В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ


Вот, братие, ныне мы с вами приближаемся, как и в прошлые годы, к великому празднику Рождества Христова и Церковь наша, подготовляя нас к достойной встрече этого великаго праздника, сегодня нам напоминает о предках нашего Господа, святых праотцах, о праведных мужах Ветхаго Завета, которые жили в дохристианское время.

Они знали о Боге быть может только одну сотую того, что знаем мы с вами, они спасались верою в того Meccию Спасителя, который должен еще только придти и кроме пророчеств в Ветхом Завете, в Ветхозаветном священном Писании, при этом иногда и трудных для понимания, они по существу ничего не знали. А пред нами открыта вся истина Богопознания, ибо Сын Божий сошел с неба на землю и даровал нам свет истины и познание Бога, в Троице покланяемаго.

Церковь, повторяю, напоминает нам, об этих ветхозаветных праведниках. Среди них на первом месте стоит тот праотец, отец всех нас первозданный человек Адам, на котораго часто грешники ссылаются, оправдываясь в своих грхах. Они говорятъ: мы потомки грешнаго Адама и поэтому, что удивительнаго в том, что мы грешим? Ведь наш праотец был грешник! Говорящие так вместо покаяния, прячутся за адамово греховное падение от правосудия Божия, которое постигнет их за их собственные грехи. Да, Адам согрешил, но он всю жизнь приносил покаяние. А так как царство небесное будет наполнено покаявшимися грешниками (ибо безгрешных людей нет), то первым среди этих праведников и является праотец Адам. Когда человек говорит о том, что он грешит потому что он потомок Адама, то пусть он спросит свою совесть: можно ли этим оправдать свои грехи? Ведь в каждый момент нашего греховнаго поступка мы прекрасно сознаем, что если бы мы захотели, то могли бы и не согрешить. На этом, ведь, основано все покаяние. Если бы человек не имел свободной воли, а грешил подневольно, по необходимости тогда Господь и не спрашивал бы с него никакого ответа. Но мы, согрешая, прекрасно сознаем, что делаем и когда каемся, и исповедуем свои грехи, то обращаясь мыслью к сделанному греху прекрасно понимаем, что могли этого не сделать, а сделали, поэтому осуждаем себя и просим у Господа милости и прощения. Хотя, зараженность грехом, наклонность к греху и унаследована нами от Адама, но с помощью божественной благодати, каждый из нас мог бы в любой момент греха от него удержаться. Посмотрите на святых отцев, великих праведников они также были, как мы знаем грешные люди, подобные нам, однако же с помощью божественной благодати явились победителями греха и стали святыми, “земными ангелами и небесными человеками”. Вспоминает Церковь не только Адама, но и его супругу, Еву, которая, хотя и была первая грешница, соблазнившая Адама, но зато была и матерью рода человъческаго, а тот соблазн, который она внесла, как говорить Церковь, исправила Преблагословенная Дъва Мария. Если от Евы пришло падение, то от благословенной Девы жизнь и вечное блаженство, вечная радость.

Знаем мы и других праведников: Ноя, который остался праведным среди всеобщаго развращения и спасся от всемирнаго потопа. Праведнаго Эноха, который был в Ветхом Завете, и не имея новозаветной благодати, угодил так Богу, что Господь его, не умершаго, взял с этой грешной земли к Себе. Вспоминаем Авраама, отца верующих. Какой трогательный, прямо-таки потрясающий случай, где проявилась могучая вера великаго праотца приводить Св. Библия. Авраам тосковал о том, что у него нету наследника. Наконец, по Божию обетованию, уже в старости, у него родился сын Исаак чадо его отеческой любви и отеческих надежд. И вдруг Господь ему говорит: возьми своего сына единственнаго, котораго ты любишь, Исаака, пойди принеси его Мн в жертву на горе, которую Я тебе укажу. Повторяю, у Авраама, всё его отеческия надежды и вся любовь была в Исааке. Но он ни на секунду не колеблется: как Господь сказал, так должно быть! Без тени каких бы то ни было колебаний и сомнений в благости Божией, зная, что Господь ничего плохого не делает, но все, что Он творит благо и прекрасно, отец верующих берет Исаака, и все что нужно для жертвоприношения и идет на гору. Когда они идя среди гор приблизились к гор Mopia, Господь ему сказалъ: вот эта гора. Оставил Авраам спутников рабов, которые несли все что нужно, возложил на Исаака дрова для жертвоприношения и стал подниматься на гору. Но не забудьте: Авраам был живой человък. Страшным подвигом для него это было. Он ко кресту послушания Богу как бы живым пригвоздил своего сына, потому что он так был готов совершить волю Господню, что в его воле, в его разуме и сердце Исаак был уже как бы мертв. И вот тут, когда так скорбела любовь отеческая, Исаак задает еще вопросъ: “Отче?”“что, чадо”, говорит Авраам. “У нас все есть, дрова, и огонь (который они несли с собою потому что тогда ведь спичек не было и огонь с трудом добывался и хранился), а где же агнец, котораго нужно принести в жертву?” И, хотя этот вопрос был, что называется, ножом в сердце отца, Авраам с непоколебимой твердостью отвечает ему: “Бог найдет Себе агнца для жертвоприношешя, сын мой”. Поднялись на гору, построили жертвенник. Авраам связывает сына и кладет на дрова.Как Авраам был сын послушания, так же и его сын Исаак; Исаак был молод, полон силы, он мог оттолкнуть отца и убежать, но ничего этого он не делает и покорно подчиняется. И отец только потому его связывает, что он мог чисто инстинктивно, увидевши над собою занесенный нож сделать что-либо вопреки. Авраам возложил сына на жертвенник... занес страшный нож... но за секунду до того, как он опустил бы его на тело сына, он услышал голос ангела: “Авраам, Авраам, не поднимай твою руку на отрока, ибо Господь говорить: Я видел твое послушание и веру. И дальше Господь говорить: “Мною Самим клянусь (ибо нет ничего в мире выше Бога), что благословляя благословлю тебя и умножая умножу тебя”. И тут для Авраама, как говорят святые отцы, Исаак действительно как бы воскрес из мертвых, потому что в сердце своем, он уже принес его в жертву. И поэтому, это жертвоприношение было прообразом того великаго жертвоприношения, в котором Бог Отец, Сына Своего Единороднаго и возлюбленнаго принес в жертву на крестном жертвеннике за грехи всего мира; но там не было остановлено искупительное жертвоприношение, и Сын Божий, в воплощении Своем как Богочеловък распялся на крестe и умер за нас грешных. И вот эта-то сила веры и преданность воле Господней, о которой говорит Св. Библия, и сделала Авраама тем, кем назвал его апостол Павел, говоря, что Авраам есть отец всех нас верующих.

Но мы знаем и другие примеры поодбнаго жертвоприношения. Вот один из них: однажды великий молитвенник и праведник, о. Иоанн Кронштадтский, будучи уже пастырем, но еще молодым, заболел. А был Великий Пост. Врачи требуют, чтобы больной ел мясную пищу, иначе ослабеет и умрет. О. Иоанн не соглашается; наконец он говорит, вероятно предвидя результат: “меня моя мать воспитала в послушании Церкви и соблюдении святых постов. Она жива я ее спрошу. Если она, как мать, даст мне разрешение, то я согласен”. Ей пишут письмо, запрашивают. Получается отвътъ: “сын любимый, даю тебе мое материнское благословение, прошу твоего пастырскаго благословения, а вкушать скоромную пищу в посту, ни в коем случа не разръшаю. Врачи говорят, что умрешь умри. Все равно умереть придется, но послушания Церкви не нарушай”. Не принесла ли здесь мать своего любимаго сына также в жертву, ради послушания Церкви?

Среди других праведников Ветхаго Завета Церковь ныне вспоминает великаго пророка Даниила, пророка и Бгоовидца Моисея, и святых трех отроков, которые смело пошли в пещь огненную, были чудесным образом избавлены от гибели и тем прославились навсегда, потому что на каждой утрени на восьмой и девятой песнях канона Церковь вспоминает этих трех отроков и великое чудо с ними. Все это пред нами проходить теперь, когда приближается великий праздник. А какие великие это были люди! Мы малыя дети пред ними. Но снова повторяю: не забудем, что они знали о Боге, Его правде и о духовной жизни гораздо меньше, чем мы. Это обличает нашу леность; обличает потому, что нам дано много, а мы стремимся узнать многое маловажное, а к самому важному интереса у нас мало. И поэтому и не знаем мы многаго из того, что может и обязан знать всякий верный сын или дочь Церкви.

Поэтому, братие, готовясь к встрече великаго праздника позаботимся и о том, чтобы нам не быть невеждами в нашей вере, в учении святой Церкви, а постараться ознакомиться со всем, чему учит нас Церковь так, чтобы уметь и защитить свою веру и объяснить ее всякому, кто будет о ней спрашивать. И тогда, когда мы будем так преданы Господу и прежде всего будем ставить Его святое учение и послушание Его Святому Закону во главу угла, тогда мы сможем встретить Его как должно, поклониться Ему и принести угодные Ему дары: вtру, надежду и любовь христианскую! Аминь.