ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ


Припомним, братие, как (не так давно), когда приближался Великий Пост, Церковь нас подводила к подвигу покаяния постепенно, сначала в неделю Мытаря и Фарисея, указывая нам на то, как должен и как не должен молиться человек, ибо в подвиге, покаяния самое существенное значение имеет молитва и пост.

В следующей неделе о Блудном Сыне, Церковь напоминала нам об отеческом милосердии Господа к кающимся грешникам; затем, на неделе о Страшном Суде Церковь угрожала нераскаянным грешникам, напоминая, что наступит тот страшный суд, на котором придется дать ответ за все содеянныя беззакония, и, наконец, при самом вступлении в Великий Пост, Церковь указывала нам, почему нужно нам каяться и поститься. Мы, в лице прародителей наших, Адама и Евы, пали в грех преслушания Богу и должны обратными подвигами, которыми бы уничтожались тe злодеяния, которыя были совершены прародителями в Эдемском саду в печальный день их грехопадения, стараться очистить себя от грехов.

Поскольку наши прародители возгордились, Церковь приглашает нас к покаянию и зовет смириться; поскольку они нарушили пост, вкусили от того плода, от котораго запрещено было им вкушать, Церковь призывает нас к посту, чтобы этим постом исправить то греховное повреждение, которое произошло тогда и которое мы унаследовали от них,

Но вот начался пост, проходило воскресенье за воскресеньем, седмица за седмицей, и, наконец, мы с вами сегодня в последний раз в этом году услышали призыв к покаянию “покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”.

И вот Церковь теперь, когда уже покаянные труды подходят к концу, заботится о тех людях, которые отчаиваются в грехах своих, считая, что они настолько уже погрязли в этих грехах, что исправления уже не может быть, что не могут они одолеть греховных навыков, что с грехом им не совладать и поэтому безнадежны всякия попытки исправить свою жизнь, а следственно покаяния для них нет, ибо истинное покаяние должно непременно сопровождаться исправлением жизни. Церковь в завтрашний воскресный день и ставит перед нами пример совершенно необычнаго, я бы сказал, примерер потрясающаго по силe и глубине покаяния.

Церковь прославляет св. Марию Египетскую. Ее уже мы вспоминали недавно, на минувшей cедмице когда было стояние Андрея Критскаго, или Марии Египетской, когда читался Великий Покаянный Канон, в котором все время после покаянных молений мы обращались к этой великой угоднице Божией. Но этого как бы мало для Церкви, и вот она сегодня, в 5-е воскресенье Великаго Поста еще раз перед нами ставит образ той, которая когда-то была великой грешницей, а потом стала праведницей из праведниц.

В покаянном каноне есть такое место: автор его обращается к своей душе и говорить: помни о том, как исцелилась рука Моисеева. Когда, по повелению Божию, Моисей положил руку себе в складки одежды, и вынул ее, она была покрыта страшной болезнью проказой. Испугался он, конечно, но Господь сказал: “Сделай то же самое еще раз.” Он повторил тот же жест и рука была совершенно здорова. И вот, обращаясь к своей душе, он говорить: “Помяни, душа моя, это исцеление Моисея от проказы, помни, как Господь Бог может прокаженное житие очистить, и не отчайся сама в себе, даже если ты и прокаженна еси”.

И вот мы видим, как может Господь действительно исцелить житие, покрытое проказой греха.

Преподобная Mapия Египетская, красивой юной девушкой поддалась соблазнам нечистой распутной жизни. Пала не раз и не два, а опустилась совсем, скатилась по наклонной плоскости в самую бездну падения и стала уже одной из тех несчастных, которые добровольно предлагают любому насытить свою блудную страсть. И казалось бы она, которая не год и не два, а многие годы проводила в любострастном образе жизни, уже погибла; но знаем мы, что сделало с ней покаяние.

Знаем мы, что после того, как она в покаянных подвигах наедине с Господом Богом и своей совестью провела многия десятки лет, в пустыне, не видя человеческаго лица, с ней встретился в пустыне преп. Зосима Палестинский, сам великий и святой подвижник. И он, как говорится в том же канон, ужасался, ибо видел перед собою не человека, а ангела во плоти видел, как она переходила через воды иорданския, как по твердой земле, видел, как она воздевши руки, стала молиться Богу о мире и в этой молитв поднялась на воздух, отделившись от земли. Так могуче устремлялся ея просветленный, очищенный дух к небесам, к Господу Богу, к горнему миру, что и очищенную от всяких страстей плоть как бы увлекал за собою туда.

Вот, что такое покаяние и как оно может человека совершенно изменить. И вот этот-то пример покаяния Церковь ставить перед тем, кто отчаивается в возможности исправления. Справедливо указывается на то, что два примера в этом отношении особенно должны быть ободряющими для грешников. Один этот пример преп. Марии Египетской, другойблагоразумнаго разбойника.

Мария провела десятки лет в покаянных трудах, а разбойник опомнился за несколько часов до страдальческой кончины своей. И однако, когда он опомнился, и устремился с мольбой к Тому, Кто был распят около него, то и получил от Господа (как и имеет Господь обычай давать) неизмеримо больше того, что он просил. Он смиренно просит: Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем”, и слышит ответ: “Аминь, глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи”. Не “когда-то” и не “завтра”, а сегодня же будешь со мною в раю говорит ему Тот, Кто пришел спасти не праведников, а грешников, Тот, Кто и на крест не забыл этого своего главнаго дела, и тут привлекает покаявшуюся душу в обеяпя своего милосердия.

Эти примеры, поразительные и трогательные, должны изгнать отчаяние из всякой человеческой души, как бы она ни была грешна, как бы ни была изуродована грехом, каким бы печальным ни было в этом отношении ея прошлое. нет места отчаянию. Господь принял этих грешников падшую женщину и разбойника. Она грешила многие годы, а разбойник разбойничал всю жизнь и, однако, они оказались желанными обитателями Его небеснаго Царствия, Его блаженнаго рая. Не падай духом и ты, кающийся грешник, помни, что Господь может и твою душу и твое прокаженное грехами житие убелить паче снега, как убелил Он чрез покаяние эти покаявшиеся души.