О НАШЕМ УСЫНОВЛЕНИИ БОГУ


Почти 2000 лет прошло с той благословенной ночи, в которую небесный благовестник возвестил великую радость, которая будет всъм людям (Лк. 2, 10). И почти в течете 2000 лет святая Церковь ежегодно возобновляя торжество этой Вифлеемской ночи, снова и снова говорить нам о том, что совершилось тогда, и о том, что это действительно великая радость.

Естественно, что мысль наша сейчас переносить нас на крыльях веры в святой град Вифлеем. Там действительно сейчас торжество из торжеств. Когда бывает другой, еще более великий наш праздник, светлое Христово Воскресенье, тогда все торжество сосредотачивается у святаго Гроба Господня, а праздник Рождества Христова празднуется именно там в далеком Вифлееме, у яслей Вифлеемских. И мы с вами ныне, получая помазание освященным елеем будем получать его от того елея, который благочестивые паломники нам доставили сюда именно оттуда, от Вифлеемских яслей. Так что не только в духовном порядк веры, но и в порядк непосредственнаго общения мы будем причастниками благодати и освящения Вифлеемскаго праздника.

Но для того, чтобы оценить как должно то что произошло там, когда Сын Божий родился и возлег в яслях Вифлеемских, обратим внимате вот на что:

В самом начал бьтя рода человеческаго, когда в райских селениях пребывали только Адам и Ева, первозданные люди, они имели то блаженство, о котором мы в теперешнем нашем грешном состоянии даже и приблизительнаго понятия иметь не можем. Они имели блаженство непосредственно, лицом к лицу, как дети с отцом, беседовать с своим Творцом, Владыкою и Господом, Который, как бы отлагая Свое неприступное величие,так сказать “запросто” являлся к ним, как Отец к любимым Детям и бесъдовал с ними.

Для твари не может быть большего блаженства, как видеть своего Творца и беседовать с Ним. И лукавый соблазнитель, диавол, сам отпавший от Бога, позавидовал первым людям и по зависти прельстил их и ввергнул в страшный грех непослушания Богу. Поддавшись соблазну, захотел человек сам быть богом; но не только не стал, а наоборот, как окаянный гръшник, оказался отлученным от Бога, потому что грех стал между ним и Господом как стена, которая отделила его.

Припомните момент крестных страданий Спасителя, когда Он возгласилъ: “Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставилъ”; тогда все потемнело; как будто непроницаемая туча закрыла солнце, и наступил мрак и тьма, которая указывала на то, что грехи наши, которые Он взял на себя, отделили Его от Отца и Он почувствовал Себя оставленным Им.

Итак преступивший Божию заповедь человек не только не стал богом, но от Бога отпал. Но Господь, в неизреченной благости Своей, не захотъл оставить Свое любимое творение и измыслил спасение особым образом. Для того, чтобы спасти безответно виноватаго человека, премудрость Божия осуществляет такой план, по которому, для спасения отпавшаго и удалившагося от Бога человека Сам Господь сошел на землю, чтобы стать человъком “Сыном Человеческим”, как Он любил называть Себя. Чтобы в этом виде, к Нему, как к Богочеловеку удобен был доступ.

Что же мы видим при Его воплощении? Видим, что, отказавшись от всякой пышности и от всего, что считается в этом мир самым великим, знаменитым и славным, Он даже никакой хижины Себе не выбрал, а благоволил возлечь в яслях скотской пещеры.

Обратите ваше внимание на то апостольское чтение, которое мы, Бог даст, завтра услышим, за Божественной литургией. В этом чтении св. апостол Павел говорит о том, что Бог для того послал Своего Сына на землю, чтобы Он искупил нас “под-законных” и мы приняли УСЫНОВЛЕНИЕ. “Искупил подзаконных”. Мы все люди были под законом, были под клятвою закона, как грешники, но Он явился, взял на Себя наши грехи, искупил всех нас подзаконных, и мы имеем теперь милость усыновления Богу.

В Вифлеемских яслях возлежит Тот, кто есть Богочеловек. Как Бог по существу, Он не-приступен и страшен и на Него не смеют взирать даже чины Ангельские, но в то же время, по человечеству Он человек, такой же как мы, во всем подобный нам, только абсолютно чистый от греха. Поэтому так как Тот, Кто в яслях возлежит есть человек и в то же самое время Сын Божий, то, будучи по человечеству Его братьями, как такие же люди как Он, мы через Него являемся сынами Божиими. Он Сын Божий, а мы братья Его по человечеству. В этом глубокий смысл Его воплощения.

Вы вероятно хорошо помните, как в одном из воскресных Евангелий говорится о том, что когда св. Мария Магдалина бросилась к ногам воскресшаго Спасителя, узнавши Его, Он сказал ей, чтобы она пошла к “БРАТИИ Его, к Его братьям, ибо Он считает Себя нашим братом, как человек.

Значить, если Он Сын, то и мы сыновья, как Его братья. “Пойди к братии моей, говорит Господь, и скажи, что Я восхожу ко Отцу Моему и Отцу Вашему и Богу Моему и Богу Вашему”.

Скользят часто по поверхности нашего сознания эти слова, привычныя для нас и мы мало вдумываемся в глубочайшее их содержаже. Почему так сказал Спаситель Mipa? “Ко Отцу Моему и Отцу Вашему”? Потому что Господь, Бог Отец, Ему Отец по самой природе Божественной, ибо Он рожден от Отца и равен Отцу и имъет ту же природу по Божеству (как и человек, который раждается от человека, имеет ту же природу). А для нас Он Отец не по существу, не по природе, а только по благодати, только по милости Его, а не по существу. Вот это Господь и подчеркивает, говоря “Отцу МОЕМУ и Отцу вашему”. Но дальше Он добавил “и Богу Моему и Богу вашему”, а это уже с другим оттенкомъ; это Он говорит, как человек. Как Сын Божий Он сказал Отцу Моему и Отцу вашему”, как бы говоря: Он Мой Отец по существу, а ваш только по благодати; а слова “Богу Моему и Богу вашему” Он сказал как человек для котораго Бог есть Бог одинаково с другими людьми.

Нужно помнить, что на кресте Господь воззвал ко Отцу “Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил” только Своей человеческой природой, а не божественной; этой природой Он страдал и эта человеческая природа, та же что и у нас, и воззвала “Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил”. Один раз только в Евангелии — в момент крестных страданий Он, обращаясь к Богу Отцу, назвал Его Богом. Во всех других случаях Он всегда называл Его Отцом и вот когда Он уже как победитель, с креста воскликнул “совершилось”, Он снова обращается к Нему, говоря “Отче, в руки Твои предаю дух Мой”.

Итак, мы с вами у яслей Вифлеемских поучаемся нашему усыновлешю, нашему сыновству. Но будем помнить, к чему нас это обязываетъ! И помнить с безконечной благодарностью к Нему за то, что Он благоволил совершить это чудное дело, и вместо того, чтобы наказать безответно виновнаго человъка, Он не только Сам за него принял наказание, но и сделал его Своим по человечеству братом и по благодати сыном Своего возлюбленнаго Отца.

Посему, когда ты будешь склоняться перед изображением яслей, в которых сегодня возлежит Спасетель Mipa, тo дълай это с глубокой благодарностью за Его милость и лобызай святой образ, сознавая, что дал тебе твой Спаситель в этом чудном действии воплощения и пришествия на землю, Аминь.