СЛОВО О ПОСТЕ


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами в преддверии поста. Собственно говоря, православным христианам не нужно было бы и разъяснять, что такое пост и почему он нужен человеку, потому что пост есть установление церковное, а всякий православный человек, знающий св. Евангелие, должен помнить многозначительныя слова Спасителя: “если человек не слушает Церкви, то он все равно что язычник и мытарь”, то есть через грех непослушания Церкви он сам как бы перестает быть православным хриспанином.

Это ясно и просто... Однако же, теперь сама жизнь свидетельствует нам о том, что православные христиане, сплош и рядом мнящеся быть верными и преданными чадами Церкви, настолько нецерковно и неправославно смотрят на пост, что волей-неволей служителям Церкви приходится об этом говорить и напоминать.

Прежде всего, возлюбленные, осознайте и твердо запомните, что пост установлен не каким либо отдельным служителем Церкви, хотя бы то был и святой угодник и праведник; пост есть установление общецерковное; пост есть церковный закон. Для того же, чтобы не исполнять закон нужна какая-нибудь уважительная причина; если таковая причина в том или ином случай существует, то Церковь всегда идет навстречу ей. Так, например, если тяжело больной человек нуждается в усиленном питании для укрепления ослабевшаго организма Церковь не только разрешает ему смягчить пост, но в некоторых случаях и вовсе освобождает от таковаго. Иногда бывает так, что человек оказался в условиях, в которых он лишен возможности избирать пищу по своему усмотрънио; в подобных случаях Церковь также освобождает нас от обязанности поститься.

Но, к сожалению, иногда приходится слышать странныя ръчи, включительно до таких: “не все ли равно Богу, что я буду ъсть картошку или ветчину”. Конечно, Господь не имеет нужды в том, чтобы мы ели то или иное, но помни, неразумный человек, что пост нужен не Богу, а тебе самому.

Когда Сын Божий воплотился на земле, по свидетельству св. Евангелия, в начале Своего служения, Он сам постился 40 дней и 40 ночей. А когда апостолы позднее спрашивали Его, почему они не могли изгнать злого духа из бесноватаго юноши, то Господь ответилъ: “сей род изгоняется (то-есть побеждается) молитвой и постомъ”, В этих словах Спасителя пост поставлен наравне с молитвою, как средство победы над злой бесовской силою.

Всмотритесь внимательно в то, что вы видите в этом святом храме. В нем много ликов святых угодников Божиих. И покажите мне среди них хотя бы одного, кто стоял-бы на такой точке зрения, на которой стоят теперь, к сожалению, многие православные христиане, утверждая, что пост это что то неважное; что Богу все равно, что мы едим, и что поститься совсем не нужно. А вот св. угодники Божии, которых Церковь прославила и, следовательно, указала, что их путь путь истинный, праведный и совершенный, они все постились, и постились так, как многим из нас, быть может, было бы и не под силу поститься.

Покажите же мне, повторяю, хоть бы одного из святых угодников, изображенных на святых иконах, который так бы говорил о посте, как говорят теперь умники, считающие, что их собственное гнилое разсуждение выше церковнаго закона. Преп. Серафим Саровский однажды точно указал на значение поста. Пришла к нему какая то женщина любящая мать, у которой дочь должна была выходить замуж; естественно, сердце матери тревожилось за судьбу и счастие своей дочери, и ей хотълось знать, будет ли ея дочь счастлива со своим будущим спутником жизни. С этим вопросом и пришла эта женщина к старцу Серафиму. Выслушав слова матери, преп. Серафим так ей сказал: “прежде всего иного, если у твоей дочери есть избранник, то прежде всего узнай соблюдает ли он посты, ибо (дальше старец прямо так и сказалъ) кто постов не соблюдаеттот не xpucmiaнин”.

Запомни же это, душа христианская. Преподобный Серафим в этом вопросе — авторитет безусловный. Он никому не предписывал нести те неимоверные, сверхчеловеческие подвиги и тяготы, какие он сам нес. Он никому их не заповедывал совершать, но требовал от христианина непременнаго послушания Церкви, и свое разъяснение о посте как раз сделал в духе того изречения Спасителя о послушании Церкви, которое приведено выше. Если человек пост не соблюдает, то, значит, он не слушает Церкви, которая заповедала пост и, следовательно, он перестает быть сыном Церкви, перестает быть православным христианином. От этой железной логики уйти невозможно. А потому в отношении поста запомни раз навсегда: если хочешь быть сыном верным Православной Русской Церкви ты должен соблюдать посты.

К сожаленнию, в этом отношении люди какъ-то чрезвычайно ослабели, распустились, как говорится. Когда-то один из церковных дъятелей говорил, как бы оправдываясь, знаменитому русскому иepapxy Московскому Митрополиту Филарету, известному как святостию своего жития, так и особой мудростью: “Владыка, что ж делать,дух бодр, а плоть немощна”. Покачал головой Митрополит Филарет и говорит: “Нът, друг мой; сейчас надлежит сказать обратное: дух немощен, а плоть сильна. И она диктует свои законы, а немощный дух не может им противостоять и безвольно подчиняется им, и человек исполняет всякую прихоть своего тела, своей плоти”.

Часто говорят сейчасъ: “Трудно поститься; не всегда удается иметь постный стол”. А по моему это не верно. В условиях жизни в Австралии, где я недавно был, как и здесь в Америке, об этом просто стыдно говорить. Лучше прямо сказать: “Не хотим поститься”. По крайней мере было бы откровенно, а иначе получается лживая отговорка.

Мне пришлось последние годы проводить в Китае. Там был буквально голод; там была вопиющая нужда, там иногда было просто нечего есть. Многие там далеко не каждый день обедали, и однако же, люди, которые желали поститься постились и там, и от голода не умирали. Преподобный Серафим кому то сказалъ: “хлеб и вода никому не вредны. От поста ни один человък не умер, а от объядения многие умирают”. Простое и мудрое указание.

Возлюбленные братие слушатели! Мы с вами чада Русской Православной Зарубежной Церкви, и должны помнить, что мы должны чем-то отличаться от неправославных людей, среди которых находимся здъсь. Когда то Апостол Павел писал христианам города Филиппы, хваля их, что они “сияют, как светила в мире” среди того языческаго мрака, который их окружает. И как явна была бы духовная красота и сила нашей Православной Церкви, если бы Ея чада во всем и всегда строго и неуклонно соблюдали Ея уставы и, в частности, посты. Это всегда вызывает глубокое уважение со стороны неправославных, со стороны инакомыслящих. Человек, последовательный в своих убъждениях и поступках, всегда заслуживает уважения от всех.

Так вот, повторяю, мы с вами накануне поста, и хотелось бы мне надеяться, что все, кто слышал сейчас призывы Церкви покажут себя в этом посту не как ослушники, а как послушники церковнаго учения. И, надеюсь, что все мы, здесь стоящия, будем этот пост, в меру своих сил, соблюдать, помня, что тот, кто не постился, никогда не встретит праздника Рождества Христова так, как тот, кто церковный пост соблюдал. Аминь.