Император Александр III и о. Иоанн


Не только архипастыри и пастыри церковные и русский народ чтили о. Иоанна, но глубоко чтил его и Величайший из Государей, Царь Миротворец и Миродержец Император Александр III, который сказал о. Иоанну: “Я знаю кто вы и что вы”.

В предсмертной болезни своей Император Александр III пригласил к себе о. Иоанна, который возложил руки свои на голову умирающего Царя и Царь сказал ему: “когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю, не отнимайте их”.

О. Иоанн ответил Царю, что это оттого, что он пришел прямо после совершения Таинства Евхаристии за ранней обедней.

О. Иоанн продолжал держать благословляющие руки свои на главе умирающего Царя до тех пор, пока Царь пб предал праведную душу свою Богу.

У многих вероятно напрашивается вопрос: почему же столь великий чудотворец, как о. Иоанн, не мог исцелить обожаемого народом Царя?

Один глубоко верующий и праведной жизни протоиерей академик, пробывший 20 лет инспектором семинарии и священствующий 25 лет, высказал мне, что потому о. Иоанн не исцелил своими молитвами Царя, что кончина его была решена в предвечном Совете Пресвятой Троицы.

К этому могу добавить, что не всегда Господь исполнял молитвы даже Первоверховного Апостола Своего Павла.

Так Апостол Павел говорит, что трижды молил он Господа, чтобы Господь избавил его от ангела сатаны — жала в плоть, но Господь оказал ему: “довольно для тебя благодати Моей”,

Тот же Апостол Павел в Первом Послании к Тимофею, гл. 5, ст. 23 говорит: “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов”.

Тут также напрашивается вопрос, почему же такой великий чудотворец, как Апостол Павел, не исцелил Тимофея?

Здесь, в подтверждение слов упомянутого протоиерея, приведу рассказ генерала от кавалерии Абациева, из которого видно будет, что о. Иоанн, пребывая в Ливадии во время болезни Царя, исцелил силою своей молитвы заочно больного татарина.

Генерал Абациев был Флигель-адьютантом Государя Императора Александра III, когда Царь умирал. О. Иоанн жил в Ливадии.

Одна дама просила генерала Абациева устроить ей свидание с о. Иоанном. Ген. Абациев в 5 час. утра пошел к о. Иоанну. У калитки садика дома, где жил о. Иоанн, уже была толпа, в том числе были и татары, которых полиция не пускала. На крыльце находилась плакавшая татарка. Полиция не понимала, что она говорила. Абациев же знал татарский язык, как уроженец Кавказа, и узнал от татарки, что она привезла больного мужа, который лежит в телеге на дороге, и умоляла допустить ее к мулле Иоанну. Абациев застал о. Иоанна за утренней молитвой, несмотря на 5 час. утра, и рассказал ему про татарку. О. Иоанн сказал, чтобы татарку пустила.

Через переводчика Абациева о. Иоанн спросил татарку, верует ли она в Бога? Получив утвердительный ответ, о. Иоанн сказал ей: “будем молиться вместе, ты молись по-своему, а я буду молиться по-своему”. Когда о. Иоанн кончил молитву, то благословив татарку, перекрестив ее. Затемъ Абациев с татаркой вместе вышел и, к изумлению обоих, больной муж татарки уже шел навстречу совершенно здоровым.

Из этого разсказа видно, что о. Иоанн силою молитвы своей исцелил даже больного магометанина.

Таким образом сила молитвы о. Иоанна не оскудела, когда он был в Ливадии, а действительно он не мог изменить судьбы Великого Царя, предрешенной в неисповедимых путях Божиих.

Григорий Карпович Сухолепцев пишет мне из Алверна в Германии: “во время моей действительной службы, когда заболел наш Батюшка-Царь Александр III и умер, тогда я сам лично читал в газете, что о. Иоанн Кронштадтский писал: “я мертвых воскрешал, а Батюшку-Царя Александра III, не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его Святая воля”,