НЕДЕЛЯ СВ. ПРАОТЕЦ


Известно, что к двум величайшим праздникам, Рождеству и светлому Христову Воскресению, Церковь нас начинает готовить задолго для того, чтобы человек приобрел возможность заблаговременно подготовить себя к великим духовным торжествам, какими являются эти праздники.

И вот, уже три с лишним недели тому назад, когда начался пост, который именуется Рождественским постом и готовит нас к этому празднику, в канун другого великаго двунадесятаго праздника, Введения во храм Пресвятой Богородицы, в православных храмах уже раздался радостный и торжественный призыв: “Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся”; и потом, в другие праздничные дни этот призыв снова и снова повторяется.

Но теперь мы с вами уже близко подошли к светлым, торжественным дням великаго Праздника Рождества Христова и Церковь предварительно напоминает нам о тех великих праведниках Ветхаго Завета, которые спасались верой в грядущаго Meccию - Спасителя — еще только грядущаго — рождество Котораго мы, Бог даст, будем скоро праздновать.

Завтрашний воскресный день именуется — “Неделя Праотцев”. В этот день Церковь перед нами проводит великих мужей древности, начиная с праотца Адама и праматери Евы, о которых часто твердят, что они были первыми грешниками, но забывают о том, что они через покаяние сделались и первыми праведниками; забывают и о том, что когда говорится о пасхальном победном торжестве, Церковь постоянно говорит нам о том, что Господь прежде всего освободил Адама и Еву от всяких последствий их страшнаго проступка и гръха, совершеннаго ими в раю.

Вслед за ними вспоминаются великие мужи древности: Авраам, отец верующих, Ной, великий праведник, спасшийся, когда погибал во время потопа весь растленный грехами род человеческий, и другие великие мужи и пророки, святые угодники Божии.

Но когда мы с вами совершаем память их, то не лишне нам вспомнить и одно изречение нашего Спасителя, Который когда-то говорил апостолам: “Блаженны ваши очи, которыя видят то, что вы видите, и ваши уши, которыя слышат то, что вы слышите, ибо” — добавил Господь — “говорю вам, что многие цари и пророки хотели бы видеть то, что вы видите, и не видели, и слышать то, что вы слышите, и не слышали”.

Как мне уже и приходилось говорить, это относится и к нам.

Тот же великий отец верующих, праотец патриарх Авраам, вероятно, всю бы жизнь свою отдал, если мог бы присутствовать на нашей Божественной Литургии. Однако же, он не видел того, что мы видим, и не слышал того, что мы слышим. Но непреложен евангельский закон: кому много дано — с того много спросится. Нам дано в смысл вероучения, в смысле божественнаго знания, несравненно больше, чъм этим древним ветхозаветным праведникам, которых мы ныне воспоминаем перед Рождеством Христовым, а поэтому и ответственность наша пред Богом и Его правдою гораздо больше, чъм их. Они спаслись верою в грядущаго Спасителя, имея только пророчества, прообразы, предсказания, а перед нами открыта уже вся жизнь воплотившагося Сына Божия, все — что Он совершил для нашего спасения, ибо в дни наших праздников Церковь силой веры переносить нас туда, к этим евангельским дням, и мы с вами как бы присутствуем и переживаем все, что переживалось тогда.

Будем же это помнить, готовясь к празднику Рождества Христова. Как радовались всегда святые праотцы, когда им приоткрывалось хоть что-нибудь из тайны явления Сына Божия в мир.

Когда-то говорил Господь Иисус Христос окружавшим Его иудеям, врагам Его: “Авраам, отец ваш, рад был видъть день Мой, и видел и возрадовался”. Совершенно несомненно, что Господь Иисус Христос указывает здесь на то, что Аврааму как-то приоткрылась тайна Его воплощения, и возрадовался он, когда это стало ему известно; но это были, так сказать, отдельныя искры духовных откровений, а нам с вами истина открыта во всей полноте, которая необходима для нашего спасения.

Будем же это помнить, ибо мы ответим пред Богом за то, что нам дано, отвътим за то, если мы этого не используем. И с этой смиренной памятью о нашей ответственности пред Богом за полученное богатство откровений и таинств будем готовиться, чтобы нам достойно встретить великий праздник Его Рождества. Аминь.