На день св. Пятидесятницы или схождения Св. Духа на Апостолов


При наступлении дня Пятидесятницы все апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них и исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян- 2, 1—-4).

 

Пресвятая Троица, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бренного человека, достойно, насколько возможно, Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду; Твоего света неприступного, Твоей красоты! Вот чем я начинаю слово в великий день Пятидесятницы, или сошествия Св. Духа на Христовых апостолов и на всех верующих, именно - посильною хвалою Троице.

А вы, братия и сестры, чада Церкви Святой, Соборной и Апостольской, со вниманием его послушайте.

Предмет слова — Высочайший, как превысок над всем созданием Своим Господь Бог — Безначальный, Троичный Лицами и Единый в существе Своем. В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торжественно открылась Св. Троица — Бог Отец, пославший Духа Святого апостолам, по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа, и Дух Святой, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали.

Дух Святой просветил и возродил апостолов и все собрание в горнице так, что они сделались новыми людьми, очищенными от всякого греха; от всякой страсти плоти и духа, освятились и утвердились непоколебимо в вере, надежде и любви, при полной Божественной свободе, данной им чрез Христа Духом Святым; и сделались способными пронести проповедь о Христе Спасителе во все концы мира и насадить веру в Него; ибо без веры никому невозможно спастись и начать новую жизнь; кто во Христе, тот — новая тварь (2 Кр.5,17).

Чтобы осмыслить, как должно, настоящий праздник Пятидесятницы, или чудесного сошествия Св. Духа — Всеблагого, Всемогущего Творца, Просветителя, Обновителя и Утешителя словесной твари, — вспомним,

по руководству слова Божия, каким был сотворен человек Богом вначале и каким он стал по своем вольном падении. Хотя тысячу тысяч раз всем известно, но повторим и еще известное, что человек сотворен по образу н подобию Божию с безсмертною душою, с свободною волею и с двумя возможностями — утвердиться навсегда в святости и послушании Творцу чрез исполнение какой-либо заповеди и вечно не грешить и не умирать и с возможностью преступить заповедь Творца и подвергнуться греху и смерти и всем безчисленным вредным последствиям своеволия, и из существа доброго, простого стать злым и лукавым; ибо один Бог не может никогда пасть и измениться. Заповедь Творца была нарушена; человек впал в непослушание и лукавство, раздвоился, стал чувствовать мучительную склонность ко всякому злу и неестественное равнодушие и холодность, неблагодарность к Богу, излившему на человека всякие милости для души и тела.

Человек должен был закалить себя, как закаляется глиняный горшок в огне, чрез исполнение заповеди Творца и остаться твердым в преданности Ему, а он закала и испытания не выдержал, не хотел выдержать, и разбился,— сделался лукавым и смертным, и таковым стало все человечество, от него происшедшее. Каждый человек стал чувствовать в себе войну и натиск греховных страстей, вражду к Богу Творцу, противление Его законам, склонность ко всякому беззаконию: люди стали враждовать и между собою, воевать друг с Другом, и чтобы зло не сделалось скоро всеобщим и люди не истребили друг друга. Господь смешал языки человеков; они не стали понимать друг друга и принуждены были разойтись в разные стороны.

Человек пал но хитрому обольщению змия-человекоубийцы, как младоумный, неопытный, и подвергся страшным бедствиям греха, проклятия и смерти. По человеколюбию к падшему Творец Сам восхотел быть ею Искупителем и Спасителем и взять на себя грех рода человеческого под условием веры человека в своего Искупителя и послушания Ему. Господь, как премудрый Врач Своего создания, врачует подобным подобное; Творец принимает на Себя образ человека, пребывая Богом; растет и живет с человеками, общится, единится с ними, беседует с ними, просвещает их Божесгвенным словом, учит их притчами и простыми заповедями, врачует болезни, воскрешает мертвых, изгоняет бесов; как Бог, повелевает всеми стихиями природы, страдает за. грехи людей, как повинный, будучи ни в чем не виновен, ни в едином грехе, — чтобы заплатить долг правосудию Божию; своею правдою и своими страданиями побеждает смерть и воскресает из мертвых, всех уверив в будущем общем воскресении, и по сорокадневном пребывании после воскресения и многократных осязательных явлений ученикам возносится на небо и получает и по человечеству власть над всем миром. Славно, премудро до конца совершил Господь дело Отца Своего Небесного.

Особенно важнейшим делом Его было приготовить учеников как посланников в мир, как просветителей и учителей человеческого рода как соль земли, как свет мира, и Он в продолжение трех лет учил их великому делу святого Своего посольства и спасению чсловеков.

По Своем вознесении на небеса надобно было послать им Духа Святого, именно в виде огненных языков, чтобы просветить их, изварить их грех, укрепить в

правде, обожить их и сделать их столпами веры и Церкви Своей. И это величайшее чудо совершилось в день Пятидесятницы, т. е. после пятидесяти дней после славного Его воскресения и в десятый но вознесении на небо, — и с того времени Дух Святой пребывает в Церкви Христовой и будет в ней до скончания века, чтобы могущественно совершать спасение верующих. Он и совершает во всех нас верующих чудное дело спасения, насколько кто имеет веры и усердия. Кто из вас этого не знает, не чувствует? Кто не испытал на себе благодати прощения грехов, утешения в сердцах и совести после сердечного покаяния во грехах, после исполнения доброго дела и после причащения Святых, Животворящих Тайн? А это совершается Духом Святым. Кто не испытал на себе утешения и радости при совершении Богослужения благочинном и благоговейном, или при слушании и чтении слова Божия? Кто не испытал на себе обновления благодатного? Ибо Духом Святым всяка тварь словесная обновляется, очищается от скверны греха и освящается.

Празднуйте же в радости этот великий день сошествия Св. Духа на апостолов и на Церковь Христову и старайтесь быть достойными ее членами.

Святому Духу — всякая всеспасительная вина: аще коему сей по достоянию (по достоинству) дыхнет (вдохнет) скоро вземлет от земных возращает, восперяет, устрояет горе.

Аминь.