Что такое Православие?
Основы Православного Вероучения и начала православной жизни

Что такое Православное Христианство? | Критерий Православия | Символ Веры | Вселенские Соборы | Поместные Соборы | Правила Святых Отцов | Исповедания Веры Святых Отцов | Символические вероизложения и учительные послания | Чин Торжества Православия | "Точное Изложение Православной Веры" Св. Иоанна Дамаскина | Святоотеческие изложения Православной Веры| Нравственное учение Православной Церкви | Руководства по догматическому богословию | Братское предупреждение

Что же такое Православие? Наши современники, зачастую, имеют о нем очень искаженное представление - кто-то думает, что это - религия среди других религий, форма "духовности" в ряду прочих подобных форм, кто-то считает, что это "вера предков" с красивыми обрядами - а истинна она или нет - просто не интересуются. Между тем - Православное Христианство есть Истина, проповеданная Господом Нашим Богочеловеком Иисусом Христом, сохраненная Святыми Апостолами, и преемственно хранящаяся в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, управляемой и научаемой Духом Святым. Эта Истина- одна, она не может помножиться и разделиться, эта Истина не абстрактна, а сугубо конкретна и выражается в конкретных формах изложениях - Символах Веры и Постановлениях Соборов, учении Святых Отцов и их Исповеданиях Веры, катехизисах и наставлениях... Именно совокупность этих изложений и выражений Веры, преемственно хранящееся в Церкви учение о Церковной Истине и называется Священным Преданием и только тот, кто хранит это Предание во всей его полноте и неповрежденности может именоваться православным христианином. На этой странице собраны материалы разъясняющие начала Православного Христианства, основные Истины Христианской Веры - догматического и нравственного учения Церкви, - в авторитетном изложении.

Что такое Православное Христианство?
Прежде всего - более подробно ответим на вопрос: что есть Православие? В этом нам поможет замечательная проповедь Архиепископа Аверкия (Таушева) "Что такое Православие?", кратко и ясно излагающая уникальный характер Православной Веры и необходимость ее хранения, разъясняющая почему христиане начале издавна именоваться "православными христианами", а в ХХ веке присовокупили еще и именование "истинно православных христиан". В нынешние времена последовательное исповедание Православного Христианства является подвигом стояния за Истину, говорит Архиеп. Аверкий, а "там, где нет стояния за Истину, там нет и Православия, нет веры в Бога и Христа".

Критерий Православия
Главным критерием Православия является верность апостольскому Преданию Вселенской Церкве, той вере, которая заповедана св. Апостолами и исповедуется "всегда везде и всеми" по словам богомудрого Викентия Лиринского, автора изумительных наставлений о критерии верности Преданию в Православной Церкви. Отрывки из его книги "Commonitorium" содержащей руководство к пониманию Священного Предания предлагаются вниманию читателей.
Священному Преданию посвящена большая антология отрывков из святоотеческих писаний, составленная афонскими ревнителями благочестия в противовес  обновленческому учению о возможности и легкости отступления от этого Предания в вопросе о Пасхалии и церковном календаре.
Православная вера  - это Вера Святоотеческая об этом напоминает работа о. Георгия Флоровского.

Символ Веры
Древнейшим и авторитетнейшим изложением Православной Веры является Символ Веры - краткое исповедание основ христианского вероучения. Символ произносится новопросвещаемым перед крещением [таково и было первоначальное назначение Символа], что означает сознательное принятие веры христианской, и верующими в начале Священной Евхаристии, что свидетельствует о единстве Веры Церкви, кроме того, каждый  православный христианин должен произносить Символ Веры ежедневно в своих утренних молитвах. Крещальные символы  веры существовали у большинства восходящих к святым апостолам церквей древности - Иерусалимской, Римской, Антиохийской, Александрийской,  Кипрской, Кесарии Палестинской [со временем все они станут доступны на нашей странице] - все эти символы удивительно сходны по своему содержанию и общему построению, так что невозможно усомниться в том, что Символ Веры имеет апостольское происхождение, почему мы  и именуем его "древнейшим" вероизложением.
Свой нынешний, канонически закрепленный, вид Символ приобрел в IV веке. На  I Вселенском соборе на основе (по видимому) Символа Кесарие-Палестинской церкви был составлен Никейский Символ Веры, призванный оградить православных христиан от лжеучения Ария и содержавший  специальные анафемы на ариан. На II Вселенском Соборе в Царьграде впервые был прочитан Никео-Царьградский Символ Веры, составленный, скорее всего, на основе Никейского в Иерусалимской церкви. Этот Символ  и является нашим Символом. К IV Вселенскому Собору он уже прочно закрепился в качестве Символа Веры во всей Вселенской Церкви.
Вселенская Церковь настаивает на неизменности духа и буквы Символа Веры. 7-е правило III Вселенского Собора прямо запрещает составлять какой-либо иной Символ веры или стоящие на одном уровне с ним вероизложения. 
Охранение этого принципа составляет одну из черт расхождения между Православием и римо-католичеством, в связи со сделанным католиками прибавлением к Символу - filioque. Дело не только в том, что это прибавление вносит ложное учение о Святом Духе, но и в самом факте нарушения принципа неизменности Символа Веры, а также во внесении исправлений во Вселенский Символ произволом одной из поместных церквей - совершив это прибавление и настаивая на нем, латиняне, тем самым, открыли дальнейшую возможность внесения в сами основы христианского вероучения любых искажений по частному произволу, сами внеся немало этих искажений и открыв дорогу протестантству, "православному" модернизму и вплоть до современных самых извращенных форм искажения Священного Писания и Предания. О необходимости сохранения в неизменности Символа Веры замечательно говорит великий защитник Православия Св. Марк Эфесский в своем диалоге "Латинянин, или о прибавлении в Символе"
Отстаивая единственность и неизменность Символа Веры и его приоритет перед всеми другими вероизложениями Православная Церковь тем самым защищает единственность и неизменность и самой Истины Христовой, одинаково обращенной во все времена ко всем людям и содержащей одну и ту же весть о Спасении.

Вселенские Соборы
Вселенские соборы созывались Церковью для разрешения важных вопросов церковной жизни, прежде всего - провозглашения главнейших истин Христианской Веры - святых догматов, попиравшихся еретиками. Голос Вселенских Соборов, свидетельствовавших о Вере, содержавшейся в Церкви "всегда, везде и всеми" является голосом Церкви как целого, как Богочеловеческого организма, пребывающего в единстве со Своим Главой - Христом и одушевляемого Духом Святым. Поэтому очень часто соборные постановления начинались со слов: "изволися Духу Святому и нам", означавших, что принятые постановления не есть премудрость человеческая, не являются плодом сиюминутных исторических обстоятельств [хотя соборы созывались по конкретным историческим поводам и в связи с конкретными ересями], но делом Божиим, продолжением Божественного Откровения. Поэтому установленные Вселенскими Соборами правила и, прежде всего - догматические постановления - "оросы" являются непререкаемой Истиной для всех православных христиан.
I Вселенский Собор в Никейском Символе Веры, засвидетельствовал истину о Святой Троице, о единосущии Отца и Сына, опроверг лжеучение Ария о том, что Сын сотворен Отцом и "произошел" позднее Отца, а стало быть не равен ему по Божеству. 
II Вселенский Собор подтвердил учение I Вселенского Собора и подчеркнул равночестность всех Лиц Пресвятой Троицы - Отца, Сына и Духа Святого, что отразилось в Никео-Царьградском Символе Веры.
Учение III Вселенского Собора  о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа и о том, что Дева Мария есть истинная Богородица не нашло специального выражения в каком-то вероучительном документе, но только в утверждении 12 анафематизмов Св. Кирилла Александрийского на Нестория и в постановлении канонов об извержении всех, кто примыкает к несторианам.
IV Вселенский Собор, опровергши монофизитскую ересь составил замечательное "Определение", утверждавшее догмат о нераздельности и неслиянности Божественной и Человеческой природ во единой Ипостаси Господа Иисуса Христа.
V Вселенский Собор также не составлял никаких специальных вероопределений, однако отлучил еще раз несториан и монофизитов и подтвердил анафематизмы Св. Императора Юстиниана на ересь оригенизма.
На VI Вселенском Соборе, состоявшемся после длительного внешнего господства ереси монофелитства было торжественно утверждено "Определение догмата о двух волях и двух действиях во Господе Нашем Иисусе Христе".
На состоявшемся после победы над ересью иконоборцев VII Вселенском Соборе было торжественно утверждено "изложение догмата об иконопочитании".
Постепенно мы постараемся разместить более подробное изложение деяний Вселенских Соборов и их документы.

Поместные соборы
Наряду со Вселенскими огромное значение в Церкви имели и святые Поместные Соборы, созывавшися одной из Поместных Церквей, но выражавшие Веру  всей Церкви. Такими соборами были, например, Карфагенский Собор, осудивший ересь Пелагия; Собор 861 года в  Константинополе, осудивший искажение в православную веру, внесенные латинянами; Собор 1157 года, осудивший ересь Сотириха Пантевгена [см. анафематизмы этого собора в статье П. Черемухина "Собор 1157 года и еп. Николай Мефонский"]; "Паламитские" Соборы XIV века, утвердившие православное учение Св. Григория Паламы и анафематствовавшие ереси Варлаама и Анкидина [см. в книге И.Ф. Мейендорфа "Жизнь и труды Св. Григория Паламы"]; Собор 1583 года, анафематствовавший нововведенные римскими папами Пасхалию и Календарь; Собор Русской Зарубежной Церкви 1983 года, анафематствовавший ересь экуменизма и многие другие. 
Постепенно вероучительные определения этих соборов будут размещены на нашем узле.

Правила Святых Отцов
Выразителями общецерковного учения могут быть не только соборы, но и отдельные святые учителя Церкви - Святые Отцы, прежде всего те из них, кто во епископсоком сане учил и назидал свои Церкви, предлагая им определенное правило Веры. Некоторые из этих правил впоследствии были включены Церковью в "Книгу Правил" - основоположный сборник церковного законодательства. Среди этих святоотеческих правил особое значение имеют:
Правило Св. Афанасия Великого о Священном Писании и каноне его, устанавливающее состав канонических книг Священного Писания, разъясняющее значение и полезность "второканонических" книг и предостерегающее против многочисленных подделок - апокрифов.
Правило Св. Василия Великого о Священном Предании, разъясняющее происхождение, значение и необходимость Священного Предания, берущего начало от апостолов.
Имеются и другие важные в вероучительном отношении правила Святых Отцов, которые мы постепенно также разместим.

Исповедания Веры Святых Отцов
Время от времени Святым Отцам приходилось составлять изложения Веры, в которых они свидетельствовали о своем Православии. Эти вероизложения пользовались большой любовью в Церкви, как голос чистого и неповрежденного отеческого Предания и потому имели особое значение и авторитет. Таковы были Символ Св. Григория Неокесарийского, Символ Св. Афанасия Великого, "Исповедание Веры Св. Григория Паламы", имеющее исключительное значение ввиду того, что Святитель кратко излагает свод православного вероучения, как оно было выражено к XIV веку, спустя несколько столетий после последнего Собора, признанного всей Церковью Вселенским. Святоотеческие Исповедания Веры со временем также будут размещены в более полном объеме.

Символические вероизложения и учительные послания
Со временем в Православной Церкви появилась нужда в пространном изложении Православного Вероучения, прежде всего для разъяснения его в полемике с римо-католиками и протестантами, так появились т.н. "символические книги", "катехизисы" или послания о Православной Вере, по внешней своей форме подобные катехизисам и символическим книгам протестантов и католиков. Первой из таких книг был т.н. "Большой Катехизис Петра Могилы", основательно исправленный знаменитым богословом Мелетием Сиригом и принятый на Константинопольском Соборе 1642 года в качестве "Православного Исповедания".
Следующим символическим изложением было "Послание Восточных Патриархов 1723 года", обращенное к англиканам, и представляющее пересказ изложения Веры, составленного в конце XVII веке Иерусалимским Патриархом Досифеем, в этом послании основные положения Православной Веры выражены удивительно сильно и точно.
В середине XIX века Митрополит Московский Филарет (Дроздов) составил "Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви" [См. также zip-файл], снискавший большую любовь в восточных Церквах и многими считавшийся "символической книгой". В 1919 году Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий) сделал исправление филаретовского Катехизиса, в сторону выправления "западных влияний" на него и "Опыт Христианского Катехизиса" Митр. Антония так же снискал любовь многих православных христиан, хотя и часто подвергается критике за слишком субъективное выражение Православного Учения об Искуплении.
В 1848 году  Восточными Православными Патриархами было составлено "Окружное Послание", направленное против латинян и снискавшее огромную известность выраженным в нем учением о том, что только Вся Церковь является хранительницей Веры и Благочестия: "у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его, как то испытали многие из пап и латинствующих патриархов, со времени разделения нисколько не успевшие в своих против нее покушениях" - говорится в Послании.
В 1895 году, в ответ на послание римского папы Патриарх Константинопольский составил еще одно "Послание", ярко обличающее латинскую ересь.
Для Истинного Православия в ХХ веке имеют огромное значение "Скорбные Послания" Святителя Филарета (Вознесенского), Первоиерарха РПЦЗ, в которых изобличается в свете чистого Православного Вероучения ересь экуменизма.
И этот раздел нашего узла будет так же постепенно пополняться.

Чин Торжества Православия
С IX века, после вторичной победы над иконоборчеством Церковью был установлен "Чин Торжества Православия", совершаемый в Первую Неделю Великого Поста и состоящий из анафем еретикам и их лжеучениям и благословений тем, кто защищал Православную Веру. В древности этот Чин состоял из многочисленных и подробных анафем и многолетий. С XIX века в Российской Церкви употребляется сокращенный чин, к которому в ХХ веке, в связи с новыми ересями были сделаны добавления. Сейчас на нашем узле можно прочесть "Анафематизмы" сокращенного чина с прибавлениями ХХ века, но постепенно мы постараемся разыскать и разместить подробный чин. 

"Точное изложение Православной Веры" Св. Иоанна Дамаскина
Среди пространных систематических изложений христианских догматов, составлявшихся Святыми Отцами, особое место принадлежит "Точному изложению Православной Веры" Преп. Иоанна Дамаскина, составленному в VIII веке. Боговдохновенный Учитель Церкви обобщил лучшие из предшествовавших ему святоотеческих творений в целостную догматическую систему, равной которой не знала и не знает церковная письменность. Сам преп. Иоанн отзывался о своем сочинении с предельным смирением: "Ученики и апостолы, будучи умудрены Всесвятым Духом и творя Его силою и благодатью божественные знамения, уловляя их (т. е. язычников) c
етию чудес, вывели из пропасти неведения вверх, к свету богопознания. Подобным образом и наследники благодати и достоинств этих, как пастыри, так и учители, получив освящающую благодать Духа, и силою чудес и словом благодати просвещали помраченных и обращали на истинный путь заблудших. Мы же, не получившие ни дара чудес, ни дара учения, ибо страстию к удовольствиям сделали себя недостойными, хотим разсказать об этом немногое из переданнаго нам возвестителями благодати, призвав на помощь себе Отца и Сына и Святаго Духа".
Однако
Благодатию Божией "творение самого Иоанна Дамаскина - замечает один богослов, - есть ничто иное, как высшее проявление божественной истины, раскрытой в церковном учении, проявление, по своей силе и благодати, вполн
e достойное преемника великих отцов веры и учеников Апостольских". В этом сочинении с кристалльной ясносью выражено православное кафолическое учение, как оно было выражено к VIII веку и в нем не имеется ни одного уклонения от Правого Вероучения и всякий христианин может с полным доверием свои и чужие мнения поверять учением, выраженным Дамаскиным, и мнение противное дамаскинову считать сомнительным или ошибочным.
К сожалению, дамаскинов труд не охватывает всех догматов Православной Веры (да это, впрочем, и невозможно), касаясь только тех предметов, которые преп. Иоанн счел наиболее важными: Учения о Боге-Троице, о Сотворении Мира и устроении его (здесь даже и естественнонаучные взгляды св. Дамаскина не могут быть обойдены вниманием, поскольку в них выражен верный мировоззренческий взгляд на состав и устройство мира), о природе человека, о Господе Иисусе Христе и совершенном Им спасительном Подвиге, о православных таинствах и обрядах, о различных трудных вопросах, которые встают перед христианами и вопрошающими о Христианской Вере, о последних вещах и событиях.

Святоотеческие изложения Православной Веры
Святыми Отцами основы Православной Веры излагались в основном в связи с их пастырскими заботами по оглашению желающих приступить ко Святому крещению, или в полемике с еретическими лжеучениями. Огласительный характер носят замечательные "Поучения огласительные и тайноводственные" Св. Кирилла Иерусалимского, который наставлял приготовляющихся к крещению в течении Великого Поста.
Богомудрые и глубокие изобличения арианской ереси содержатся в "Пяти Словах о Богословии" Св. Григория Богослова.
Изложения Православной Веры составляли и многие другие Отцы Древней Церкви -
св. Григорием Нисский, блаж. Феодорит Киррский, блаж. Августин Иппонийский, преп. Анастасий Синаит,  и др. Их труды также будут представлены со временем на нашему узле.
Наставления в Православной Вере составляли и Святые Отцы Церкви Российской, из их трудов особенно стоит выделить:
"Зерцало Православного Исповедания" св. Димитрия Ростовского - краткое и ясное катехизическое изложение основных истин Православной Веры.
"Указание пути в Царствие Небесное" св. Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского - просветителя Аляски, прославленного Русской Зарубежной Церковью в 1994 г., в виде простой и очень сердечной беседы наставляющее в Христианской Вере и Христианской Жизни.

Нравственное учение Православной Церкви
Вероучение Православной Церкви не ограничивается догматическими истинами, но простирается и на учение нравственное, на определенные представления о грехе и добродетели, о цели христианской жизни и правильном устроении души. Погрешения против этого учения (не личные грехи по человеческой немощи, а именно презрение и отрицание Церковного Нравственного Учения) являются такой же ересью, какой являются и погрешения догматические, поэтому Православным Христианам знать нравственное учение Церкви не менее важно, чем знать ее догматическое учение. Замечательнейшее изложение нравственного учения Православной Церкви содержится в замечательном труде Святителя Филарета Вознесенского, носящем скромное название "Конспект по нравственному богословию" (при переизданиях его чаще называют "Закон Божий" или же "Христианский Катехизис").

Руководства по Догматическому Богословию
По мере развития православной богословской школы появилась нужда и в систематических богословских руководствах по православной догматике.
Наиболее распространенное и одно из ранних по времени руководств принадлежит Макарию, Митрополиту Московскому, автору двухтомного "Православного Догматического богословия"[По ссылке - некоторые фрагменты], несмотря на многочисленные упреки в схоластике эта книга и по сей день остается очень полным сводом святоотеческого материала по различным богословским темам и в этом качестве незаменима.
Замечательным руководством по догматике является "Опыт Православного Догматического богословия с историческим изложением догматов" преосв. Сильвестра (Малеванского), епископа Каневского, вышедший в во второй половине XIX века, этот незаменимый по богатству и систематическому изложению материала труд мы будем по мере сил размещать на нашем узле.
В ХХ веке был написан на сербском языке выдержанный в духе строгой верности Православию и в духе и в букве труд преп. Иустина Поповича "Догматика Православной Церкви". Это замечательное творение постепенно появляется на русском языке и по мере появления его отрывков мы будем их так же размещать.

Сия Вера Отеческая! Сия Вера Православная! Сия Вера Вселенную утверди!


Братское предупреждение
В наши скорбные и лукавые времена распространяются всевозможные издания, претендующие на то, чтобы выражать Православное Вероучение, но далекие от Правой Святоотеческой Веры и развращенные духом обновленчества, многоречивого растворения Православия в духе и суевериях "века сего". Все подобные издания отследить невозможно, но своим братским долгом считаем необходимым предупредить православных христиан хотя бы о некоторых наиболее распространенных "изложениях Православия" без Православия.
Это "Жив Бог. Православный Катехизис" и "Православный Катехизис" епископа Александра (Семенова Тянь-Шанского) - многословные и велеречивые, но систематически искажающие Православие, составленные в обновленческих кругах русской эмиграции. Это составленный там же пятитомный "Закон Божий", выпущенный неправославным издательством YMCA-PRESS.
Это книга яркого ученого Владимира Лосского "Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви", которую сейчас многие ставят едва ли не наравне с "Точным Изложением" преп. Иоанна Дамаскина и рекомендуют каждому, кто хочет постичь православное богословие. Между тем, эта увлекательно написанная книга содержит стройную систему, но не содержит Православной Веры, подменяя ее, во многих случаях, совершенно произвольными авторскими измышлениями.
Это книга греческого богослова-обновленца Х. Яннараса, выпущенная по-русски под совершенно не соответствующим действительности названием "Вера Церкви" и полная чудовищных еретических извращений действительной Церковной Веры.
Это книга русского богослова-экумениста игумена Илариона Алфеева "Таинство Веры", также имеющая и неправославную манеру изложения и многие искажения Православной Истины.