Попытка учредить Общество для защиты о. Иоанна от клеветы


После манифеста 17 октября 1905 г. о свободе совести в газетах и журналах стали печатать разные пакости про Царя и про о. Иоанпа с несомненною целью очернить их обоих в глазах народа.

Между прочим, однажды, когда я пришел к Худякову, издателю “Петербургской Газеты” и ожидал его в редакции, то слышал следующий разговор двух евреев, сотрудников этой газеты, между собою. Один спросил другого: “ну, что, ты писал что-нибудь про о. Иоанна?” На это последовал ответ: “ну что я буду писать, я о нем ничего не знаю”. На это первый возразил: “ну, какой же ты писатель, если у тебя фантазии нет?”

Нападки на о. Иоанна сделались вскоре столь многочисленны и безстьтдны, что горячие почитатели Великого Старца решили учредить Общество для защиты его от этих безобразий.

Для обсуждения этого вопроса в кабинете “Общества распространения Религиозно-Нравственного Просвещения в духе Православной Церкви” в подвальном помещении церкви этого Общества, на углу Николаевской и Стремянной улиц, собрались: Настоятель Петропавловского Придворного Собора (в крепости) Митрофорный Протоиерей о. Александр Дернов, Настоятель церкви названного Общества Протоиерей Лахостский, Председатель Общества Трезвости, протоиерей о. Петр Миртов, объединивший 200.000 трезвенников и выстроивший два храма, Настоятель церкви Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, митрофорный протоиерей о. Философ Орнатский, священник о. Михаил Прудников (прозорливый старец и молитвенник), священник церкви Иоапновского монастыря о. Иоанн Орнатский, священник подворья Леушинского женского монастыря о. Николай Гронский, жена Государственного Секретаря Макарова, Графиня Гейден, графиня София Сергеевна Игнатьева, вдова Инженер-Генерала Косинская, Действительный Статский Советник Георгиевский, чиновник Канцелярии Святейшего Синода и я автор настоящей книги.

Был прочитан и одобрен проект Общества защиты о. Иоанна от всякого рода нападок. Присутствовавший выбрали депутацию, которой поручили съездить к о. Иоанну и испросить его благословение на это дело.

О. Иоанн был настолько растроган этим начинанием, что прослезился и поцеловал проект устава Общества.

Однако, когда представили этот проект на утверждение Митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского), то Митрополит не разрешил учреждения этого Общества.

Надо сказать, что Митрополит С.-Петербургский Антоний завидовал славе о. Иоанна и не любил его.

Правда, я сам видел однажды, как по окончании торжественного собрания “Общества Распространения Религиозно-Нравственного Просвещения в духе Православной Церкви”, где присутствовал Святейший Синод в полном составе, в том числе и о. Иоанн, который был Членом Святейшего Синода, народ неудержимо устремился к о. Иоанну, прося благословения. О. Иоанн обратился к сидевшим рядом с ним Митрополитам с просьбой разрешить ему благословлять народ и, получив разрешение, стал благословлять. Митрополиты же, сойдя с эстрады, направились было к выходу, но народ, бросившись к о. Иоанну, затер их в угол. Народ понимал, что просто святой лучше, чем святейшие, т. е. Члены Святейшего Синода. Как например, просто Преподобный Сергий лучше, чем Высокопреподобпые Архимандриты Сергиевой Лавры, и просто Государь много лучше, чем “милостивый государь”.

Ненависть Митрополита С.-Петербургского Антонин Вадковского к о. Иоанну получила свое яркое выражение после блаженной кончины Великого молитвенника Земли Русской и Чудотворца, когда Митрополит воспретил служить молебны в церкви-усыпальнице о. Иоанна.

Один из друзей моих благочестивый петроградскнп протоиерей рассказывал мне, что очень люта была смерть Митрополита Анюния Ватковского. У него случился удар, — он лишился зрения и языка, но все слышал и понимал в течение 6 дней.

Вскоре после вышеупомянутой попытки учредить Общество для защиты при жизни о. Иоанна от клевет. Великий Старец стал похварывать.