“ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ”


“Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”.

Эти слова мы с вами впервые услышали от Церкви в этом богослужебном году. Невольно мысль возвращается назад; год тому назад мы с вами молились этими же словами и как много ушло уже из этой жизни тех, кто тогда вместе с нами молился.

Нам Господь посылает еще эту милость. Мы с вами стоим пред дверьми покаяния. Церковь нам напоминает этим песнопением не только о том, что Великий Пост приближается, но и о том, что без Божией милости и без Божией помощи мы как слъдует никогда не покаемся.

Представьте себе человека, который стоит перед закрытыми дверями; ему необходимо туда войти, ибо снаружи ему грозит какая-то страшная опасность, а ключа у него нет и если ему никто не отворит этих дверей, то он погибнет. Грешник, без всякаго преувеличения, именно в таком положении и находится. Ведь, что такое покаяние? И как должен каяться человек?

Когда-то о. Амвросий Оптинский на вопрос какой-то верующей души, сколько времени нужно для того, чтобы Богу принести покаяние, отвътил так: для истиннаго покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, ни недели, а мгновение! Мгновение поворота решительнаго поворота от грешной нерадивой, пустой, легкомысленной жизни к жизни во Христе, к жизни истинно христианской.

Беда нашав том, что нам все кажется, что мы не так уж и грешны. Что слова о покаянии, об исправлении жизни относятся к каким-то другим отчаянным гръшникам, а к нам это не так уж относится мы себя особенно грешными не чувствуем. Многие ведь, даже приходя на исповедь, начинают ее заявлением: “особенных грехов не имею” ...

Полезно тут будет припомнить то, что, быть может, известно некоторым из вас. Существует разсказ о том, как к одному старцу-подвижнику пришли две женщины; у одной был тяжкий грех, она, кажется, отравила своего мужа и сумела это скрыть, но совесть ее мучила постоянно, а у другой не было такого тяжкаго греха.

И вот, когда они пришли к старцу, то старец этот сказал каждой: “Пойди на мой огород и принеси оттуда камни”. Той, у которой был тяжкий грех на душ, он сказал: “Ты возьми самый большой камень, какой только можешь поднять и принеси ко мне”. А другой сказал: “Вот тебе мешок. Набери мелких камней и принеси сюда”. Когда они обе это исполнили, то старец поблагодарил их за послушаше и сказал:

“А теперь отнесите это обратно. Ты, гръшница, отнеси и положи свой большой камень туда, откуда взяла, а ты, праведница, у которой нету больших гръхов, все эти камешки положи каждый на свое место. Первая сделала это без труда, а другая растерялась и вернулась фактически с полным мъшком, потому что она, конечно, не могла вспомнить, какой камень откуда взят, а обманывать старца не хотела; так с полным мъшком и вернулась.

Вот тогда старец ей и говорит “Смотри, у этой женщины тяжкий грех, но она постоянно о нем помнит и все время его оплакивает, а покаянныя слезы омоют любой грех. А ты не можешь оплакать свои грехи, потому что ты даже и не помнишь этих, так называемых повседневных гръхов; а ведь тяжесть твоего мешкатакая же, как и этого большого камня.

Так вот и нужно нам помнить, что всe мелкие грехи, которые из нашей памяти ускользают, которые сливаются в одно неопределенное сознание греховности (“конечно, мы грешные, но может быть и не так уж сильно”), вс эти грехи для души нашей являются страшною тяжестью и погубят ее, если мы свою душу не освободим от них в этой жизни, ибо после смерти покаяния нету.

Когда человек это поймет, почувствует тяжесть грехов своих, то тогда он устремится от жизни греховной к доброй христианской жизни, если только он ръшится на тот поворот, для котораго, как говорил великий старец, нужен только момент, чтобы решиться и повернуться.

Вот скоро будет читаться Евангелие о блудном сыне, который осознав неправильность своего поведения и ужас своего состояния, не остался там, где он был, а сказал: “Встану и пойду к отцу своему”. И это не осталось у него только на словах, а он сразу встал и пошел. А как его принял отец мы знаем, да и услышим скоро в святом Евангелии.

Итак напоминая нам о покаянии Церковь напоминает и о том, что без милости и помощи Божией мы не можем покаяться как следует, т. к. не видим как должно своих грехов и не чувствуем их тяжести.

Потому-то мы и молимся, чтобы Господь просветил наши очи, и этим открыл пред нами двери покаяния, без котораго мы в царствие Божие никогда не войдем. Аминь.