Святитель Филарет (Вознесенский)
Митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский,
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
(1903-1985)

 

Святитель Филарет
Служба Святителю Филарету
Учение о Христианской Жизни
Учительные Послания
Письма
Проповеди и беседы


Тропарь, гл. 8:
Православныя веры поборниче, * ересей ветхих и новых обличителю изрядный, * Церкве Христовой столпе, * архиерей богодухновенное удобрение, * монашествующих славо и похвало, * всем верным благочестия наставниче, * нищих и убогих милостивый питателю, * святителю досточудне Филарете, * моли Христа Бога нашего, * да утвердит нас во правоверии, * направляя присно на путь повелений своих, * Церкви мир и благостояние дарует * и спасет души наша.

Святитель Филарет

Краткое жизнеописание Святителя Филарета. “Православная Русь”, 1985, №22. Дополнено редакцией “Вестника ИПЦ”

Слово архимандрита Филарета при наречении во епископа Бризбенского. 1962 год. Краткий рассказ Владыки о своем жизненном пути до епископства. В нем же он делится опытом соприкосновения с Московской патриархией

Ангел Филадельфийской Церкви. Биографический очерк о св. Филарете, принадлежащий перу Татьяны Сениной. Опубликован "Вертоградъ-Информ" № 11-12 1999г.

Митрополит Филарет Нью-Йоркский. Статья о. Серафима (Роуза) посвященная значению митрополита Филарета для Православного Мира

Обретение честных мощей Святителя Филарета. 10 ноября 1998 г. Отчет бюллетеня "Вертоградъ-информ" № 11 1998 г.

Почитание Святителя Филарета. Составлено по материалам бюллетеня "Вертоградъ-информ"

Постановление Бостонского Синода о канонизации Святителя Филарета (Вознесенского). Опубликовано "Вертоградъ-Информ"  № 11  2000г.

К прославлению Святителя Филарета. Доклад Татьяны Сениной на VIII съезде священнослужителей, монашествующих и мирян Суздальской Епархии Российской Православной Церкви

"Ангел Филадельфийской Церкви". Библиографическое сообщение о книге посвященной Св. Филарету, изданной истинно-православными христианами Сербии. Опубликовано "Вертоградъ-Информ"  

Служба Святителю Филарету

Служба Святителю Филарету. Написана Татьяной Сениной. Загружается в zip-архиве вместе с двмя файлами шрифта "Евангелие", устанавливаемыми в директорию Fonts.


Творения Святителя Филарета

Держи что имеешь! 
Эти слова, взятые из священной книги Апокалипсис, в наше время, в наши многоскорбные, лукавые, соблазнами исполненные дни, имеют особо важное значение. Они напоминают нам о том драгоценном духовном богатстве, которым обладаем мы, чада Православной Церкви.
Да, мы богаты. И это духовное богатство есть то, что имеет Святая Церковь, и которое принадлежит всем верным чадам Ее. Учение веры - нашей чудесной, спасающей православной веры; многочисленные живые примеры людей, живших по вере, по тем высоким началам и правилам, которые предлагает нам Церковь, и достигших той духовной чистоты и высоты, которая именуется святостью; красота и великолепие нашего православного богослужения, и живое соучастие в нем через веру и молитву; полнота благодатной духовной жизни, открытой всем и каждому, и как венец всего, единение чад Церкви в той любви, о которой сказал Спаситель: потому узнают люди, что вы - Мои ученики, если будете иметь любовь между собо
ю.
Духовное завещание Митрополита Филарета

Учение о Христианской жизни

Христианский катехизис. Простое, ясное, но в то же время удивительно глубокое и тонкое изложение основных начал христианской жизни, за основу которого владыка взял книгу своего отца, архиеп. Димитрия Хайларского "Христианская Жизнь". Разъяснения о добродетели и пороке, обязанностях христианина перед Богом, ближними и собою, основных добродетелях, борьбе со страстями, началах аскетического делания. Излагается учение Церкви о семье, государстве, войне. Рассматривается отношение Православия к коммунизму и к "обществу благосостояния".

Памятка православного христианина. Краткое поучение для каждого христианина о смысле жизни и о том, как ее прожить богоугодно.

Памятка православному русскому пастырю. Краткое наставление для приходских священников, говорящее о высоте служения пастыря и раскрывающее основные стороны пастырской работы

Учительные Послания

"Мы будем свидетельствовать". Послание Митр. Филарета ко всем, кому дорога судьба Российской Церкви. 1965 год. В Послании разъясняется суть миссии Русской Зарубежной Церкви - свидетельство об истинном Православии и о гонениях богоборцев на Церковь в СССР. Отвергая сергианство и сергианскую патриархию митрополит указывает, что РПЦЗ - это свободный голос подлинной Русской Церкви, скрывающейся в катакомбах.

Обращение к патриарху константинопольскому Афинагору по поводу "снятия" тем анафем с римокатоликов. 1965 г. Первое предупреждение Митр. Филарета об опасности экуменическго сближения с еретиками. Указывается, что анафема принята всей Православной Церковью и патриарх Афинагор в одиночку не может ее отменить, а никакого соединения с римокатоликами и никаких "диалогов" не может быть. Церковь обращается к еретикам не с "диалогом" как к равным, а с монологом-проповедью, как к отпавшим от Истины.

Послание к патриарху Афинагору о созыве "Великого Собора Православной Церкви". 1969 г. В послании осуждается попытка Афинагора созвать "Великий Собор" в целях "обновления Церкви" и подготовеи экуменического соединения Церквей и указывается на нецерковный характер экуменизма. Во второй части послания указывается на нелегитимность любого всеправославного собора, на котором Российскую Церковь будут представлять иерархи Московской патриархии и дается характеристика сущности МП.

Открытое письмо греческому архиепископу Северной Америки Иакову об участии в экуменических сослужениях с инославными. 1969 г. В послании дается глубокая критика тогда только начавшейся практики сослужений с инославными. Особое внимание Митрополит Филарет уделяет тезису о "второстепенности" и неважности догматики по сравнению с молитвенной практикой и указывает на то, что такое обоснование возможности молитвы с еретиками является пренебрежением Истиной.

Первое Скорбное Послание. 1969 г. Одно из наиболее сильных и ярких обличений экуменизма. Митрополит Филарет дает краткий очерк возникновения экуменического движения, указывая на то, что его развитие все меньше может быть согласовано с православной экклесиологией, и подчеркивает, что "православные" экуменисты по существу отрекаются от православного учения о Единстве Церкви.

Второе Скорбное Послание. 1972 г. После всестороннего анализа истории и практики экуменических "диалогов", особенно диалогов с римо-католиками и монофизитами Митр. Филарет констатирует фактический отказ "православных" экуменистов от святоотеческой экклесиологии и даже прямое преступление ими повелений Христовых. Митрополит квалифицирует экуменизм как хилиастическую ересь, ставящую своей задачей построение Царствия Боожия на земле, человеческими усилиями.

Третье Скорбное послание о "Фиатирском исповедании". 1975 г. Разбор изданного с благословения Константинопольской Патриархии исповедания веры митрополита Афинагора Фиатирского, указание на совершенно неправославную экклезиологию этого споведания. Призыв главам поместных церкей еще раз задуматься о пагубности движения по пути экуменизма.

Письма

Письмо о. Виктору Потапову о церкви в России Письмо о. Виктору Потапову, в котором митр. Филарет, в связи с делом Димтрия Дудко, с предельной ясности формулирует свое отношение к Московской Патриархии как к "церкви лукавнующих", находящейся под анафему Катакомбной Церкви

Два письма Архиепископу Аверкию по поводу сослужения с монофизитами В письмах, написанных в связи с данным Вл. Аверкием разрешением коптам-монофизитам служить в храме Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, В письмах раскрывается отношение св. Филарета к совместным молениям с любыми еретиками - будь это еретики западные или восточные.

"Я увидел насколько я одинок". Письмо о. Георгию Граббе, выражающее чувства св. Филарета по поводу своего одиночества в отношении к экуменистам среди архиереев РПЦЗ.. Публикация и комментарии Татьяны Сениной. Опубликовано "Вертоградъ-Информ" №11 2000г.

Проповеди и Беседы

Святитель Филарет был выдающимся проповедником. Его слова, обычно краткие и простые по форме всегда были удивительно выверены и затрагивали слушателей до глубины души. Издана сравнительно небольшая часть наследия святителя, еще меньше возможно представить в интернете, но мы надеемся, что со временем его проповеди будут доступны для нас и в более полном объеме. Для удобства читателей мы сгруппировали проповеди святителя по темам.

Свет Истины

Христос - Победитель Мира Церковь, как бы оглядываясь назад на пройденный ею путь. видит, как тягостен и скорбен был этот путь. Преследуемая сначала Христовыми врагами - иудеями, потом преследуемая языческим правительством Рима, потом боровшаяся со всякими ересями, Церковь страдальческим путем шла, но побеждала и Победила!

Свет Христов Но свет Христов светит и всегда будет сиять, и те, у кого очи и уши открыты, видят и слышат, освящаются и освещаются этим светом. Этот свет всегда будет видим каждой христианской душе, которая не закрыла себя от него. Брате-христианин, не смущайся тьмой, которая разливается всюду. Конечно, нельзя не скорбеть о том, что человечество теперь блуждает в таких мрачных потемках, но если человек ищет света и стремится к нему, то этот свет не закрыт от него.

Слово о глаголах Жизни Вечной и о важности Молитвы.  Много ли, мало ли мы молимся, но мы должны помнить, что минуты молитвы главныя минуты в нашей жизни, и никоим образом нельзя это время, эти минуты занимать чемъ-то другим. И только тогда, когда человек все церковное, все к Богу и к Церкви относящееся будет ставить на первое место, только тогда он сможет жить и действовать, как истинное чадо Церкви, как настоящий православный христианин, и только тогда у него, как говорил о. Иоанн Кронштадтский, “все встанет на свое должное место”.

Благословение Божие. "Скажет Господь и все будет по Слову Его; сам удивишься, каким многоплодным творческим и успешным станет твое делание. Лишь бы только привлечь Божию милость; а привлечь ее можно именно только смиренной верой и сознанием своего недостоинства. Пока человек много о себе думает, пока он причину своих неудач ищет в других, в чем-то другом, а не в себе до тех пор не придет к нему помощь Божия".

Верность Истине Нужно отдать себе отчет в том, что от нас требуется, если нас призывают присоединиться к экуменизму. Мы должны сделать вот что: объявить, что у нас есть доля истины, как они говорили; значить — не вся наша вера истинна, не все ученье православное истинно, а только какая-то часть, а остальное есть заблуждение.

Православие в современном мире. Значение анафемы Наша Православная Церковь истину имеет и в истине твердо стоит, и никогда от истины не отступит. Мы люди слабые, и служители Церкви и рядовые чада Ея, каждый из нас погрешает, спотыкается, но истиной мы, находясь в Церкви, обладаем по великой милости Божией и никогда не согласимся с тем, что это не вся истина, а только часть ея.

Царский Путь Креста Господня

О Кресте Господнем Когда Господь говорит нам, что человек, который хочет за Ним идти, должен взять крест свой и отвергнуться себя, то что это значить? Как говорят св. Отцы, “отвергнуться себя” это значит, обойтись с собою так, как человек обходится, например, с запачкавшейся и изодранной одеждой, которую нельзя ни починить, ни вычистить. Она отбрасывается, он ее отвергает. Вот он так должен отвергнуться себя, отвергнуть свои прихоти и грешныя наклонности, осудить весь свой суетный образ жизни, в котором он запутался и погряз с головой в сует и грехах, и идти за Христом, исполняя Его заповеди.

Христианин должен быть крестоносцем  Крест был уже в том, что Он, Сын Божий, Бог бесконечный, соединился с человеческой природой и, как Богочеловек, жил с людьми, разделяя с ними их жизнь. Этого мало, Он принес на землю залог любви и милосердия. Он всех прощал, никого не осудил, творил бесчисленные чудеса дел милосердия, любви, и прощения, и исцеления. И чем больше Он разливал этот свет любви среди людей, тем теснее и теснее сплачивались вокруг Него Его озлобленные враги, возненавидевшие Его сатанинской злобою, и в конце концов пригвоздившие Его ко кресту.

На Евангельском Пути

Беседа о Спасении и Спасителе Страшна была эта чаша страданий — таинственных, непостижимых для нас! Он пришел на землю взять на себя грехи всего Mipa, принять их на Себя и пригвоздить к кровавому Кресту. Как больно, как невыносимо тяжело было для Его Святейшей души принять на Себя эти грехи всего Mipa! И вот, в невыразимой муке и скорби молится одиноко Спаситель. Наконец, под этой страшной тяжестью изнемогает Его природа человеческая. 

Сокровище Небесное Не только инославный мир, окружающий нас, но и сами мы, грешные и плохие ученики Христова Евангелия, только о том и заботимся, чтобы собрать себе сокровищ как можно больше здесь, на этой земле. А ведь “земля эта и все дела на ней сгорят” — и если мы сокровища на небе не собрали, то на Страшном Суде Господнем, о котором мы недавно вспоминали, мы окажемся, как говорит Апокалипсис, и нищими и слепыми и нагими.

Притча о Пире Когда человек так направляет свою жизнь, забывая о вечности, его ожидающей, и только исключительно заботится об условиях этой временной жизни, чтобы, как говорят, устроиться получше, он напоминает того, кто находится на палубе тонущего корабля, принес свой лонг-шез и устраивается поудобнее, вместо того, чтобы ему подумать, как спастись. Корабль тонет — а он устраивается поудобнее и считает это практичным.

Доказательства Воскресения Христова Когда один честный, но до сего не-вероваший человек, крупный ученый и самостоятельный мыслитель, стал изучать Евангельские сказания о Воскресении, то в своей книге он стал постепенно приходить к вере, хотя все еще колебался, — трудно было ему порвать с прошлым и изменить свое мировоззрение. Но он сделал смело и открыто определенный вывод: "Мы должны признаться, что из всех повествований Евангелия о Bocкpeceнии Спасителя, может быть сделан только один вывод: действительно, Распятый и Погребенный во Гробе, неведомо как, и непонятно как, но несомненно, явился Своим Ученикам, почему они стали с такой силой и убеждением проповедовать о Воскресшем Учителе."

Проповеди на праздники церковного года

Неделя Святых Праотец Тот же великий отец верующих, праотец патриарх Авраам, вероятно, всю бы жизнь свою отдал, если мог бы присутствовать на нашей Божественной Литургии. Однако же, он не видел того, что мы видим, и не слышал того, что мы слышим. Но непреложен евангельский закон: кому много дано — с того много спросится. 

О жертве Авраамовой. Слово в Неделю Святых Праотец Это жертвоприношение было прообразом того великаго жертвоприношения, в котором Бог Отец, Сына Своего Единороднаго и возлюбленнаго принес в жертву на крестном жертвеннике за грехи всего мира; но там не было остановлено искупительное жертвоприношение, и Сын Божий, в воплощении Своем как Богочеловък распялся на крестe и умер за нас грешных. 

О нашем усыновлении Богу. Слово в рождественский Сочельник Мы с вами у яслей Вифлеемских поучаемся нашему усыновлению, нашему сыновству. Но будем помнить, к чему нас это обязывает! И помнить с безконечной благодарностью к Нему за то, что Он благоволил совершить это чудное дело, и вместо того, чтобы наказать безответно виновного человека, Он не только Сам за него принял наказание, но и сделал его Своим по человечеству братом и по благодати сыном Своего возлюбленнаго Отца.

Мир мiра и Мир Христов. Слово на всенощной Сочельника Напрасно упрекают христианство в том, что оно не исполнило своего обещания и не дало мiру мира. Когда речь идет о внешнем мире, то нужно помнить, что Спаситель определенно и категорически сказал: “не думайте, что Я пришел принести мир на землю. Не мир принес Я, но меч”. Это Его буквальныя слова в св. Евангелии. Но противоречия с тем, что пели святые ангелы, тут нет, потому что мир бывает разный.

Волхвы. Слово на литургии Рождества Христова Волхвы-мудрецы склонились пред Младенцем, склонили пред Ним свои мудрыя головы и принесли свою мудрость для поклонения воплотившейся божественной Премудрости. В наше горькое время как много видим мы мудрецов этого века, которые думают, что они мудрее всех, что они понимают все лучше всех, и они предлагают человечеству свои рецепты общего благополучия. Но благополучия не получается, а на деле выходить только полное неблагополучие. 

Слово на Богоявление Если мы дали обет отречься Сатаны и всех дел его, то должны, исполняя его, стараться не подавлять свою душу этой суетой, но отказаться от нее, и помнить о том, что, как говорит Церковь, "едино есть на потребу" одно только нужно помнить, что надо сочетаться Христу, т. е. не только исполнять заповеди Его, но и стараться соединиться с Ним.

Сретение Господне Мы с вами постоянно молимся за каждой службой: христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны... Конечно, все мы молимся так, но смерть наша бывает по внешним ея условиям, не одинаковая. Один Господь знает, кому нужно какую смерть послать, и когда прервать нить жизни человъческой, и погасить тот свътильник жизни, который Он зажег. Только Он Сам знает, когда нужно его потушить; но во всяком случае, кончина праведнаго Симеона должна нам напоминать и об нашей кончине

"Знамение пререкаемо". Слово в праздник Сретения Господня Мы с вами должны помнить, что никакого иного учителя жизни, никакого иного наставника, никакого иного авторитета в жизни духовной мы с вами не можем признавать и знать, как только Господа Спасителя. Называли Его апостолы: "Господь и Учитель". Он им на это сказал: "Правильно вы делаете, ибо Я точно То". Но будем помнить, что Он Единственный Учитель и Наставник, и делать будем из мирян служителями Церкви только тех, кто истину будут говорить, кто не от себя будут говорить, а будут говорить точно, поясняя для нашего убогого рассудка Его учение, Его Божественный закон. Господь принес на землю Его Божественное учение - это Сокровище из Сокровищ. Не умеет мир ценить это сокровище. Но те, кто его имеет, те знают его бесконечную ценность! 

Слово об Иоанне Крестителе Сколько сейчас людей, которые искренно ищут истину и, однако, заблудились и попали на неправильные пути. Нужно их жалеть и молиться о них, а не осуждать их, как некоторые делают теперь. Много есть людей, которые ищут спасения, но враг сбивает их с толку и толкает их на неправильный путь, туда, где они думают видеть истинную церковь, а где, в действительности, только подделка и фальшь.

"Покаяния отверзи ми двери" Представьте себе человека, который стоит перед закрытыми дверями; ему необходимо туда войти, ибо снаружи ему грозит какая-то страшная опасность, а ключа у него нет и если ему никто не отворит этих дверей, то он погибнет. Грешник, без всякаго преувеличения, именно в таком положении и находится. Ведь, что такое покаяние? И как должен каяться человек?

"На реках вавилонских" В одном из своих наставительных писем о. Амвросий, обращаясь к себе самому, говорит: “Дщи вавилоня, плоть моя окаянная, когда же я научусь разбивать гръховных младенцев твоих о камень веры?” Когда грех еще только обозначился в душе человека, но еще не овладел ею, св. отцы называют его “греховным младенцем”. Это значит, что соблазн греха обозначился в душе, но человек может победить этот соблазн, который именно тогда и нужно отражать, когда он только появляется.

О Страшном Суде Каким светлым, каким радостным будет тот момент, когда Господь Спаситель обратится к могучему светоносному сонму верных Своих и скажет: “придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создатя Mipa” (Евангелие от Матеея 26, 34). Радостный, светлый торжественный момент! Господь Спаситель, пришедший спасти род человъческий, совершивший страшный подвиг, проливший Свою святейшую и безценную кровь, увидит перед Собой великий неисчислимый светоносный сонм, и возрадуется Его святейшая душа тому, что не напрасно Он пришел на землю, не напрасно перенес страшныя страдания, не напрасно пролилась Его святая кровь, потому что весь этот сонм, все эти верные Его рабы, если бы Он не совершил Своего подвига спасения, были бы добычей геенны огненной. 

Слово перед обрядом прощения Таким образом, при вступлении в поприще поста и покаяния, Церковь как бы ставит нам условие при входе: ты в двери покаяния не войдешь, если, прежде чем просить у Господа милости и прощения, не примиришься с ближними своими. Ибо говорит слово Апостольское (Иак. 2, 13), что “суд без милости, не сотворшему милости” и поэтому, если только человек не примирился с ближними своими, пусть он и не надеется получить от Господа милость.

"Душе моя, душе моя, возстани" Святые отцы часто утверждали, что в духовной жизни есть, как говорят, парадокс (как будто бы внешне самопротиворечивое, противоречащее себе утверждение, имеющее, однако, глубокий внутренний смысле). Этот “духовный парадокс” заключается в том, как говорили отцы, что грешники видят себя праведниками, а праведники видят себя грешниками. — Почему? Почему же грешник видит себя праведником? Потому, что он не знает самого себя, в то время, как праведник все силы души устремляет на самопознание.

"Да исправится молитва моя" Слова "да исправится" здесь не значат "пусть будеть исправлена, поправлена"нет. Они употребляются в том смысле, как, например, говорится про человека, что "он исправляет свои обязанности, свою должность"; это не значить, что он что-то поправляеть, а говорится в том значении, что он выполняет свои обязанности исправно регулярно, твердо, обычным заведенным порядком.

Торжество Православия Нынешний день больше всякаго другого напоминает нам о том, чтобы все мы проверили свою православность. Православен ли ты во всем? Если ты именуешь себя православным и убежден, что ты православный, то торжество православия и твое торжество. Однако же, позаботься о том, чтобы название “православный” применительно к тебе соответствовало действительности.

Святой Григорий Палама Святитель Григорий принадлежал к числу тех великих благовестников христианской истины, у которых дело с жизнью не расходилось, и поэтому, помимо тех богословских сокровищ знания, которые он оставил в изобилии, как наследство для Православной Церкви, он привлекал к себе души человеческие своею святою и подвижническою жизнью, и, таким образом, его духовное воздействие было двойным: он учил и своим словом, и самой жизнью своею.

Святой Живоносный Крест Господень “Радуйся, живоносне Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкви ограждение, имже клятва разрушися и упразднися, и попрася смертная держава и вознесохомся от земных к небесным. Оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину украшение, пристанище спасения, даруяй мирови велию милость”. Такими словами (и иными многими) ныне Церковь возвеличивает и прославляет живоносный Крест, это орудие нашего спасения.

Преподобная Мария Египетская Господь принял этих грешников падшую женщину и разбойника. Она грешила многие годы, а разбойник разбойничал всю жизнь и, однако, они оказались желанными обитателями Его небеснаго Царствия, Его блаженнаго рая. Не падай духом и ты, кающийся грешник, помни, что Господь может и твою душу и твое прокаженное грехами житие убелить паче снега, как убелил Он чрез покаяние эти покаявшиеся души.

Вход Господень в Иерусалим. "Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы "Осанна Сыну Давидову" сменятся воплями "Возьми, возьми, распни Его", и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу".

Великий Пяток Ты будешь сейчас преклоняться пред язвами Спасителя; помни же, что по разному можно преклоняться пред Ними. Еще вчера мы напоминали о том, что, и воины, издеваясь и “пригибающу колена, поклоняхуся Ему”, восклицая: “Радуйся, Царю иудейский”. От таких богоубийц мы далеки по своему настроеннию; но помни, если ты, присутствуя здесь, только любуешься благолепием службы,то хоть это лучше, чем совсем не ходить в Божий храм в эти святые дни, как мнонгие не ходят, но все таки это далеко не то, чего ждет от нас Распятый и Погребенный Спаситель.

Слово в день прославления Св. Прав. Иоанна Кронштадтского. Помни, что в этот славный и торжественный час отец Иоанн здесь, с нами. Не сомневайся в этом и помни, что он видит всех нас, он видит меня, он видит тебя и знает думы сердца твоего. Молись же ему от души. Помни, что отец Иоанн - это наша радость, наша слава, наша благодать, наша русская честь. Наша Россия именно в эти страшные последние десятилетия дала миру такого угодника Божия. И если действительно это так, то понимай, что дал отец Иоанн, что он значит для нас и чему он учит нас - и словом, и жизнью.

Почему русские люди чтут праздник Покрова Божией Матери Ведь Покров Божьей Матери есть воспоминанье о том, как когда-то наши предки воевали с греками и могли бы оказаться победителями, если бы не чудесный Покров Божьей Матери, Которая, явившись во Влахернском храме и покрывая Покровом Своим, Омофором, молящихся там, даровала победу не нашим предкам, а их противникам. Однако же, в греческой Церкви мало заметен этот праздник, а русский народ, потомок пораженных тогда воинов, радостно празднует этот праздник, ибо для него духовное и вечное, всегда было, есть и будет выше земного, временнаго и материальнаго.

Христианская Жизнь

Слово о Посте. "Преп. Серафим Саровский однажды точно указал на значение поста. Пришла к нему какая то женщина любящая мать, у которой дочь должна была выходить замуж; естественно, сердце матери тревожилось за судьбу и счастие своей дочери, и ей хотълось знать, будет ли ея дочь счастлива со своим будущим спутником жизни. С этим вопросом и пришла эта женщина к старцу Серафиму. Выслушав слова матери, преп. Серафим так ей сказал: “прежде всего иного, если у твоей дочери есть избранник, то прежде всего узнай соблюдает ли он посты, ибо (дальше старец прямо так и сказал) кто постов не соблюдаеттот не xpucmiaнин.

Слово об Исповеди Святитель Феофан Затворник говорит: “смиренный пастырь Церкви не своею властью дает тебе отпущение гpехов, а делает это той же властью, которая в Самом Господе Иисусе Христе”. Чьей властью действует пастырь Церкви, указывает и Сам Господь, давший ему эту власть. Господь сказал апостолам, а через них и пастырям Церкви: “что свяжете на земле, то будет связано на небесах, и что разрешите на земле, то разрешено будет на небесах”. Вот какую исключительную, страшную власть имеет и какую ответственность несет на себе смиренный пастырь Церкви; этой власти не имеет никакой земной правитель, никакой земной властелин.

Слово перед причастием Никто из причастников от Чаши не отходить таким, каким он к Ней подходил; внешне он, как-будто, остается таким-же, но в действительности нет; тот, кто подходить без Веры, без смирения и покаяния, тот худшим, чем был до того отидет, ибо Божия благодать попаляет недостойных; а тот, кто подходит с верою и смирением, тот сподобляется великой и неизреченной Милости Господа.

О принятии Святых Христовых Таин Милость Божия принятие Святых Тайн так велика, что, как говорил Блаженнейший Митрополит Антоний, человек, достойно причастившийся Святых Тайн, уже наполовину спасен, наполовину готов для вечности, для Царствия Божия, лишь бы он только постарался достойно сохранить полученный им Дар.

О силе Крестной Как часто неразумные люди говорят: "Во сне Крест видел быть какой-то бедеи'. Какое не-христианское разсуждение! А почему бы тебе, человек-христианин, не обрадоваться, увидев величайшую христианскую Святыню? Быть может, никакая особая беда. тебя не ожидает, а Церковь напоминает тебе о силе Крестной, о той силе, которая является непреоборимой защитой для всякой верующей души. В сложных и тяжких условиях наших дней Церковь этим стремится тебя поддержать и укрепить, а вовсе не пугать тебя какими-то бедами, которыя, вероятно, и не придут. . .

Поучения

Слово о том, как христианин должен вести себя, о любви к врагам и об ужасах современного нравственного падения. "Вот и получается, что на вопрос: что в нашем евангелии невозможно, или слишком трудно исполнить указывают именно на те заповеди Спасителя, по которым евангелие так чудесно отличается от всех учений человеческих!.. Что Господь заповедал, то все возможно исполнить, потому что человек одушевленный ревностью и желанием исполнить Его божественные заповеди, будет иметь Самого Господа Своим помощником".

Слово о развращенности современного христианского мира и о хранении уставов церковных. "Нам должно всемерно заботиться о том, чтобы св. церковными правилами, уставами, учением себя оградить от всей этой тлетворной заразы. Еще о. Иоанн Кронштадтский говорил всегда: “Старайтесь соблюдать правила и уставы церковные; тогда вы будете пребывать внутри церквоной ограды и будете в безопасности”. А вне этого убежища — ужас, разврат и гибель!"