СВЯТОЙ ЖИВОНОСНЫЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ


“Радуйся, живоносне Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкви ограждение, имже клятва разрушися и упразднися, и попрася смертная держава и вознесохомся от земных к небесным. Оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину украшение, пристанище спасения, даруяй мирови велию милость”. Такими словами (и иными многими) ныне Церковь возвеличивает и прославляет живоносный Крест, это орудие нашего спасения.

Знаем мы с вами, конечно, что животворящий крест есть главная наша святыня, главное наше духовное сокровище. И Церковь эту святыню особо славит. В течете целаго года, в среду и пятницу, в молитвословиях церковных почти на каждой седмице прославляется крест. Он торжественно износится на поклонение три раза в году: летом, перваго августа ст. стиля, когда воспоминается торжественное изнесение его из соборнаго храма в Константинополь, царствующем граде, и его шествие с крестным ходом там по улицам этого града; 14 сент. ст. стиля главный крестный праздник, когда воспоминается его торжественное воздвижеше, и нынешний праздник в середине Великаго Поста.

Почему же Церковь именно в этот день, в третье великопостное воскресенье, особо так предлагает крест нашей молитве и поклонешю?

Был в Ветхом Завет случай, о котором разсказывает Св. Библия, когда народ еврейский, странствуя по пустыне под предводительством пророка и боговидца Моисея, шел по пустыне, долго не имея воды, и наконец люди стали изнемогать от жажды. Наконец, увидали источник с водой. Истомившиеся, измученные, бросились они к этому источнику, но увы, вода оказалась настолько нестерпимо горькою, что не было возможности ее пить. Воззвали к Моисею. Моисей прямо обращается к Самому Господу с молитвой, указывая Ему на бедственное состояше народа и на этот источник воды, а Господь указывает ему на древо, которое он должен с молитвою погрузить в воды этого источника. Когда Моисей это сделал, с водой произошла чудесная перемена и она стала nриятной на вкус и освежающей, как это бывает только в самых лучших и чистых источниках воды.

И вот это-то чудо, как указывали св. Отцы, было прообразом того, как животворящей крест услаждает бушующия и горькия воды житейскаго моря, в котором мы с вами находимся.

А в частности, вот теперь, во время Великаго Поста, Церковь для того нам напоминает о кресте и его предлагает, чтобы ободрить нас и укрепить нас на дальнейшее прохождение крестнаго подвига.

Конечно, кто не постится, тому это непонятноон не видит в этом нужды; но тот, кто пост соблюдает, тот знает, что немощь человеческая дает себя знать во время этого труда постнаго и что человек слабеет; и для того, чтобы ободрить его и духовно укрепить, Церковь напоминает ему о кресте, о том, что сделал Господь Иисус Христос для нас людей, как Он взял на себя грехи наши, пригвоздил их ко кресту, Сам на нем пригвоздился и этими Своими крестными страданиями исходатайствовал нам спасение и помилование от божественнаго Правосудия.

В особенности понятно это великим постникам -подвижникам, истинным инокам в строгих монастырях. Там постятся строго, сурово, не жалея себя. Некоторые постники целые дни проводят совершенно без пищи и пития. И для того, чтобы укрепить человеческую немощь, ослабевающую в этих постных подвигах, подвижники и обращаются к древу крестному. Оно говорить нам о том, что Господь претерпел для нас, и этим окрыляет на новые труды, на новые подвиги.

Но помните, когда мы с вами покланяемся животворящему кресту, прикладываемся к нему и целуем его, как нашу святыню, как драгоценность, как сокровище, нас освящающее, мы всегда должны иметь в мыслях память о том, что произошло на кресте.

Тайна крестнаго подвига Спасителя заключается в том, что Он пригвоздился ко кресту Своей человеческой природой и этой природой принял всё крестныя муки. Но в то же самое время, т.к. Он был не просто человек, а Богочеловек, Его божественная всеведущая природа сообщала Ему полное ведение о всех грехах всех людей всех веков. И о наших также. И когда Он там страдал, переживая скорбно в этих муках грехи всего человечества, то и наши грехи там были пред Ним и о них Он скорбел и за них Он пригвоздился за грехи каждаго из нас.

При этом, св. Отцы говорят нам следующее: так как сила крестнаго подвига, его спасительное действие распространяется на все времена и следственно касается всех человеческих грехов, то всякий раз, когда мы с вами совершаем грех, мы как бы отяжеляем ту муку, которую Господь на кресте переносить за нас. Св. Отцы так прямо и говорили, что грешники, нераскаянно грешащие, второй раз распинают Сына Божия, как бы снова Его пригвождая ко кресту, как бы сами участвуя в тех страшных ударах, под которыми гвозди крестные вонзались в святейшее тело нашего Господа.

Существует повествование о чудотворном об-раз Божией Матери “Нечаянная Радость”, где разсказывается о том, как один человек грешник, часто проходивший мимо Иконы Божией Матери, несмотря на то, что шел на свои грехи, однако же с верой и благоговейно славословил Ее, произнося ангельское приветствие “Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женахе”. И вот однажды, после такого приветствия, он вдруг с ужасом видит, что образ как бы ожил, Божия Матерь и Спаситель на нем как бы живые, а из ран Спасителя струится живая кровь. Затрепетал он, упал пред образом в ужасе и просит Матерь Божию: “Матерь Милосердия, ходатайствуй о мне грешном пред Сыном Твоим, чтобы Он простил мне мои беззакония”, А Она ему ответила: “Вы называете Меня Матерью Милосердия, а сами не милосердны к Моему Сыну, ибо всякий раз, когда вы так нераскаянно грешите, вы второй раз пригвождаете Его ко кресту”. Человек-грешник умолил Ее. Она исходатайствовала у Сына Своего прощение для него но какое здесь назидание для насе!

Помни об этом, христианин, и склоняясь пред крестом и лобызая его, моли Господа, чтобы Господь силою крестною укрепил тебя на борьбу с грехом, чтобы не грешить тебе нераскаянно, и этими нераскаянными грехами вновь не пригвождать своего Господа ко кресту. Аминь.