СЛОВО О ГЛАГОЛАХ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ И О ВАЖНОСТИ МОЛИТВЫ


Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вот и ныне, в сегодняшний день, в день светлаго и радостнаго праздника Покрова Божией Матери, мы с вами снова слышали то Евангелие, которое читается почти всегда в богородичные праздники повествование о том, как Господь наш Иисус Христос посетил дом Марфы и сестры ея Марии.

Евангелие это хорошо известно, вероятно, большинству из нас. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в этом Евангельском повествовании устанавливается устами Самого Спасителя вечный принцип о том, что духовное выше материальнаго, что вечное выше и ценнее, чем земное и временное.

Вы знаете хорошо это повъствование; знаете о том, как, хлопотала Марфа, усердная и радушная хозяйка, чтобы принять. как должно, и угостить, как должно, Того драгоценнаго святейшаго Гостя, Который благоволил войти под ея кров. Никто не может поставить в укор Марфе ея гостепршмство и радушие, ибо, какая бы хозяйка не хотела, как должно, принять Гостя? Но ошибка Марфы была в том, что хлопоча и заботясь по хозяйству, она решила, что это главное.

Когда она увидела, что сестра ея никакого участия в ея трудах не принимает, а только сидит у ног божественнаго Гостя и слушает Его слово, в то время как она в своих хлопотах забегалась окончательно, она возмутилась и даже с полуупреком сказала Спасителю: “Господи, разве Тебе дела нет, что сестра моя все это оставила на меня?” (Едину мя остави служити по славянски). И дальше прямо требует от Него содействия, говоря: “Рцы убо ей, да ми поможет” (Скажи ей, чтобы она мне помогла).

Известен ответ ей Спасителя, Который мягко и деликатно и, вместе с тем, категорически отстранил ея требование. Сначала Он указал ей на то, что она слишком много хлопочет, а нужно одно, а потом прямо ответил на ея требоваше: “Mapия же благую часть избра (не ты, Марфа, а Мария), яже не отымется от нея” (т. е. просьба твоя не будет исполнена: та часть, которую избрала Мария, от нея не отнимется). В этих словах Спасителя, конечно, есть и намек самой Марфe на то, что не мешало бы ей окончить поскорее эти хлопоты, и сделать то же, что сделала Mapия — послушать вечные глаголы Божественной Правды.

Недавно пришлось мне читать в местной газет, как один теперешшй умник-мудрец, мудрый в своих глазах, в газетной стать упомянул об этом евангельском событии и заявил, что Христос одобрил “праздное времяпровождение Марии”. Сразу видно, как много писавший понимает в этом деле ... Мария сидела праздно!

Мария свою душу питала глаголами жизни вечной. Этота вода живая, о которой Господь говорил самарянке, что Он даст воду живую и кто будет пить эту живую воду, тот больше не вжаждет вовек, но это в нем сделается источником воды, текущей в жизнь въчную. И вот эту-то живую воду впитывала в себя верующая, преданная, любящая душа святой Марии, а человък говорить, что она проводила время праздно

Будем помнить, что здъсь установлен определенный принцип, что духовное выше материальнаго. По этому принципу, помните: все, что касается Церкви и церковности важнее всего.

У нас, к сожалению, сплошь и рядом, бывает не так. Даже и верующие люди все церковное отводить куда-то на задний план. Когда их спрашивают: “Почему вы не были в церкви?” они отвъчают: “Некогда было”. Когда спрашивают: “Почему вы так долго не говеете?” — “Времени нет”. Т. е. другими словами, от Господа Спасителя, Который к нам приближается в Своих церковных мoлитвocлoвияx, в жизни церковной, а наипаче в причащении св. Таин, мы отстраняемся, потому что нам “времени нет” ...

Когда человък торопится куда-либо на службу, торопится на аэродром, он не опоздает; только в случае какой-то неожиданной для него и независящей от него причины может опоздать. А когда нужно придти в церковь, он не может, не успевает. Что-то другое оказалось для него важнее и заняло то место и время, которое нужно было отдать Церкви. Сплошь и рядом у нас бывает так.

Так вот, будем помнить, что духовное выше материальнаго и что все, что касается Церкви, что к Церкви относится, имеет первостепенную важность. Мелочей тут нет и быть не может.

Церковь есть Дом Божий. И все, что находится в Церкви, принадлежит прежде всего, ея святейшему и божественному Хозяину и Владельцу Господу Богу, Владыке всего существующаго, и поэтому в Церкви все важно.

Что бывает в наших храмах, когда идет служба Божия? Почти всегда видно, как разговаривают, беседуют (иногда собирают облачения в алтарь, когда служба еще не кончилась). И много, много таких случаев, когда видишь, что настоящая церковность тут отнюдь не стоит на первом месте. Когда совершается богослужение и молитва, человек, присутствующей в Божием храм, должен весь отдаться молитве, а не заниматься чем-то другим, хотя бы и относящимся к богослужeнiю.

Так же должно быть и в личной, частной жизни человъка. Иной говорить: “Молиться нет времени, весь день занят и даже на ночной отдых остается мало времени”. Но не напрасно говорил святитель Феофан: “Никогда не отговаривайся тем, что для молитвы у тебя времени нет. Значит ты не любишь Бога, не любишь молитву, значить у тебя что-то другое важнее оказалось...”

Тот, кто, действительно, стремится к Богу и стремится к молитве, никогда молитву не отменит изъ-за чего бы то ни было другого. Святитель Феофан говорил так: “Помни, что молитва царица. Вот пред нами переполненный дом; войти, как будто, нельзя нет мъста. Но приблизилась царица и входитвсе разступаются, дорога ей открывается, она всюду идет свободно. Так, говорил святитель, должно быть с молитвой. Она царица. Берегитесь, чтобы место царицы не занял кто-то из подчиненных ей”.

Много ли, мало ли мы молимся, но мы должны помнить, что минуты молитвы главныя минуты в нашей жизни, и никоим образом нельзя это время, эти минуты занимать чемъ-то другим. И только тогда, когда человек все церковное, все к Богу и к Церкви относящееся будет ставить на первое место, только тогда он сможет жить и действовать, как истинное чадо Церкви, как настоящий православный христианин, и только тогда у него, как говорил о. Иоанн Кронштадтский, “все встанет на свое должное мъсто”. Аминь.