О Священном Предании

Богооткровенное спасительное учение нашей Православной Церкви заключается в Священном Писании и Священном Предании церковном. О происхождении того и другого в предисловии на св. Евангелие от Матфея Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, так пишет: е божественные мужи, которые жили прежде закона, учились не на основании писаний и книг, но, имея чистый разум, просвещались озарением Всесвятаго Духа и, таким образом, узнавали веления Божии, ибо Сам Бог беседовал с ними устами к устам. Таковы были: Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов и Моисей. Когда же люди сделались порочными и недостойными того, чтобы Дух Святый просвещал и научал их, то человеколюбивый Бог дал писания, чтобы, хотя благодаря им, они помнили веления Божии. Так и Христос Сам лично беседовал с апостолами и послал им в качестве учителя благодать Святаго Духа. Но так как послe того должны были произрасти ереси и испортиться наши нравы, то Господу было благоугодно, чтобы были написаны Евангелия с тою целью, чтобы мы, научаясь на основании их истин, не увлекались ложью ересей и чтобы наши нравы не испортились окончательно". Все богооткровенное учение, — как ветхозаветное, так и новозаветное, открытое нам чрез Пророков. Самим Господом Иисусом Христом и чрез Его св. Апостолов, трудившихся в проповеди Слова Божия многия лета, — конеч­но не могло вполне быть заключено в одних книгах Священнаго Писания, особенно новозаветное (Иоан. гл. XXI, ст. 25); по­сему многое из учения их, не записанное в книгах свящ. Библии, передавалось верующим устно и хранилось так вместе со Священным Писанием. Примеры такого сохранившагося устнаго ветхозаветнаго предания упоминаются в новозаветных кни­гах: пророчество Ноя, седьмого от Адама (Иуды ст. 14 и 15); спор архангела Михаила о теле Моисеевом; таково же преданиe ветхозавътное о мъсяце марте еврейском Нисане, как начальном от сотворения мира (Филон и Иосиф Флавий). В новом завете гораздо более передавалось устно Богооткровенное учение, чем чрез писание: Сам Господь Иисус Христос и боль­шинство из Его св. Апостолов ни оставили по себе писаний, про­поведуя все время устно; пример таковаго, сохранившагося по преданию устно, но не записаннаго в св. Евангелиях, — изрече­ние Господне о милостыне, приводимое св. ап. Павлом в его про­щальной беседе к пастырям Ефесскимъ: «блаженнее паче даяти, нежели приимати» (Деян. гл. XX, ст. 35). Много таких же примеров сохранившагося от Апостолов новозаветнаго устнаго предания указано в 97 правиле (в 27 глав о Св. Духе), св. Василия Великаго, как то: о крестном знамении, об обращении в молитве на восток, об обрядах при св. крещении и Евхаристии и пр.

То и другое — писанное слово Божие и устное предание — иногда называется в книгах священнаго Писания новозаветнаго одним общим именем Предания, как это видно из посланий св. Ап. Павла:

1.    К Солуняном: "Братие, стойте и держите предание, им же научистеся или словом или посланием нашим", (2, гл. 11. ст. 15);

2.    К Тимофею: «О, Тимофее, предание сохрани, уклоняясь скверных суесловий или прекословий лжеименнаго ра­зума, и яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и других научити» (1, VI. 21, 22; 2, 1. 2);

3.    К Коринфянамъ: «хвалю вы. братия, яко вся моя помните и якоже предах вам, предания держите» (1 Кор. XI. 2).

В этом наимеиовании всего богооткровеннаго учения, — не только устнаго, но и письменнаго, — общим именем «предания» заключается глубокий назидательный смысл: если Сам Господь, Ипостасное Слово Божие, и Премуд­рость Божия, представляет пред апостолами Свое Евангельское. учение в смысл «передачи» слова Божия от Бога Отца (Иоан. гл. XV. ст. 15), а пред иудеями — в смысл «заповеди» от Отца (Иоан. XV. 49-50); если Дух истины, глаголавый в пророках и апостолах, по обетованию Господа, «не о себе глаголати имать, но елико аще услышит, глаголати имать» (Иoaн. XVI. 15-16); если избранный сосуд проповеди Христовой (Деян. IX. 15), званный на апостольство ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем (Гал. I. 1), бывший восхищенным до третьяго Hебece и сподобившийся там неизреченных откровений (2 Кор. ХII. 14), имевший ум Христов (1 Кор, 11,16), — св. Ап. Павел, и тот смиренномудренно предлагал свою проповедь язычникам на суд первейших из Апостолов (Гал. II, 2) и в своих подробных наставлениях о девстве и женитьбе различает свой совет от повелений Господних (1 Кор. VII, 12-25); — все это указанное внушает последующим служителям слова Божия (Деян. VI, 4), как посредникам только в передаче его, глубокое к нему благоговение, без всякаго малейшаго не только искажения смысла его, но и прибавки или убавки из собственнаго мудрования, под угрозою вечнаго наказания (Апокал. XXII, 18-21), но только лишь под руководством свя­щеннаго церковнаго отеческаго предания: «Правильное и безоши­бочное разумение Писания, по слову священномуч. Иринея Лионскаго, возможно только при руководстве Святой Вселенской Цер­кви, и в ней только одной можно найти истину. Такое же божест­венное происхождение, как и Писание, имеет и Священное Пре­дание. Единственною хранительницею подлиннаго апостольскаго Предания может быть только Вселенская Церковь в лице ея представителей» (Книга Ш, против ересей), «Мы можем, гово­рить он далее, наименовать тех, коих Апостолы поставили епи­скопами, и преемников их — до нас, которые ничему такому не учили, и ничего такого не знали, что вымышляют еретики... Хотя Церковь разсеяна по всему Mipy, но в силу присутствия в ней одного и того же Духа Божия, она сохраняет одно учение. Она одинаково верует и имеет одно и тоже Предание Церкви» (там же). Итак, из общаго наименования «преданием» всего богооткровеннаго учения — устнаго и письменнаго н из приведенных слов св. Отцев Церкви усматривается тесная взаимная связь и значение одного для другого обоих источников божественнаго откровения — священнаго Писания и священнаго Предания: как священное Писание обязано священному Преданию в постепенном установлении и утверждении канонических книг, как видно из истории канона священных книг, и в правильном понимании его; так, в свою очередь, и Предание церков­ное, Kpoмe общецерковнаго признания для проверки своей — то есть отличия истиннаго апостольскаго Предания от ложнаго, человеческаго — нуждается в священном Писании, как точном выражении воли Божией; только то истинно церковное Предание, которое согласно и не противоречит прямому и ясному слову Божию (Марк. гл. VIl, ст. 9-13).

Однако и устное Апостольское учение — в собственном смысле предание, в отличие от писания, сначала устно только сохранявшееся в первенствующей Церкви Христовой, ближай­шими преемниками апостольскими вскоре вошло в святоотеческия писания, легло в основание правил церковных, вселенских и поместных, и частноотеческих, в разное время было заклю­чаемо в книги богослужебный, вошло в практику богослужеб­ную, принятую всею Вселенскою Церковью и в таковыя же общецерковныя жития святых, что доселе составляет то Учениe веры и благочестия, которое истинно верующие и чтущие Бо­га сыны Церкви, словом и примером передают один друго­му и предки потомкам («Опыт Православнаго Христианскаго Катихизиса» Мит. Антония стр. 8). Одна часть священнаго Предания, вошедшая в правила церковный, составляющая главнейшия истины веры, благочестия и церковнаго управления, заключенная в «Книгу Правил», называется с древних соборных времен особым термином — «Письменным Преданием»; а другая часть, — не вошедшая в «Книгу Правил», хотя впоследствии большею частью и заключенная в другия общецерковныя книги, но прежде продолжавшая храниться наравне с правилами цер­ковными только в церковной практике, как и теперь отчасти в некоторых обычаях церковных, — называется «Неписанным Преданиемъ». Однако, та и другая часть священнаго Предания, — писанное (каноны) и неписанное (церковная практика, церковные, обычаи), наравне со священным Писанием, имеет для нас Православных одинаково общеобязательное значение В делах веры и благочестия; ибо источник того и другого — Дух Святый, живущий в Церкви Православной и печать (авторитет) общецерковнаго признания лежит на том и другом, по вышеуказанному изречению св. Иринея Лионскаго: «Церковь, хотя и разсеяна по всему Mipy, но в силу присутствия одного и тогоже Духа Божия, она сохраняет одно учение. Она одинако­во верует и имеет одно и тоже предание Церкви». Вера в свя­тость, истинность и общеобязательность священнаго Предания, во всей его целости, наравне с священным Писанием, — от­личительный вероисповедный признак нашей Православной Церк­ви, сравнительно с другими инославными исповеданиями. Благо­даря чему, она и доселе сохраняет неизменным в духе и основных законоположениях то устроение, которое предначертал ей Сам Господь Иисус Христос, невидимый Глава ея, в Своем Евангелии, совершили своим учением и деянием св. Апостолы н утвердили на все последующия времена св. Отцы Церкви, на своих помъстных, а главным образом, Вселенских соборах, как на семи столпах дом Премудрости Божия (Притч, гл. 9), "запечатанный, по выражению помъстнаго Константинопольскаго собора 1848 г., семью печатями Духа" (Апок. V, 1). «Посему, если кто желает вечнаго спасения, — говорить св. Иоанн Златоуст, — кто хочет быть истинным сыном Православной Церкви, кто ищет в сей последней, как бы в новом ковчег, спасения от потопа, кто боится страшнаго анафемскаго грома, поражающаго душу и тело, пусть тот обременить себя, как бы сладчайшим Христовым игом, догматами церковными, пусть укро­тит непокорство своего разума церковными законами и во всем повинуется своей Матери Церкви» (Беседа на 1 послание к Коринфянам).

Политически недавние перевороты отразились и в жизни церковной: всюду обнаружилось стремление к реформе, начинается колебание основных устоев церковной жизни. поста­вляются на новый пересмотр раз и навсегда решенныя голосом Вселенской Церкви основания догматические и канонические определения (в «Программе занятий на предполагаемом вселенском соборе», газета «Македония» 11 января 1926).

Неумеренное стремление к «новшеству» обнаруживается и в том, что частныя поместныя Церкви решают вопросы н спешат приводить в дело решения, требующия по своей важности предварительнаго общецерковнаго обсуждения («всеправославный конгресс в Константинополе», живоцерковнические «соборы» в Poccии и насильственное введение «нового стиля» в Элладе, Румынии и Финляндии). Таковое лихорадочное стремление к реформе, по начинанию большею частью высших церковных властей («окружныя послания патриаршия и суннодальныя») есте­ственно показалось пасомым «новшеством» и возбудили в них опасение за Православие Церкви «петиции греков к народным депутатам и румын к королю» (см. «Скорбное послание митр. Антония» 1925 г.). Если когда, то теперь особенно, - во время реформ церковных, необходимо нам, чадам Православ­ной Христовой Церкви, уяснить себе и держаться основных и отличительных законов нашей Матери Церкви — это руковод­ство в вере и жизни священным Преданием, наравне с свя­щенным Писанием. После священнаго Писаны ветхаго и нового заветов, первой важности для нас должны быть догматы и каноны Вселенских и поместных соборов и некоторых частных Отцев Церкви, принятых на Вселенских соборах; ибо все они, по слову св. Отцев VII Вселенскаго собора, от Единаго и Тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили. Современ­ный реформаторский дух Божиим Промыслом, пока отклонившим предполагаемый 8-й вселенский собор, не успел коснуться церковных догматов; однако неуместно и небезопасно и выдвигать «догматические вопросы на новый пересмотр и установлять особое исповедание Православной веры» («Программа» пункты 3 и 5); ибо, по слову св. Никифора Исповедника, Патриарха Константинопольскаго: «Ведь всякий догматический вопрос, возникающий в Церкви Божией, после соборнаго обсуждения и провозглашения  прекращается и уже не допускает никакого сомнения» (Творения ч. 1, «Защитительное, слово» гл. 8 стр. 124) и далее продолжает он: «Построен дом мудрости, как бы из золота и дорогих камней, из священных и божественных догматов, выработанных н провозглашенных славными и богоносными отцами нашими, которые, как мужи дивные и боголюбивые, водимые Духом Божиим, блистали собравшись на священных и богоизбранных соборах… Чего-же станешь искать ты, человек, — хотя бы ты был весьма проницателен умом, — такого, чтобы ты не усматривал уже как открытое и объ­явленное Духом? Не высоты ли богословия и возвышенности догматов? Богатства ли божественнаго домостроительства? Не-изследованности судеб Божиих? Наставлений касательно добрых дел и запрещения того, чего следует избегать: чтобы не перечислять частностей и не медлить словом, — разве изречения мудрых мужей, изобилующия премудростью и богодухновенностью, не превосходят умозрение и действие? Какая нужда после всего вдаваться в пустословие и неуместныя изыскания» (Слово в защиту непорочной и истинной нашей веры, ч. I, стр, 144). И сама Церковь, чрез св. Отцев VI Вселенскаго собора, заповедует: «Кратко рещи, постановляем, да вера всех в Церкви Божией просиявших мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твердою и да пребывает до скончания века непоколебимою вкупe с богопреданными их писаниями и догматами». В сем же духе строгаго соблюдения догматическаго предания сей собор, правилом 1, и ранее его собор Ш, правилом 7, подтвердили определение второго Вселен­скаго собора: «да не отменяется символ веры 318 отцев, бывших на соборе в Никее, что в Вифинии, но да пребывает он непреложен (1 пр.).

Как догматы веры, так и каноны или правила церковные, установленные и утвержденные на Вселенских соборах, для нас православных, как мы сказали, обязательны и неизмънны; между тем современный реформаторский дух коснулся не только обычаев церковных, церковной практики и так называемаго «неписаннаго Предания», но и самих канонов «писаннаго Предания», противоканоническим введением новаго стиля, летосчисления и новой пасхалии. В обличение и предостережение от сего противоканоническаго «новшества» мы представляем далее множество свидетельств разных церковных авторитетов, начиная от древних Вселенских и поместных соборных определений и частно-отеческих правил до современных суждений ревнителей веры и благочестия пастырей церковных и выдающихся лиц в церковной науке по вопросам:

1- о предании вообще: а) писанном (канонах) и б) неписанном (церковной практике) и

2- в частности: о пасхалии и календаре церковном.

Из них православный читатель непосредственно убедится, насколько наша Православная Церковь строго хранить принцип (правило) Предания и осуждает под угрозою отлучения всякое новшество в делах веры и, благочестия, не согласное со священным Преданием, и усилившись, будет хранить себя от со­временных церковных новаторов.

 

1.   О ПРЕДАНИИ ВООБЩЕ

 

Существуя со времен апостольских вместе с Писанием, оно вместе с ним служило и руководством в делах веры и благочестия и потому считалось общеобязательным, по свидетельству, как Писания, так и самого Предания, как видно из последующих цитат.

1. «Отче Святый, соблюди их во имя Твое: их же дал еси Мне, да будут едино якоже и Мы» (Иоан. XVII, 11).
Аще кто братии не послушает «повеждь Церкви, аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Матф XVIII, 17).
«Как предали нам то бывшие с самаго начала очевидцами и служителями Слова, то разсудилось и мне, по тщательном изследовании всего с начала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения в котором был наставлен» (Лука  I. 2-4).

2. "И так, бpaтие стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим" (2 Солун. II, 15).
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я предал вам» (1 Коринф. XI, 2).
«О, Тимофей, храни преданное тебе, отвращаясь негоднаго пустословия и прекословия лжеименнаго разума, которому предавшись некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.» (1 Тим. VI, 21).
«Имей всегда пред собою образ здраваго учения, что ты от меня слышал, с верою и любовию о Христе Иисусе» (2 Тим. 1, 13).
«И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, какие способны и других научить» (2 Тим. 11, 2).

См. еще о сем: I Иоан. II, 24; 2 Солун. Ш, 6; Галат. I, 8-9, 11-12; 1 Солун. 11, 13; Иоан. 12, 48; Тит. 1, 9; 1 Кор. XV, 1; Матф. ХХVШ, 19-20; 2 Иоан. I, 12; Деян. ХШ, 5 и XX, 31.

3. Верую: во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь (9 член Символа веры).

4. Шестой Вселенский собор, деяние 8.
Трижды анафема всякое новшество и делание против церковнаго предания и учения и правил святых и блаженной памяти отцев.

5. Седьмой Вселенски собор, деяния:
«Все, что против церковнаго Предания, учения и начертания святых и приснопамятных отцев установлено — установляем, и впредь имуще установиться — анафема».
Послание сего собора к Александрийцам. Из греческой Кормчей Пидалион. стр, 388-389.

Тоже повторил буквально и собор Единения в Константинополе 879 г. 
Догматическое Богословие м. Макария, стр. 508
.

6. Седьмой Вселенский собор.
Анафема произнесена на этом соборе не только в частности на иконоборцев, но и вообще на всех отвергающих древния Предания Церкви. 
Настольная книга С. В. Булгакова, изд. 1900 г..

7. Гангрский поместный собор, 340 г.
Определяет в 21 своем правнле: «поставляя преграды в Церкви тем, которые вводят новости», — заключает: «желаем, да бывают в Церкви вся, принятая от божественных писаний и апостольских преданий».

8. Толкование сего правила епископом Никодимом Далматинско-Истрийским.
Отцы сего собора постановили, что необходимо охранять Святую Церковь от новшеств и заботиться о том, чтобы все предписанное священным Писанием и Апостольским Преданием, оставалось в ней святым, ненарушимым, потому что в противном случае откроется путь религиозным обществам, которыя не могут называться церковию.

9. Толкование сего правила в Русской Кормчей, ч. I, стр. 61.
«Аще кто обрящется, что либо таково творя, якобы возносясь и уничижая просто живущии, но церковные преступая законы и новое нечто вводя, от своея дерзости, да будет таковый проклят». Ибо св. Церковь Божия «Вся, иже от божественных писаний и от апостольских преданий держимое в ней, хранит и лобызает».

10. Архиерейская присяга, в сокращении.
Обещаюсь блюсти каноны св. Апостолов и седьми Вселенских и благочестивых поместных соборов, иже на сохранениe правых велъений суть узаконены и елико по разным временам и летам от истинно поборствующих по св. Кафолической Восточной Православной вере каноны и св. уставы суть изображены, и та вся хранити крепце и ненарушимо до кончины моея жизни, с сим обещанием свидетельствую; и вся, яже они прияша; и аз приемлю, а иже они отвратишася, и аз отвращаюся ... Аще же обещанное зде мною что преступлю или Божественных правилом явлюся противен... Тогда a6ie да лишен буду всего сана своего и власти, без всякаго извета и слова, и чужд да явлюся дара небеснаго, при посвящении возложением рук даннаго Mнe Духом Святым.
Правила Православной Церкви, епископа Никодима 
и  Опыт церковнаго законоведения, епископа Иоанна.

11. Окружное послание четырех Восточных Патриархов 1848 г., в сокращении.
Bеpa наша получила начало не от человек и не чрез человека, но чрез oткровение Иисуса Христа, которое проповедывали Божественные Апостолы, утвердили св. Вселенские соборы, предали по преемству великие мудрые учители вселенной и запечатлели своею кровию мученики. Будем же держаться исповедания, которое мы приняли чистым от толиких мужей, отвергая всякую новизну, как внушение диавола… На что если бы кто либо дерзнул или делом или советом, или помышлением, таковый отрекся уже веры Христовой, уже добровольно подвергся вечной анафеме за хулу на Духа Святого, якобы не совершенно глаголавшаго в священном Писании и во Вселенских соборах. Итак: все новшествующие, еретики ли то, раскольники, добровольно облекошася в клятву, яко в ризу (пс. 108, 18) хотя бы то были папы, хотя бы патриархи, хотя бы клирики, хотя бы миряне, аще бы и ангел с небесе — анафема ему… Сию страшную анафему не мы изрекаем ныне, но изрек прежде всех Спаситель наш (Матф. XII, 32), изрек Божественный Павел, в послании к Галатам (I, 6). Тоже изрекли и седмь Вселенских соборов и целый лик Богоносных Отцев.
Подписали патриархи с членами их Синодов: Анфим Константинопольский, Иерофей Александрийский, Мефодий Антиохийский и Кирилл Иерусалимский.

12. Св. Василий Великий.
Все, что издревле предано от святых отцев достойно почитания; все же ново полагаемое не уместно и не может иметь знaчeния.
Жития святых в русском переводе, т. III, стр. 775

13. Св. Кирилл Александрийский + 444 г.
Если кто в той утвержденной на Вселенских соборах правде пребудет, спасен будет, а кто отступит или в чем погрешит, дерзко то отрицая, погибнет во веки.
Творение св. Кирилла стр. 40.

14. Св. Иоанн Златоуст.
Кто не покоряется Восточной Православной Церкви, не слушает ея направляемых Святым Духом. направлений, и пренебрегши твердынь камнем, предается суемудрию, тот основывает свое здание на песке. Таковаго человека Христос называете диаволом, сеющим плевелы между семенами добрыми. Такой человек отсекается от Церкви, как согнивший и смердящий член тела, как язычник и мытарь (Матф. XVIII, 17). 
Беседы на 1 посл. Коринф. (II, 1).

15. Св. Епифаний Кипрский, + 403 г.
Нужно держаться и Предания, ибо невозможно обрасти все в одних Писаниях: святейшие Апостолы одно оставили в Писании, другое — в Предании. 
Из творений сего Святителя
.

16. Преподобный Исидор Пелусиот, + 458 г.
Крайне, дивлюсь, — почему иные из древних право самоуправства обращали в отечественную попечительность, ныне же некоторые из нововводителей и пастырское сердоболие превра­тили в самоуправное самозаконие, думая, что не начальство, от­чету подлежащее, вверено им, но дана в удел самодержавная власть.
Творения пр. Исидора, т. Ш, стр. 305.

17. Преподобный Викентий, игумен Лиринский, в Галлии, в пятом веке.
Никому не позволительно принимать что-нибудь такое, чего Церковь Вселенская не благовествует. Узаконения касательно веры постановлены на все времена. Следовательно, возвещать христианам Православным что-нибудь такое, чего они прежде не приняли, никогда не позволялось, и никогда не будет позволяться. Если же так, то кто будет так дерзок, чтобы осмелиться возвестить что-нибудь такое, чего прежде не было возвещено в Церкви, или так легкомыслен, что примет что-нибудь кроме того, что принял от Церкви.
Вера и жизнь христианская. Проф. Н. Сагарда, выпуск П, изд. 1915 г.

Он же:
Подлинно и истинно православен тот, кто к Церкви, кто к Телу Христову, кто к истине Божией привержен всей душею, кто ничего не ставит выше божественной религии, выше вселенской веры, считая долгом своим содержать только то и верить только тому, о чем известно, что это с древности согласно со­держала вся Церковь, а о чем узнает, что оно после, помимо всех святых, или вопреки всем святым, как новое и неслыханное, то признает относящимся не к религии, но больше к искушению. 
(Там же, стр. 156).

Он же:
Как сынам Церкви отличать истину от лжи? Они особенно должны заботиться о том, чтобы толковать божественный канон по преданиям и правилам всеобщей Церкви, в самой же Церкви они необходимо должны следовать всеобщности, древ­ности, согласию. И если восстанет когда-нибудь часть против всеобщности, новизна против старины, Hecoгласие одного или меньшинства против всех или большинства, то повреждение части должны предпочитать целость всеобщности, а в самой всеобщности — непостоянству новизны предпочитать веру старины, а в самой же старине — безразсудству одного или меньшинства предпочитать во первых общия, если есть, решения всеобщаго собора, а если их нет, то во вторых — следовать самому спод­ручному — согласным между собою мыслям большинства великих Церковных учителей.
(Православный Богословский словарь изд. Сойкина, стр. 1893).

18. Марк, Митрополит Ефесский, + 1453 г.
Всякий, кто говорит против того, что заповедано, хотя бы достоин был веры, хотя бы постился, хотя бы был девственником, хотя бы чудеса творил, хотя бы пророчествовал, — пусть будет для тебя, как волк, в овечьей коже, который причиняет вред овцам. 
(Из творений сего Святителя).

19. Святитель Феофан Затворник, + 1894 г.
Мы веруем во едину Церковь. Развe сто истин? Одна истина. Разве сто путей? Один путь. Разве сто богов? Един Бог, едина вера, едино крещение. Потому и истинная Церковь должна быть едина. Православная истинная Церковь — Церковь наша. Бог дает нам осязательное свидетельство, видимые все дары чудотворений, прозорливости, нетления мощей, чрезвычайных явлений; все это во дни наши видим мы... Чего еще хотеть? Лжецам не станет потворствовать Господь... Господь с нами и Дух Его в Церкви нашей обитает... А как спастись? В Церкви Христовой. Пусть живет христианин, как велит Церковь, и спасется. Веруй во все, во что веровать повелевает Св. Церковь и, приемля благодатные силы чрез таинства и возгревая их чрез участие во всех других священнодействиях и чрез исполнение всех других постановлений Св. Церкви.
Письма о христианской жизни.

Он-же:
Поберегитесь, Бога ради, сих растленных, учений. Испытательным камнем да будет вам святое учение, издревле проповедуемое в Церкви. Все несогласное с сим учением отвергайте, как зло, каким бы титлом благовидным оно не прикрывалось.
Из прощальнаго слова к Владимирской пастве.

Он-же:
Бегайте новин в деле веры и благочестия, от лживых пророков, которые приходят в овчих одеждах, внутри же суть волцы хищницы; проразумевайте ложь, кроющуюся в привлекательных словах льстецов, ищущих растлить вас под видом доброжелательства... Следует удаляться от явных и тайных нарушителей уставов Св. Церкви Божией, не считающих нужным соблюдать посты... Вообще всех увлекающихся и увлекающих неукротимым своеволием в образ мыслей и правил жизни. Видите теперь, кто наш и кто не наш, на чьей стороне истина и что делать?
Слова и речи, стр. 16.

Он-же:
Ныне многие увлекаются новизною, но не все новое хорошо. Старое, однакоже, как испытанное, всегда лучше новаго, еще не испытаннаго. В делах веры, благочестия, чем что старее, тем лучше, или даже старое-то и есть самое верное.
Слова и речи стр. 41.

20. Протоиерей о. Иоанн Кронштадтский, + 1908 г.
При виде древних священных письмен, установлений и обрядов, представь себе, сколько веков протекли оне, сколько людей в разных веках преемственно живших, пережили, сколько почтения имели они во всех веках. Бойся смотреть на них глазами людей нынешняго времени, которые в неразумном прогрессе своем дерзко отвергают многое из древней святыни Писания и Предания.
Богопознание и самопознание, стр. 75.

21. Преподобный Серафим Саровский, + 1833 г.
Что приняла и облобызала Святая Церковь все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских соборах, — исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит.
Хранит Господь, яко зеницу ока Своего, людей Своих, то есть Православных христиан, любящих Бога и всем сердцем и всею мыслию и словом и делом день и нощь служащих Ему. А таковые есть хранящее всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедающие благочестие, Ею преданное.
Из книги С. Нилуса: «Близь грядущий антихрист»

22. Лучше остаться без церквихрама, без епископа и умереть без Причастия, нежели отойти от истины Православной и иметь молитвенное общение с живоцерковниками и обновленцами.
Из письма православнаго протоиерея в СПБ. к своим духовным чадам.

23. Взгляд древней Православной Церкви на Предание, из творений епископа Иоанна Смоленскаго.
Преданием должно объяснять места свящ. Писания, имеющия, отношение к церковному праву; в нем должно находить объяснение церковных прав, законов и учреждений, их оснований, смысла и силы, по нему поверить разности в обычаях и установлениях, примечаемыя в церквах частных и поместных; в нем искать решения важнейших вопросов канонических, возникающих на практике церковной. Только то, что есть в священном Предании, или объясняется им, или согласно с ним, должно быть признаваемо в собственном смысле каноническим, церковным; все, не имеющее основания в Предании, или не согласное с ним, хотя бы принято было тем или другим обществом христианским, не должно быть признаваемо каноническим, или принадлежащим Церкви Вселенской, а по­тому и не истинным. Наконец, все, что изменяет Предание в основных нравах и установлениях церковных или подрывает силу его произволом мнений, или устаноалений человеческих, все явно противное Преданию, должно быть отвергаемо, как лож­ное, противу-церковное.
Опыт церковнаго законоведения, изд. 1851 г., архимандрита Иоанна, стр. 22.

Важность священнаго Предания мы узнаем из определений св. соборов, вселенских и поместных, которые составляли свои правила, по собственному их выражение, «аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению св. отец наших и преданию Кафолической Церкви, ведяще, яко сия есть Духа Святаго в ней живущаго». Поэтому весьма многия свои правила соборы выражают следующим образом: «да хранятся древние обычаи»; «древния предания»; «да соблюдается древний закон и правило»; «от Богоносных отец наших канонически предано нам»; «последуя каноническим определениям отцев»; «постановлено правилами отец наших» и т. п.
См. I Вселен, соб. 6, 7, 13 и 18; П Вселен, соб. 2 и 7; Ш Вселен. соб. 7 и 8; VI Вселен, соб. 1, 2, 13, 29, 84, 87, 90 и многие другие правила.

Вообще соборы определяли: «да не вводятся во­преки писаниям и церковным преданииям, новости»; «да не преступаются предания и правила Отцев»; а преступающий церковныя предания, или преданное нововведением повреждающий, — «да будет извержен и отлучен от Церкви».
См. VI Всел. соб. 19 и 32 пр.; VII Всел. соб. 7 пр.; Гангрскаго соб. пр.21.

Шестаго Вселенскаго собора пр. 32 вещает: «Аще кто, епископ, или пресвитер, творит не по преданном от Апостолов чину, да будет извержен, яко не совершенно таинство возвещающий н преданное нововведением повреждающий».
Тоже, стр. 48-49.

Он-же:
Священное Предание имеет ту особенную важность, что в своем непрерывном преемстве, сохраняя неизменныя основания веры и всего церковнаго управления, оно способствует со­хранению единства Православной Кафолической Церкви. Его непрерывность и неизменность делает то, что Православная Церковь во все времена и во всех мъстах сохраняет то же чи­стое исповедание веры, те же правильныя священнодействия, те же основные законы своего благоустройства, то же священноначалие, какия получила в самом начале своего устройства на земле. Это единство, образующее всегда единый дух Православно-Кафолической Церкви, составляет важнейшую опору ея це­лости и внутренней чистоты, и главный характер или признак.

24. Епископ Никодим Далматинский + 1915 г.
Седьмой Вселенский собор в своем седьмом каноне предписывает, чтобы все, что было пренебрежено в Церкви, было бы возстановлено и приведено в силу по писанному и неписанному праву, иначе да будет извержен всякий, кто преступить церковное Предание. 
См. Афин. синтагма II, 374

На этот канон обращает внимание Константинопольский собор 1638 г. при патриархе Кирилле Берийском и относительно Предания замечает, что подлежит анафемe всякий, кто дерзнет повреждать церковныя Предания и вводить вопреки им ка­кую либо новизну в Церкви.
Церковное Право, стр. 45.

25. Преподобный Иосиф Волоколамский, + 1515 г.
В силу правил, упоминаемых в §23 настоящаго сборника, а также в силу подобных установлений, за основное начало каноническаго мировоззрения своего считал мысль, что иepapхическия преимущества действительны только при условии верности, и самое драгоценное для него чувство — принцип церковной дисциплины сохраняется дотоле, пока иepapxия соответствует своему высокому назначению. Относительно же священников и епископов, нарушивших эту верность, он повторяет слова св. Афанасия Великаго: «уне есть без них собиратися в храм молитвенный, неже с ними воврещися, яко со Анною и Каиафою, в геенну огненную». Несмотря на свой игуменский сан, Волоцкий настоятель не постыдился выступить обличителем Всероссийскаго митрополита, когда тот оказался еретиком.
Из книги: «Перелом в древнерусском богословии», иepoмонаха Тарасия.

26. Окружное патриаршее и синодальное послание Константинопольскаго патриаршаго престола, август 1895 г.
Спасительная во Христа вера прежде всего, должна быть вполне правою и согласною с Священным Писанием и Апостольским Преданием, на которых зиждется учение божественных отцев и седьми богособранных Вселенских Соборов.
Церковныя Ведомости, №44-1895 г.

27. Архиепископ Никон б. Вологодский, + 1917г.
Церковь с материнской любовью дает сама руководящее начало в жизни, спасительную нить, за которую держась вы не заблудитесь в безконечном лабиринте человеческих смышлений и всегда верно будете распознавать истинный путь жизни и православнаго Мировоззрения. Это начало, эта нить есть общецерковное предание, всегда верное учение слова Божия — Священнаго Писания ... Истинные носители духа церковности, с детства воспитанные на церковно-славянской литературе, являются и лучшими истолкователями самаго духа церковности, живыми продолжателями церковнаго предания, учителями Церкви... В сокровищнице церковнаго предания имеется достаточно и научных трудов всех веков и времен; это — писания отцев и учителей Церкви, начиная от мужей апостольских до нашего времени. Так собирается в Церкви неоскудеваемое сокровище предания, которое не есть мертвый запас, а живой голос присно живущей Церкви Христовой ... Любить предания, создавшиеся на почве церковности, значить любить мать — Церковь, их благословляющую, значить быть в живом общении с благочестивыми нашими предками, значить жить их жизнью, про­должать их жизнь, а следовательно и созидать жизнь своего народа.

Берегите сокровища церковных преданий!

А) О ПРЕДАНИИ ПИСАННОМ - ПРАВИЛАХ КАНОНИЧЕСКИХ

Как догматы веры, так и каноны или правила церковныя, установленныя или утвержденныя на Вселенских соборах, в жизни Православных христиан имеют обязательное и неизменное значение, сим показывается неуместность «пересмотра всего церковнаго законоположения», выдвигаемаго в «Программе» (пункт 1-й), если будет сопровождаться отменою и нарушением какого либо из его правил.

28. VI Вселенский собор, второе правило
... Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти, или отменяти, или кроме предложенных правил, приимати другия, с подложными надписаниями составленныя некими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною. Аще же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменити, или превратити, таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся.

29. Толкование сего правила епископом Никодимом.
Из всех правил Православной Церкви это правило по своему значению важнейшее, а для науки каноническаго права самое важное из всех других, изданных до 692 г. И это потому, что правилом этим утверждено каноническое вселенское значение за сотнями правил, имеющих по своему происхож­дению значение и обязательную силу лишь для отдельных областных церквей, теперь же все эти сотни правил получают вселенское значение и общеобязательную силу для всей Церкви.
Правила Православной Церкви, т. 1, стр. 431.

30. VII Вселенский собор, первое правило.
... Божественныя правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести святых вселенских соборов, и поместно собирав­шихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они, от Единаго и Того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде. подвергаем.

31. Толкование сего правила епнскопом Никодимом.
В единстве веры между поместными церквами, в единстве веры между ними, во взаимном общении их по образу установленными законами и церковною практикою, в согласном действовании их в канонически определенном направлении, — вот в чем состоит единство Вселенской Церкви, которая всегда обращала строгое внимание на то, чтобы они, церковныя правила, во всей целости сохранялись поместными цер­квами, как установление Вселенских соборов, изобличая и ис­правляя всякое даже малейшее отступление, усмотренное ею в. той или другой поместной церкви. (См. Перваго Вселенскаго собора правила: 18 и 20; Ш Вселен, собора пр. 8; VI Вселен, соб. пр. 6, 12, 13, 16, 29, 32, 33, 55 и 56).
Правила Православной Церкви, стр. 233.

32. Греческая Кормчая книга.
В Греческой же Кормчей в толковании на cиe правило замечается: «Смотри, сколь досточестны и обязательны божественные правила, ибо какими титлами похваляется богодохновенное и святое писание, такими прославляет и божественный правила сей св. собор, именуя их свидениями, оправданиями и тому подобными».
(Пидалион, стр. 184, примечание I.)

33. "Исповедание Православной веры" всех Восточных Патриархов.
Должно верить, что все, что постановили Святые Отцы на Вселенских и поместных соборах, где бы они ни были составлены, происходит от Духа Святаго, как Апостолы на соборе своем сказали: изволися Духу Святому и нам (Деян. XV, 37). По примеру их и прочие соборы подобным образом утвердили свои постановления.
Часть I, отв. 72.

34. Анафематизмы в неделю Православия.
Пленяющих разум свой в послушание Божественному Откровению и подвизающихся за его, ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать священному Писанию и Преданию первенствующей Церкви, отлучаем и анафематствуем.
Отвергающим соборы Св. Отцов и их предания, согласующаяся Божественному откровению, благочестно хранимыя Православно-Кафолическою Церковью, анафема.

35. Значение анафематствования
Грозное — анафема — тяготеет над всеми отступниками Православия. Оно ежегодно возглашается в Неделю Православия, в день воспоминания торжества Церкви над врагами своими, и ему подвергаются как противники и порицатели святой веры, так и те, кои не уважают постановлений и отеческих преданий Церкви.
Собрание поучений на дни воскресные и праздничные. 1853г. I, стр. 384-388. Святитель Феофан Затворник.

Анафема — по-гречески, в переводе на наш язык «клятва» и «проклятие», слово грозное и страшное, открыто от Христа Господа отлучающее, — Златоуст; см. в предисловии к правилам Гангрскаго собора. Это высшая мера церковнаго наказания. Оно употребляется при произнесении церковнаго суда над известными людьми, еретиками и смутьянами, — с одной стороны, и для ограждения законов и правил церковных в будущем, с другой.
Церковные Ведомости, № 36-1906 г.

Значение анафемы вообще весьма грозно и страшно для всякаго верующаго, ибо акт анафематствования не означает только простое прекращение общения с анафематствуемым, но имеет воистину значение суда Церкви.

Анафема есть акт отлучения, отвержения от Бога и от Христа: (Рим. 9, 3), и предание духовной смерти нераскаяннаго грешника, имеет тот смысл, который дан в славянском переводе «анафема» (I Коринф. 16, 22): да будет проклят; тот смысл, который заключается в словах Самаго Господа Иисуса Христа: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Матф. 25,41).
Митрополит Мефодий Харбинский (+ 1931 г.).
К вопросу о созыве так называемаго вселенскаго собора. Харбин 1926 г.

36. Преподобный Феодор Студит, + 826 г.
На половину православный тот, кто полагает, что содержит правую веру, но не руководствуется божественными правилами.
Творения сего Угодника Божия, т. II, стр. 249.)

Всякий, кто противодействует нарушению Божиих или церковных заповедей, есть исповедник.
Письмо 20.

Епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а только следовать постановлениям и держаться прежняго. Не позволительно ни нашей Церкви, ни другой, делать что либо вопреки постановленным законам и правилам.
Письмо 24.

Он же, преподобный Феодор, прервал молитвенное общение со своим патриархом за принятие в общение прежде осужденнаго пресвитера.

37. Лев, Папа Римский.
Все, что противоречит св. правилам, есть большой грех, так что терпимо быть не может.
Правила Православной Церкви, епископ Никодим, т. I стр. 119.

38. Св. Кирилл Иерусалимский + 389 г.
Лучше небу и солнцу измениться, нежели церковным прави­лам в чем измениться, потому что Святая Церковь Словом Божиим утверждена, а Слово Божие небесе и земли крепчайши есть, как и Сам Христос рече: небо и земля прейдут, слове­са же Моя не прейдут (Марк, 13, 31).
Творения св. Кирилла в ж., «Христианское Чтение» за 1908 г.

39. Св. Иоанн Златоуст, + 407.
Разум, непокорный догматам Церкви и учению Св. Отцов, поселяет раздоры между христианами и рождает многочисленныя ереси и расколы. Поэтому, кто хочет быть истинным сыном Православной Церкви, пусть укротит непокорство разума церковными законами и во всем повинуется своей Матери Церкви.
Беседы на I послание Коринф., П, 1.

40. Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский, + 1203 г.
Соблюдай каноническия постановления, где бы и как бы они не были изречены, и не говори, что между ними есть противоречия, ибо во всех их глаголал Всесвятый Дух.
Из творений сего Святителя

41. Старец, Архимандрит Паисий Величковский, + 1794 г.
В ocнование непоколебимое для своей бедной души и для братии я положил: во первых — Слово Божие и толкование на него Богоносных отцов; во вторых св. соборы и все соборныя, апостольския и св. отец правила, которыя приняла Цер­ковь Христова и всe ея заповеди и чинопоследования. Так поступил я, чтобы, как я, так и живущая со мною братия, не уклонилась бы от правильнаго и соборнаго понимания Святой Церкви Православной.
Жизнь и писания о. Паисия Величковскаго стр. 197.

42. Архиепископ Никон Вологодский, + 1917 г.
В последнее время заразились модою на всякие преобразования, мы слишком замудрствовались и к самой Церкви стали прилагать мерку своих мудрований, забывая, что она — Царство не от Mipa сего, как Господь сказал Пилату, что основныя ея начала непреложны, что касаться их преступно, что они вечны, как сама Церковь и тот, кто отречется их уже вышел из Церкви и перестал быть христианином ... Вот чего должны бояться все наши «обновители», «оживители», «преобразователи» церковной жизни, если хотят оставаться верны­ми сынами Православной Церкви. Если они — сыны ея, то от них прежде всего и требуется сыновнее ей послушание, иначе они окажутся самозванцами, которые способны будут вызвать раскол в недрах церковных.
Берегите основныя начала цер­ковной жизни, № 366-1917 г.

43. Антоний, Митрополит Киевский.
Правила и постановления св. Апостолов, соборов и св. отцов, признанныя Вселенскими соборами, именуются каноническими. Отвергающие их не могут оставаться членами Церкви.
Опыт Катихизиса, стр, 20.

44. Никодим. Епископ Далматинский, + 1915 г.
Отступление от древняго законодательства и нарушения хотя бы одного только правила его лишает поместную церковь благодати Божией и делает ее раскольническим обществом.
Правила Православной Церкви, т. I, стр. 331.

Всякое постановление епископа, идущее в разрез, с канонами, или содержащее в себе нечто не находящееся в последних, или не выражающее того, что постановлено и обнародова­но, как закон, поместными областными канонами, такое постановление не имеет никакого значения и обязательной силы.
Православное Церковное Право, стр. 456.

45. Епископ Варфоломей
С епископом, если он упорно и безцеремонно не хочет считаться с соборными определениями, — общения быть не может.
Из личного письма, из места ссылки в России

46. Голос c Афона
Кто защищает правила и постановления св. Отцов семи Вселенских соборов, тот все равно, как защищает догмат. Аще кому придется нести страдание за истину, то cиe вменится ему, как мученичество от Господа Бога, Будем строго хранить заветы св. Отцов, помогая друг другу охранять нашу веру Православную и с Божией помощью отражать безбожное нов­шество живоцерковников и прочих отщепенцев раскольников.
Никто да не отклонить нас от путей Господних! Пусть погибают одни те, которые отделились от Церкви, дерзнувшие нарушить определение св. великаго собора в Никее бывшего о святом празднике Пасхи и месяцеслове. Таковых св. собор отныне уже осуждает быти чуждыми Церкви. И не только таковых собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними.

47. Архимандрит Иоанн, настоятель Кирилло-новоезерскаго монастыря, в Poccии, + 1933 г.
Живоцерковники и обновленцы — это в сущности одни и те же, стоят они не на канонической почве, когда требуют празднования Пасхи по новому стилю; этим они противоречат постановлению перваго Никейскаго Вселенскаго собора и первому правилу Антиохийскаго поместнаго собора, подтверждающему это определение и определяющему наказание — извержение из сана священнослужителей за нарушение его. Обновленцы или живоцерковники фактически, на деле колеблют свою веру в девятый член cимвола веры: верую во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь, са­мовольно и произвольно изменяя каноны или правила Вселенских соборов и вводя новшества в Церковь. Я советовал бы удаляться от общения с ними и не ходить в их церковь, дабы не молиться вместе с обновленцами.
Из личнаго письма, от 30 ноября 1926 г.

Б) О ПРЕДАНИИ НЕПИСАННОМ - ЦЕРКОВНОЙ ПРАКТИКЕ

Авторитет церковных канонов выше нами указанный, то есть их необходимость и общеобязательность, простирается не только на них, как на определенные и точные правила, помещенные в Книг Правил, но и на всЈ последовательно из них вытекающее и на них основанное.

Один же из церковных канонов, не раз повторенный на Вселенских и поместных соборах и частными святыми отцами, это - канон об обязательности сохранения наравне с писанным Преданием, то есть с каноническими правилами, и неписаннаго Предания — практики церковной, от времен апостольских и соборных — отеческих.

48. Шестой Вселенский собор, деяния
Анафема, если кто нарушить какое-нибудь записанное или не записанное Предание Церкви.

49. Догматическое определение 367 Святых Отец Седьмого Вселенского собора, Никейского
Храним не нововводно все, писанием установленные для нас церковный предания

50. Седьмой Вселенский собор, правило 7
Священные обычаи подобает содержати по писанному и не писанному законоположению

51. Седьмой Вселенский собор, деяния
Аще кто всякое Предание церковное, писанное или не писанное, отвергает, аннафема

52. Служба в Неделю св. Отцев
Не подобает приложити или оставити что священнаго Предания Православный нашей веры: в ней же бо верно крестихомся, а иже преложители сея веры, в правду предани будут прещению проклятия Девятая песнь канона, тропарь I

53. Св. Василий Великий, + 379 г.
Аще предпримем отвергать неписанные обычаи, яко не великую имеющие силу, то не приметно повредим и Евангелию в главных предметах.
Мню, яки апостольское есть и cиe: да держимся не писанных преданий.
У нас соблюдаются обычаи, имеющие силу законов так как постановления их преданы нам от св. мужей.
Правила 87 и 91

54. Блаженный Августин + 430 г.
Все, что содержит Св. Церковь и что без всякого соборнаго постановления содержалось в ней, то по всей справедливости мы считаем Преданием от Апостолов.

55. Св. Иоанн Златоуст
Если Предание Церкви есть, то нечего более искать
Беседы на 1 послание Коринф. II, 1

56. Священномученик Киприан Карфагенский, + 258 г.
Душам благочестивым и простым легко избежать заблуждения и найти истину, ибо как только обратимся к источнику Божественного Предания, и заблуждение исчезает.
Введение в Догматическое Богословие м. Макарий, стр. 498

57. Тертуллиан, писатель II века
Если какое либо правило не определено писанием, однакож повсюду соблюдается, значит, что оно утверждено обычаем, основанным на предании. Если же кто скажет, что и в предании нужно какое-либо писанное свидетельство, то мы со своей стороны укажем на многие установления, которые без всякого писания, важностью одного предания и силою обычая со­храняются
Например: чин крещения, евхаристия, время постов и т.д.
Если бы на эти и еще многие другие установления захотел кто искать писаннаго закона, то не нашел бы.  Здесь имеет си­лу — предание, как основание; обычай, — как его утверждение; вера, — как охранение.
Опыт церковного законоведения, епископа Иоанна, стр. 56.

58. Св. Мефодий Исповедник, патриарх Цареградский + 846 г.
Называет также отступниками и тех, которые вводят в Церковь иные умышления и отметая древние церковные обычаи, новые противные устанавливают. Таковых отступников, по его определению, возможно допускать в церковное общение только после их отречения от своего отступничества и по исповедании грехов своих с епитемиею и тогда уже разрешением святительским они очищаются и допускаются в общение церковное.
Новая Скрижаль, гл. 17, ч. 4 и 5

59. Святитель Феофан Затворннк, + 1894 г.
Никак не должно говорить, а тем более чувствовать: это маловажно, можно оставить или быть к тому равнодушным; так относительно возжения свечи, воскурения фимиама и проч. Все содержимое верою в целом своем составе есть врачество для нашего растления. Кто не принимает чего, тот умаляет силу врачевства, а иногда совсем уничтожает ее. В вере нашей составлена нам ограда или крепость, обезопашивающая и защищающая нас от врагов. Тут все нужно. Отвергни малое, сделаем пролом в стене, и пойдут враги один за другим, разорят всю ограду и тебя погубят. Блюдите убо како опасно ходите (Ефес. 5, 15).
Начертание христианского нравоучения, стр. 344

Он же:
Все, что есть в Церкви, равно важно, свято, неприкосновен­но и необходимо для нашего спасения, а вне еЈ нет спасения.
Собрание поучений на дни воскр. и праздн., т. I, стр. 384-388

60. Pocсийский патриарх Тихон, + 1925 г
Совершая богослужение по чину, которое ведет начало от лет древних и соблюдается во всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви... При таком отношении... пребудет неизменным великое и спасительное единение основ и преданий церковных.
Послание от 4/17 ноября 1921 г. за № 1575.

61. Голос св. Афона
«Вселенскость» Святой Православной Церкви, согревающейся единым духом, единою Божественною волею, имеет отношение не к месту — пространству «повсюду», но и ко времени «повсегда», — начиная со Христа и до нас. По всему протяжению места и времени в догматах и канонах, Церковь сама себе верною остается, ибо установлена еЈ не человеческого разума видоизменяющегося — преуспевающего или падающего, а Божественного и неизменного 
(Матф. V, 18 и 6-го Вселенскаго собора правила 1 и 2).

62. Митрополит Иннокентий Пекинский, + 1931 г.
В Церкви Христовой нет ничего малоценного, нет ни­чего неважного, ибо в каждом обычае воплотился Дух Божий, Которым Церковь живет и дышит. Всякий, дерзающий возставать на обычаи и законы церковные, основанные на священном Предании и Писании, возстает на Духа Божия и сим являет всем, имеющим очи видеть, какого он духа. Достой­но и праведно Святая Церковь изрекает на таковых анафему.
Открытое письмо всем верным чадам Церкви Христовой, держащимся Православного календаря и преданий Св. Кафолической Церкви. 1929 года

63. Епископ Игнатий Брянчанинов, + 1867 г.
Слава Святой Восточной Церкви, единой святой и истинной Все Предания еЈ, все обычаи святы, благоухают духовным помазанием. Да постыдятся все противомудрствующие ей, все отделяющиеся от единения с нею!
Творения, том IV, стр. 518

64. Св. Прав. Иоанн Кронштадтский, + 1908 г.
Когда приразится сомнение в каком либо слов, или изречении церковном, в действии, обряде, скажи ему — врагу спасения — внутренне слово Спасителя о Церкви: «егда приидет Он, Дух истины, Той наставить вы, то есть Церковь, апостола­ми насажденную и распространенную, особенно пастырей и учите­лей, на всяку истину» (Иоан. XVI, 13) и верь твердо, что, по обетованию Спасителя, в Церкви пребывает во век Дух Святый и наставляет ее на всякую истину; значит, в ней все истинно и спасительно; оттого она и называется столпом и утверждением исти­ны» (1 Тим. III, и1). В Церковных книгах, в изречениях св. отцев и учителей Церкви, везде дышит Дух Христов, Дух истины любви и спасения.
Моя жизнь во Христе, том 2, стр. 234

65. Греческая Кормчая книга
Где нет канона или писаннаго закона, там имеет силу канона или писаннаго закона обычай, многими годами испытанный и не противоречащий писанному закону.
Толкование 7-го правила 3 Вселенского собора, стр. 388