О СТРАШНОМ СУДЕ


В житии святителя Василия Великаго был случай, когда он однажды сделал вразумление одной богатой женщине, которая неправильно поступала, а она, вместо того, чтобы смиренно принять наставление великаго святителя, стала ему прекословить, и так дерзко, что он ей отвътил письмом, приблизительно так: ты меня не учи, а почаще вспоминай о последнем дне.

О каком “последнем дне” говорил Святитель? Святая Церковь об этом же дне говорит нам в сегодняшнем евангельском чтении. Это чтение повествование о том, как Спаситель поведал своим ученикам о Страшном Суде о том, как совершится во время, ведомое только одному Богу, этот Страшный Суд, помнить о котором призывал Василий Великий грешную женщину, и о котором, к сожалению, слишком мало думают современные христиане. А ведь это единственное, в чем можно быть уверенным вполне. Много бывает у человека планов, замыслов, предприятий, но ведь сплошь и рядом бывает так, что в самом разгаре этих предприятий смерть своей косой подсекает его и “в тот день погибнут вся помышления его”, как говорит Святая Церковь. А вот, что Страшный Суд будет и никто от него никуда не уйдет, это несомненный факт. Но странно, с каким безразличием к этому относятся люди, даже казалось бы, верующие христиане. Изредка быть может и вспомнят, потом иногда даже отмахнутся от этой печальной, неприятной для них думы и займутся обычными делами. А ведь даже и школьник, знает, что ему предстоит трудный экзамен, котораго ему никак не избегнуть, об этом не забудет и старается приготовиться так, чтобы на этом экзамене не провалиться. Но в школьных экзаменах бывает и так, что провалившемуся школьнику дают льготу, милость, т.наз. “переэкзаменовку”, а нам следует помнить, что кто “провалится” на этом страшном последнем экзамене, тот никакой переэкзаменовки не получит никогда.

Величественную картину раскрывает пред нами Тот, Кто будет судить. Наперед, заблаговременно говорит Он нам об этом суде; заранее указывает на то, что будет основой этого суда. Он говорит: когда Царь Небесный сядет на престол славы Своей, пред Ним соберутся все народы и Он отделит овец от козлов послушных, кротких овец от непослушных, упрямых и бодливых козлов и тогда последний суд и приговор.

Каким светлым, каким радостным будет тот момент, когда Господь Спаситель обратится к могучему светоносному сонму верных Своих и скажет: “придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создатя Mipa” (Евангелие от Матфея 26, 34). Радостный, светлый торжественный момент! Господь Спаситель, пришедший спасти род человъческий, совершивший страшный подвиг, проливший Свою святейшую и безценную кровь, увидит перед Собой великий неисчислимый светоносный сонм, и возрадуется Его святейшая душа тому, что не напрасно Он пришел на землю, не напрасно перенес страшныя страдания, не напрасно пролилась Его святая кровь, потому что весь этот сонм, все эти верные Его рабы, если бы Он не совершил Своего подвига спасения, были бы добычей геенны огненной. Но Он своим подвигом спас их и теперь с радостью зовет их в то царство, которое Его Небесный Отец приготовил еще до создания Mipa, и указывает нам на основу Своего суда закон любви. По любви Он пришел, по любви Он пострадал; Апостол любви, Его любимый ученик прямо сказал, что “Бог есть любовь” (Ин. 4, 8). И вот теперь перед Ним предстоит сонм тех, которые приняли и исполнили Его закон любви. Он перечисляет все виды благотворения, которыя они по этому закону любви оказали: “взалкался Я, вы дали мн есть, жаждал, вы Меня напоили, был путником вы Меня приняли, наг был вы Меня одели, болен и в темнице и вы Меня посетили, любовию своею... но несмотря на то, что вс эти праведники знают святыя евангельския обътования, слишком велик будет контраст между тем, что они делали на земле, и перед величием этого Небеснаго Царя, ярче солнца сияющаго во славe и силе Своей! И с их уст услышится смиренный ответ: Господи! когда мы ТЕБЯ видели жаждущим, алчущим, нагим, путешествующим, больным, в темнице...? Но неложно Его вечное слово и Он отвечает: “Аминь истинно говорю вам, то, что вы сделали одному из братий моих меньших”, (к которым Он в любви Своей, приравнивает Себя), что вы им сделали, то сделали Мне самому”.

Свътлое торжество! Какой радостный момент! Но увы, всякая медаль имъет свою оборотную сторону. И обращается Царь Славы к тем, кто стоят налево от Него, и говорит страшныя слова, которых никогда не говорил никому, когда был в первый раз на земле: “отойдите от Меня ПРОКЛЯТЫЕ в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”. (Мф. 26 ,41).

За что же Он так их именует? За что изгоняет от пресветлаго лица Своего? Какой это ужас! Иоанн Златоуст когда-то говорил, в проповеди о страшном суде, что лучше подвергнуться безчисленным ударам молнии, лучше испытать тысячу огненных геенн, чем увидеть, что Господь от тебя отворачивается, и Его светлыя кроткия очи не могут взирать на тебя. Какой это будет ужас! Как страшно это отвержение! А за что? Почему? Потому что они отвергли тот закон любви, который праведники восприняли и исполнили. И Он перечисляет те случаи, когда они могли Ему помочь в лице ближних своих, в лице Его меньших братий, и не помогли. Они попытаются тут, перед лицем страшной для них вечности, в последний раз оправдаться, как они привыкли оправдываться на земле, а не смиренно себя осуждать: Господи, когда мы Тебя видели больным, или страждущим, голодным и т, д.? Если бы мы Тебя видели Мы бы Тебе помогли, мы только этим тунеядцам, нищим лентяям не помогали, а Тебе бы помогли. Но не приемлет этого оправдания грозный Судия и отвъчает: аминь, говорю вам, то что вы не сделали одному из братий Моих меньших, то не сделали Мне.

Но помните: насколько отрадно и радостно будет для Самого Господа, вечнаго Судии, то что Он скажет праведникам, настолько скорбно будет Ему изречь свой праведный суд на тех кто осуждается от Него. С какой скорбью будет Он на это смотреть! Все сделал для них: пришел на землю, чтобы их спасти, пострадал, кровь пролил, призывал их к Себе, говорил им: “приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас” (Мф. 11, 28). Нет! не приняли заботы и любви Его, отвергли Его, жили себялюбивыми эгоистами, утопали в страстях и вот их страшный конец...

Почаще вспоминай об этом, брат христианин. Ведь это то, чем окончится все. Откроется вечность, о которой мы забываем, и на пороге этой вечности и будет производиться тот страшный экзамен, о котором сегодня напоминает Церковь. Кто из нас не сознает себя безответно виновным пред Богом? Так вспоминай же об этом почаще и моли Господа, чтобы Он наставил тебя на правильный путь.

Какъ-то уже здъсь мы приводили, кажется в такой же день, слова великаго московскаго святителя митрополита Филарета о том, что Грозный Судия заранее открывает перед тобою картину суда, чтобы ты смог заблаговременно, пока еще есть время, пока ты живешь, перебежать с левой стороны на правую. Тебе грозит левая сторона, но Господь зовет тебя стать одесную Его. Воспользуйся же, этим пока ты жив еще. Аминь.