ВЕЛИКИЙ ПЯТОК


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы знаем из священной истории, что в ветхозаветныя времена в еврейском народе время от времени появлялись посланные провозвестники Божией воли, обличавшие народ за его беззакония, и предсказывающие будущия судьбы его. Эти мужи именовались пророками; одного из них, — Пророка Исайю — наши св. Отцы-Богословы именовали часто “ветхозаветным Евангелистом”, потому что он, живши за многия сотни лет до явлением в мир Спасителя, так описал Его страдания, унижения и поношения, точно он сам был свидетелем их.

И вот его замечательныя слова, прямо относящиеся к искупительной жертве — смерти нашего Господа, неоднократно читавшшиеся в эти святые дни; это слова о Господе Спасителе: “Он язвлен бы за грехи наши, и мучен был за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и Язвою Его мы все исцелились”.

Когда ты каешься пред Господом, в таинстве покаяния, исповедая свои грехи пред св. Крестом и Евангелием, и Евангелие тебе напоминает о Законе Божием, который ты постоянно нарушал, а Крест тебе напоминает о той страшной цене, которою Господь даровал тебе спасение,тогда не забудь, что только этой кровавой ценой, ценой тех язв, которыми уязвлен Божественный Мертвец, лежащий бездыханным во гробе, — ради только этих язв даруется тебе прощеше. Если бы Господь не пострадал, если бы Он не был язвен за грехи наши и мучим за беззакония наша, тогда бы, сколько и как бы мы не каялись, нам пришлось бы отвечать за наши беззакония; но ради Его искупительной жертвы и подвигов получаем прощение грехов. Он взял на Себя наши грехи и пригвоздил их ко кресту, как говорить св. Церковь. А насколько тяжело и мучительно было это тяжкое бремя греховное мы с вами видим из молитвы Спасителя в саду Гефсиманском, когда Он, изнемогая и теряя последния силы под этой тяжестью, молился Отцу Небесному и боролся в подвиге, обливаясь кровью еще до бичевания и Голгофы, ибо кровавый пот покрывал Его, изнемогавшаго в страшной борьбе.

Ты будешь сейчас преклоняться пред язвами Спасителя; помни же, что по разному можно преклоняться пред Ними. Еще вчера мы напоминали о том, что, и воины, издеваясь и “пригибающу колена, поклоняхуся Ему”, восклицая: “Радуйся, Царю иудейский”. От таких богоубийц мы далеки по своему настроению; но помни, если ты, присутствуя здесь, только любуешься благолепием службы,то хоть это лучше, чем совсем не ходить в Божий храм в эти святые дни, как многие не ходят, но все таки это далеко не то, чего ждет от нас Распятый и Погребенный Спаситель.

Если тебя умиляет торжественный чин Божией службы, и ты молишься искренно и покаянно это уже гораздо лучше, но и это еще не все. Помни, что только тогда ты будешь подходить, как должно, к этому Священному Гробу, только тогда будешь лобызать Святейшия Раны, из которых излилась спасительная Пречистая Кровь, когда ты будешь подходить и поклоняться, как виновный, безответно виновный в страданиях и крестной смерти Господа. Он явлен был за грехи наши и мучим был за беззакония наша. Если бы мы не грешили, если бы не попирали правды Его, не было бы этих страшных страданий, не было бы Голгофы, не было бы Плащаницы. Справедливо указывал один великий русский проповедник, что у Гроба Господня самыя язвы Спасителя и самый чин службы, лучше всякаго слова и проповеди говорят о Боге и Его Правде, о человеке и его неправде.

А поэтому, повторяю еще раз: помни, когда будешь поклоняться и лобызать эти Язвы, лобызай их, как безответно виновный в том, что произошло в ночь страданий Спасителя, в том, что Господь был изъязвлен, поруган, умучен и убит на кресте крестной смертью, и все Он соделал для того, чтобы освободить тебя от грехов и от страшнаго ответа за них перед Божией Правдой. Вот, когда ты, сознавая это, будешь так покланяться Спасителю, Умершему для твоего спасения и лобызать Его Святешие Язвы, тогда это и будет то поклонение, котораго ждет от тебя Господь, столько за тебя Пострадавший! Аминь.