ГЛАВА X.
Забота христианина о душе. Развитие ума. Значение светского научного образования. Необходимость образования духовного.


Психология признает в душе человека три основных силы или способности: ум, чувство (сердце) и волю. Умом человек познает окружающий мир и его жизнь, а также все сознательные переживания своей собственной души. Чувством - сердцем - человек отзывается на воздействия и впечатления из внешнего мира, и на свои переживания. Одни из них приятны для него, нравятся ему; другие ~ неприятны и ему не нравятся. При этом, „приятное" и „неприятное" у многих людей не совпадают. То, что нравятся одному человеку, - не всегда нравится другому, и наоборот (отсюда поговорка: „о вкусах не спорят"). Наконец -воля человека есть та сипа его души, чрез которую он сам вступает в мир, и действует в нем. Нравственный характер человека в особенности сильно зависит от характера и направления его воли.'

Возвращаясь к вопросу о развитии в человеке его духовной личности, мы должны отметить то, что в работе над собой, над своим „я", человек должен надлежащим образом, по-христиански развивать упомянутые способности своей души - ум, сердце и волю.

Ум человека развивается прежде всего и больше всего - чрез изучение наук, чрез образование. И не нужно думать того, что христианство считает так называемые „светские" науки, или образование - ненужным (тем более - вредным). Против этого ошибочного взгляда говорит вся история Церкви древних веков. Достаточно взять хотя бы трех великих вселенских учителей и святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Они были образованнейшими людьми своего времени, прекрасно изучившими чисто-светскую науку тогдашнего времени. А ведь эта наука носила определенную языческую окраску. Но они сумели усвоите нужное и полезное в этой науке, а ненужное и неполезное ~ отбросили. Тем более, мы должны ценить научное светское образование теперь - когда из науки исчезли былые языческие примеси, и она стремится к изложению чистой истины. Правда, и теперь многие ученые ошибочно полагают, что наука противоречит религии, и к научным истинам прибавляют свои антирелигиозные взгляды. Но чистая наука в этом не виновата. И христианство всегда приветствует и благословляет серьезное светское образование, в котором формируются и укрепляются мыслительные силы и способности человека.

Само собой разумеется, что христианин, принимав образование .светское, еще большее значение придает образованию (и воспитанию) религиозному. Нужно помнить, что христианство вовсе не есть только и исключительно - сфера религиозных переживаний и чувств. Нет, христианство есть совершенно законченный цикл, система соответствующих знаний, самых разносторонних данных, относящихся к области не только религиозной, но и научной. И прежде всего, как нам христианам, не знать жизни своего Спасителя, и Его чудес и учения? Как, далее, не знать истории нашей святой церкви, и ее богослужения, которое нужно знать и понимать, а для этого - изучать?

В особенности, значение христианства, как всесторонней законченной научной системы является в курсах христианского нравоучения (6 класса средн. школы) и вероучения (курс 7 класса). Здесь христианство предстает пред нами, как богатейшая философская система, охватывающая и объясняющая человеку и весь мир, и его самого, и указывающая истинный смысл и цель его земной жизни.

Но нужно помнить вот что: получая в науке религиозного образования полноту знаний о Божией истине, человек должен, познавая истину, служить ей и слушаться ее голоса. Сам Христос сказал: „кто не со Мною - тот против Меня..." И в отношении к Нему и к Его Святой воле и закону, равнодушие, холодность и неисполнение этого закона - гибельны для души, и делают человека врагом Христа и Его истины. А поэтому - никогда не следует забывать Его слов: „что вы зовете Меня: Господи, Господи - и не делаете того, что Я говорю?!" Подобным образом, и Его Апостол говорит: „не слушатели закона, но исполнители закона оправданы Будут" (Римл. 11,13).