9 дек.

Письмо Патриарха Тихона вдове убитого в Петрограде протоиерея Иоанна Кочурова.

«...Храним в Своем сердце твердое упование, что украшен­ный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова».

Церк.-общ. Вести., 1917. № 165


18 дек.

Послание Патриарха Тихона к Церкви о вступлении на Патриарший Престол.

«„.В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и много­трудные, вступили Мы на древлее место патриаршее. Испыта­ния изнурительной войной и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменных и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духов­ная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует безбожный дух мира сего...»

Церк. Вед., 1918, № 1


29 дек.

Послание Патриарха Тихона по поводу объявления гру­зинской автокефалии.

«„.Только Собор кириархальной Церкви может даровать независимость той или иной Поместной Церкви, без Собора же кириархальной Церкви всякие акты провозглашения Цер­ковной независимости признаются недействительными и не имеющими канонической силы... Если это требование не со­блюдается, Церкви угрожает схизма...

Умоляем вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Хри­ста: да не будет между нами разделений и да будем все мы соединены в одном духе и в одних мыслях. Станем на путь ми­ра и взаимной любви и совместно обсудим создавшееся поло­жение...»

Церк. Вед. 1918, № 3-4