ПОСЛЕ ПОТОПА

 

вспомнилъ Бог о Ное —, и закрылись источники бездны, и пересталъ дождь съ неба. И остановился ковчеге на горахъ Араратскихъ".

Для нас, русских, отрадно остановиться на этих строках: впервые на святых страницах Библии упоминается область, которой впоследствии суждено было войти в со став Российского государства.

Это и в иных отношениях важная область. Здесь впоследствии возникло значительное, мощное государство, которое св. Библия именует землей Араратской (4 Цар. 19,37; Ис. 37,38; Иер. 51,27), а современная наука — государством Урарту. У государства этого большая заслуга перед человечеством в области материалпой культуры: здесь впервые в Х1-Х11 столетиях до Р. X. было открыто искусство добывания железа из руды и начался железный век, началось массовое производство предметов из железа*,

Есть у государства Урарту и другая, более одухотворенная заслуга. При возникновении и широком распространении кровавого жестокого Ассирийского царства, Урарту приняло на себя самые сильные удары ассирийцев, и оно оказалось единственным из сопредельных с Ассирией государств, не покорившимся жестоким завоевателям. В течение ряда веков Урарту воевало с Ассирией, тем отвлекая на себя силы этого хищнического государства и таким образом спасая иные народы от страшного ассирийского завоевания. Не напоминает ли нам это ту роль, которую много-много веков позднее играла наша Россия, спасавшая христианский мир от языческих или мусульманских азиатских завоевателей?

Итак, мы с основанием можем сказать, что Араратская земля — благословенная земля.

„По прошествии сорока дней Ной открылъ сделанное имъ окно ковчега... и выпустилъ голубя. Но голубь не нашелъ места покоя для ног своихъ... И помедлилъ еще семь дней, и опять выпустилъ голубя. И голубь возвратился къ нему въ вечернее время, и вотъ свежий масличный листъ во рту у него. И Ной узналъ, что вода сошла съ земли".

С того времени образ голубя с масличным листом в клюве стал символом благости Божией, милости Божией, мира с Богом.

Мы можем догадываться, что Дух Святый, явившись при Крещении Господа нашего Иисуса Христи “в образе голубином”, этим образом напоминал людям о часе Божией милости после Потопа. Так внешне поразному, но внутренне сродно, в обоих случаях Господь “водою потопляет грех”, и при обоих событиях является голубь.

И таким тягостным кощунством ощущаем мы то, что в наше время этот святой символ стал символом гнусной карикатуры на мир, символом лживой пропаганды Божиих врагов.

„Къ первому дню первого месяца изсякла вода на земле. И открылъ Ной кровлю ковчега, и посмотрелъ и вотъ обсохла поверхность земли... И устроилъ Ной жертвенникъ Господу, и принесъ во всесожжение на жертвеннике".

На благословенной земле Араратской, в государственных пределах нашего Отечества вознеслась к Господу эта первая жертва человечества после часа Божиего гнева в час милости и благоволения Божиего.

Интересно сравнить это краткое целомудренное описание Библией послепотопной жертвы Ноя с описанием, хотя и ближайшаго к Библейскому, но уже языческого повествования о том же моменте в Вавилонском мифе.

Вавилонский Ной — Утнапиштим** рассказывает:

„Когда наступил седьмой день, я вывел голубя и отпустил его, улетел голубь, покружился, места не было, и он вернулся... Я вывел ворона и отпустил его, полетел ворон и увидел высыхание воды. Он ел, каркал и не вернулся. Я вышел на четыре ветра и совершил возлияние, я произ вел воскурение на вершине горы. Я установил семь и семь курильниц и под ними насыпал тростник, кедр и хворост. Боги почуяли запах, боги почуяли благоухание, боги, точно мухи, собрались над жертвенником...".

Мы не будем останавливаться на отталкивающем образе богов, как мух собирающихся над жертвенником. Мы понимаем, что вавилоняне не представляли себе своих богов в виде мух, как мы не представляем себе Духа Святого голубем. Это образы. Но какой привлекательный образ тут, и какой отталкивающий там.

Но и в самом описании жертвы Утнапиштима наше внимание привлекает разница с Библейским рассказом. Сколько ненужных подробностей мы видим в вавилонском рассказе. Их нет в библейском повествовании. Быть может исторически все было так, как разсказывает Утнапиштим: и тростник он клал, и кедровые ветки и хворост. Но все эти подробности не нужны для единственной цели Библии, для единаго на потребу, для воспитания человеческих душ. И на этом примере мы можем видеть, как под руководством Духа Божия рука Моисея, излагая историю человечества, очищала древние сказания: в них отделялось все лишнее, все ненужное для единой вечной цели Священного Писания — для воспитания человеческих душ, первоначально только Богоизбранного народа, а по том и всего человечества. Когда это нужно, хотя бы и для ограниченного периода истории. Библия умеет дать в своем изложении и мельчайшие детали, как например, впоследствии, при изложении правил ветхозаветного жертвоприношения. Когда же этого не нужно. Св. Библия отбрасывает все лишние подробности, и оставляет лишь краткий, целомудренно сжатый рассказ.

На этом примере ясно видно, что подразумеваем мы, когда говорим, что в св. Библии нельзя искать ничего по стороннего ее целям, ни естествоведческих, ни географических или этнографических подробностей, если они излишни.

На этом примере двух по природному происхождению близких друг ко другу повествований (вспомним, что Авраам — предок Моисея и всего Избранного народа, был родом из Ура Халдейского, из Вавилонии) мы видим разницу между повествованием прошедшим через горнило вдохновения Святого Духа и повествованием, через это святое горнило не прошедшим — только человеческим, природным. Мы ясно видим и сходство их и различие.

„И сказалъ Господь въ сердце Своемъ: не буду больше проклинать землю за человека.,. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холодъ и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся".

 

* До того времени человечество употребляло только редкое метеоритное, химически более или менее чистое железо, и у древних вавилонян и египтян железо ценилось значительно дороже золота.

** Современные семитологи сводят оба имени к одному. Напиштим или Ноепиштим, значит „Выручатель, спасатель жизни", Ной-Ное — просто выручатель.