Св. Марк Эфесский

Латинянин или
О прибавлении в Символе

 

Латинянин: Удивляюсь, почему вы нас обвиняете за прибав­ление в Символе, когда, вот, и Второй Вселенский Собор пе­ределал Символ Веры, совершенно изменив Символ Первого Собора, прибавлениями увеличив, а остальное пояснив для боль­шей ясности. Итак, если сохраняется ненарушенность догмата, ничего не нарушается изменением в словах.

Грек: С этим мы соглашаемся и нам хорошо известно, что в отношении слов Символ Веры Второго Вселенского Собора в сравнении с Символом Первого Вселенского Собора явился измененным. Но то, что допускалось изменять [его] тем Отцам, не значит тем самым, говорим мы, что и тебе это разрешается.

Латинянин: Почему же нет?

Грек: Прежде всего потому, что те Отцы - это был Вселен­ский Собор, тебе же это не присуще, как бы ты ни гордился папой и его приматом. Затем, тогда это было дозволено, ибо до тех пор не было запрещено. К тебе же, дерзнувшему после запрещения сделать прибавление, это никак не относится, раз­ве лишь - подлежать тем проклятиям, которые изрекли Отцы [на тех, которые дерзнут вносить изменения в Символ Веры].

Латинянин: Но когда же это было запрещено и по какой причине?

Грек: Я тебе все точно расскажу. После того, как Символ Веры был изложен Первым Вселенским Собором, многие и раз­личные изложения веры [т.е. Символы Веры] были составлены различными Соборами с целью подчеркнуть [понятие] Единосущия. Но они не были утверждены. Второй Собор, - который также был Вселенским Собором, - и мысль Первого Собора сохранил, и сделал свое собственное изложение, именно то, которое мы употребляем без прибавления, а вы - с прибавле­нием. Однако, ни тот, ни другой из этих двух Соборов не вынес решения о каком-либо запрещении изменения Символа. Поэто­му-то на Третьем Вселенском Соборе был принесен символ веры, составленный единомышленниками Нестория и заключав­ший в себе еретическое учение, при посредстве какового [сим­вола] и крестить дерзали некоторых в Лидии. Выслушав его, Отцы решили более не допускать для всякого желающего изменять Символ и немедленно вынесли постановление, чтобы с тех пор никто не дерзал изменять святоотеческую веру, то есть Символ Веры. Поэтому и блаженный Кирилл Александрий­ский, зная соборные постановления (так как он сам был пред­седателем того великого Собора), в послании к Иоанну Антиохийскому так говорит: "Никоим образом мы не допускаем нару­шать веру, изложенную Отцами нашими, то есть Символ Веры, ни нам самим, ни иным мы не допускаем изменять ни единого слова его содержания, ни единого даже слога нарушить, памя­туя говорящего: Не прелагай предел вечных, яже положиша Отцы твои (Притч. 22, 28), ибо это не они говорили, но через них говорил Дух Бога и Отца, Который от Него исходит, но не чужд же [и] Сыну, согласно понятию естества". Слышишь ли, что не только мысль, но и слово и даже слог он запрещает изменять и нарушать? - "Не допускаем, ни нам самим, ни иным", - говорит он как бы от лица всего Собора. И хотя это был Вселенский Собор, однако они вынесли постановление о запрещении и изрекли те страшные прещения [применимые даже и к ним самим, если они нарушат Символ]. Итак, если они не допускают себе самим, то как допустят тебе? Это же обна­руживается и самим делом: ибо они не дерзнули прибавить в Символе слово "Богородица", о котором и велась вся борьба, но и они, как и до того, как и мы доселе, говорили: "от Духа Свята и Марии Девы". Приведенные слова великого Кирилла представляют для меня точное и весьма очевидное свидетель­ство его мнения, которое он имел относительно божественного Символа и исхождения Святаго Духа. Ибо, с одной стороны, он выражает желание, чтобы Символ был ненарушимым и в слове и слоге, и, с другой стороны, богословствует, что Дух Святый исходит от Отца, а Сыну - свойственен, как единосущный с Ним. Может ли быть что-нибудь более ясным и более очевид­ным, чем это? Удивительно же, что он и то, и другое предста­вил в одно, как бы предвидя пророческим духом, что вы, италь­янцы, будете нарушителями и того, и другого. Так Святые умели и будущее предвидеть, и последующее зло предупреждать. Восприяв эти слова, и все Восточные епископы на том сошлись и облобызали мир. Так, по крайней мере, они говорят через Феодорита, пишущего сие: "Прочтя в собрании грамоты египтян и тщательно изучив их смысл, мы нашли, что они согласуются со словами послания, посланного оттуда. Ибо они украшены евангельским благородством: в них Господь наш Иисус Христос возвещается совершенным Богом и совершенным Человеком, а о Духе Святом говорится, что не от Сына или через Сына Он имеет бытие, но что Он от Отца исходит, свойственен же Сыну, как именуемый единосущным с Ним". Видишь ли, как они ра­зумели слова: "не чужд Сыну, согласно понятию естества"? Но и когда Несторий говорил в своем символе; "Дух Святый не есть Сын, и не чрез Сына имеет бытие", - великий тот Собор принял сказанное, и ничего не возразил и не порицал, из чего явствует, что ему было угодно принять сие, как свой догмат. Ибо если бы было иначе, разве они молчали бы? Итак, знай, что Третий Вселенский Собор является первым Собором, выне­сшим постановление о запрещении внесения изменений в Сим­вол, и первым осудившим ваш догмат, чрез то изречение Нестория. которое принял и признал как свое. Не ищи иного собора, который это бы одобрил: ибо сие совершенно запрещено тем великим Собором, а допускающий это [собор] впрочем никак не являлся бы Собором, но - лжесобором,

Но хорошо, пойдем дальше! Да и после того Собора был собран Четвертый [Вселенский] Собор, который, прочтя снача­ла собственное постановление и оба Символа, принял оба Сим­вола [Никейский и Цареградский] как бы один, и после прочте­ния немедленно подтвердил: "Довлеет для полного познания и утверждения благочестия - святой сей и блаженный Божес­твенной благодати Символ". Слышишь ли: "святой Символ"? Итак, оба Символа - один Символ: ибо второй содержит в себе первый. И Третий Вселенский Собор [тоже] сказал о двух Сим­волах, как об одном. Но послушай, что следует за сим: "ибо он совершенно учит об Отце и Сыне и Святом Духе", Слышишь ли: "он совершенно учит"? Итак, в нем ничего нет несовершенного относительно Святаго Духа, и Символ Веры не нуждается в прибавлении. Но каким образом долженствует сохранять этот Символ, они говорят в конце: "Итак, чрез те постановления и определения, которые нам было угодно вынести. Святой и Все­ленский сей Собор постановил, что никому не допускается вно­сить иную веру, т.е. писать, или составлять, или учить, или вносить. Дерзнувших же писать, или составлять иную веру, та­ковых - если они епископы или клирики, - отчуждать епископов от епископства и клириков от клира, а если миряне - анафематствовать их", А то, что здесь "верой" называется Символ Веры, ясно, полагаю, для имущих разум; ибо Собор говорит отнюдь не о постановлениях, поскольку и после сего были различные постановления. Эту же "веру" делают "иной" не толь­ко многие слова, но и одно только прибавление или отъятие или изменение. Ибо "писать", "составлять" и "вносить" явно указывают на составления слов, а это - запрещается.

Латинянин: Нет, говорится "иная" вера в смысле "противо­положная" - содержащая чуждые Церкви догматы, ибо вера, содержащая объяснение и разъяснение, отнюдь не есть "иная" вера, хотя бы различалась [от основного Символа Веры] одним или многими словами.

Грек: Удивляюсь, что ты не исследуешь смысла приведен­ных слов, но еще более тянешь в свою сторону эти изречения. Ведь полагать, что "иное" означает то же, что и "противополож­ное", - свойственно мужу немудрому и не знающему усваивать каждой вещи присущее ей по природе наименование. Ибо, не­сомненно, "иное" - шире, чем "противоположное", и не все "иное" в отношении чего-то уже тем самым и "противополож­ное" ему: например, человек по форме есть нечто "иное", не­жели лошадь, но никак не "противоположное", ибо в общем понятии естества он ей ничем не противоположен. Итак, чрез "иную веру" они не имели в виду обозначить "противоположную": никто не обозначает определенного человека общим тер­мином "живое существо". А что они обозначают словом "иная", явствует из слов "писать" и "составлять", как это было сказано выше. Затем, просто было бы смешно, что составляющий про­тивоположную и еретическую веру, если он епископ или клирик, только низлагался бы, а если мирянин, предавался бы анафеме, поскольку предаются анафеме в равной степени все еретики, будь то епископ или мирянин. Но они имели в виду не еретиков этим устрашить или отвратить, ибо и после сего было много еретиков, но Символ никто не дерзнул изменить, кроме вас одних. Итак, запрещение относится к тексту, а не к смыслу, как вы считаете. И следовательно (поскольку вы нарушили это за­прещение), ваши епископы и клирики уже не епископы и не клирики, будучи низложены такими великими и древними Собо­рами, а миряне - подлежат анафеме и отлучению. Этими же почти словами определяют и последующие Соборы, Пятый и Шестой, и после них - Седьмой, который и восклицает великим гласом: "Мы держимся законов Церкви; мы соблюдаем опреде­ления Отцев; мы прибавляющих или убавляющих нечто, от Цер­кви анафематствуем". И засим: "Если кто все предание цер­ковное писанное и не писанное презрит, да будет анафема". Разве вы не нарушаете писанное предание Отцев тем, что вносите новшество? Как вы не краснеете, произнося в остальном весь Символ так, как его составили те Отцы, а одно единствен­ное слово вставляя отсебятины? Ибо прибавлять или изымать слова - это дело еретиков, которые желают благодаря сему укрепить свою ересь. Разве вы поступили бы так в отношении Евангелия или Апостола, или кого-нибудь из ваших Учителей? Разве вы бы не потребовали наказания дерзнувшему на это, если бы он был уличен? Даже если бы и не было таких поста­новлений и страшных прещений и множества запрещений, раз­ве не стыдно в чужие писания, уже изданные и господствующие во всей вселенной, вставлять свои собственные слова, и этим возбуждать такой соблазн в Церквах? Бесчувственные и огрубе­лые вы, "у вас железная душа в сердце": вы презираете бра­тьев, терпящих соблазн и разделенных с вами, только бы вам

не отказаться от своей воли и новшеств! Что еще? - После Седьмого Вселенского Собора собирается иной Собор снова, во время Василия, императора Ромеев, созванный Святейшим Патриархом Фотием [в 879-880 гг.]. Этот Собор был назван Восьмым Вселенским и имел легатов Иоанна, блаженного Папы Ветхого Рима, - Павла и Евгения епископов, и Петра, пресви­тера и кардинала. Этот Собор засвидетельствовал Седьмой [Все­ленский] Собор, утвердил блаженного Фотия на его престоле, и дерзающих с тех пор говорить прибавление в Символе пре­дал анафеме. "Если кто, - говорит он, - помимо этого священ­ного Символа дерзнет иное писать или прибавлять или убавлять и дерзко отзываться об этом постановлении, да будет осужден и извержен из всего христианского общества". Это же самое касательно оного прибавления в Символе говорит еще более широко и очевидно и Папа Иоанн в послании к Святейшему Фотию. Этот Собор издал также каноны, которые находятся во всех сборниках канонов. Итак, не несправедливо мы отделяем себя от вас, ставящих ни во что таких великих Отцев, а также Вселенские и [иные] многочисленные Соборы,

Латинянин: Я доселе, действительно, еще не слыхал ничего подобного. Удивляюсь же теперь, что те, которые некогда дер­знули внести прибавление [в Символ Веры], несмотря на такие запрещения, не постыдились также произносить его и передать потомству.