ПРИТЧА О ПИРЕ


По церковному уставу, в сегодняшшй воскресный день, в который поминаются все праотцы — все праведники Ветхаго Завета, за Литургией читается Евангелие от Луки, в котором приводится притча Спасителя о званных на вечерю.

Из Евангелия мы видим, что непосредственным поводом к произнесению этой притчи, было замечание (во время вечери, в которой участвовал Сам Господь), сделанное одним из возлежавших, который сказал: “Блажен, кто вкусит хлеба в Царстве Божием”.

Перед этим Господь как раз сказал хозяину этой вечери: “Когда ты устраиваешь такую вечерю, то не зови своих друзей, или соседей или богатых людей, которые могут тебе воздать тем же, отблагодарить тем же самым, а зови тех, кто не может этого сделать: нуждающихся, больных, несчастных всякаго рода, которые не могут здесь воздать никакою благодарностью; за то, как сказал Господь, воздается теб в Bocкpeceниe праведных. И вот тогда, один из возлежавших с Ним сказал Ему: “Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием”. Существует ппедположение относительно того, что сказавший это мог быть книжником или фарисеем, вообще человеком, занимавшими высокое положение, и поэтому, когда он говорил так, то самого себя считал несомненным участником такой вечери в Царствии Небесном, но на это получил ответ Спасителя в этой притче.

Человек один устроил вечерю и звал многих, говорит Господь. Когда все уже было готово, он послал своих рабов к тем, кто был приглашен, сказать им об этом. И вот тогда, как говорится в Евангелии, “начата вкупе отрицатися вси”, все стали отказываться. Причем, в русском текст Евангелия, эта притча передается почему-то с оттенком, котораго нет ни в славянском, ни в греческом тексте; русский текст говорит: “...начали все, как бы сговорившись, извиняться”. Но в славянском тексте нет никакой речи об извинении, — там только твердый отказ, Один говорит, что у него одна причина, второй говорит, что у него другая причина, третий говорит, что у него третья; один купил волов, другой приобрел новый участок, а третий говорит: “Я женился и не могу придти”. Первые двое оканчивали свой отказ так: “Молютися, имей мя отреченна” — знай, что я отказываюсь и не приду — а третий коротко говорит: “Жену поях и сего ради не могу прити”.

И вот тогда, когда Домовладыка получил эти отказы от тех, кто был заранее приглашен, он посылает своего раба, чтобы он пригласил других, и когда тот исполнил его приказание и говорит: “Господин, я сдълал, как Ты сказал, но еще место есть”, тогда его Господин говорит ему: “Пойди теперь уже в хижины, на распутья дорог, всюду побывай, чтобы непременно наполнился дом мой возлежащими; а что касается тех, которые были приглашены раньше и отказались, то ни один из них уже не вкусит моей вечери”.

Грозный приговор. Очень может быть, что приглашенные отказывались только на этот раз, а в следующий раз уже не отказались бы. Но в притче говорится, что они уже не вкусят вечери, т. е., очевидно, приглашены больше не будут. Были приглашены, презръли это приглашеше, отказались от него, и уже больше не получат приглашения.

Обратим свое внимание на ту часть притчи, в которой говорится: “и еще место есть”. Один из святителей-проповъдников, бесъдуя об этой притче, обращается к себе самому и говорит: “для тебя, душа моя, место еще есть; брак уже исполнен возлежащими, но место еще есть; торопись, чтобы не опоздать”. Это относится к каждому из нас. Господь к Себе призывает каждаго сына или дочь Церкви, каждаго православнаго христианина.

Но если много званных, то увы, мало избоанных. Если бы люди понимали, к чему их зовет Господь, в какую радость, какое нескончаемое блаженство Он обещает, то они не обращали бы внимания на игрушки земной суеты, а только и заботились бы о том, чтобы приготовить себя как должно к тому, чтобы удостоиться вечнаго блаженства.

Но увы — “сыны въка сего” (и даже многие, именующие себя православными христианами) сплошь и рядом живут так, как будто никакой перемены никогда не будет, а все будет постоянно тянуться, как тянется эта земная жизнь... Но когда человек так направляет свою жизнь, забывая о въчности, его ожидающей, и только исключительно заботится об условиях этой временной жизни, чтобы, как говорят, устроиться получше, он напоминает того, кто находится на палубе тонущаго корабля, принес свой лонг-шез и устраивается поудобнъе, вместо того, чтобы ему подумать, как спастись. Корабль тонет — а он устраивается поудобнъе и считает это практичным. Или, как говорил великий московский святитель Митрополит Филарет: “Тот, кто все свое внимание и интересы обратил на устройство земного бытия, и не думает о вечности, его ожидающей, подобен человъку, которому нужно проглотить каплю, а потом выпить океан, и он, не думая о том, каков будет этот океан, все заботы направляет на то, чтобы сделать эту каплю как можно приятнее на вкус ” ...

К сожалению, такова психология многих и многих из тех, кто является званным, но могут не оказаться в числе избранных. И задуматься над этим нужно каждой христианской душе. Званными являемся мы все. Кто из нас будет избранным — это знает только всеведущий Господь; а каждый из нас должен позаботиться сам о себe — о том, чтобы ему не лишиться въчной радости и въчнаго блаженства. Аминь.