Руководящие указания для Пастырей


Как и где читать молитвы жене родильнице по рождению ею дитяти? Самый смысл молитв, полагаемых нашей Церковью "в первый день, повнегда родити жене отроча", в которых священник прямо обязывается молить Господа, чтобы Он сию рабу, днесь родившую - помиловал и т.п., ясно дает понять, что эти молитвы надобно читать непременно в присутствии самой родильницы, следовательно, в том самом доме, где она родит. А потому, без особенной нужды, совершенно должен быть оставлен тот обычай, существующий у нас в некоторых местах, в силу которого помянутые молитвы священники читают не в домах над родильницами, а в церкви или в собственных квартирах над повивальными бабками, приходящими для получения имени дитяти. Это можно допускать не иначе, как только в случае крайней нужды, вследствие отдаленности местожительства родильницы или болезни священника и т.п., но отнюдь не без всякой причины, вопреки ясному постановлению (Прак. Руковод. Свящ. А. Хойнацкого).

Нужно ли пред молитвами "жене в первый день повнегда родити ей отроча" полагать "обычное начало"? В нашей Православной Церкви употребляются "молебные пения" и "молитвословия" на разные случаи. Молебные пения имеют т.н. "обычное начало"; молитвословия же предваряются одним возгласом "Господу помолимся" и состоят из одной или нескольких молитв. К числу молитвословий на разные случаи, не имеющих "обычного начала" (см. в Трбн. Молитвы на разные случаи) относятся и "молитвы жене в первый день повнегда родити ей отроча".

Если родильница оправилась от послеродовых болезней и не только ходит, но даже и работой занимается, то следует ли такой родильнице читать молитвы "жене в первый день повнегда родити ей отроча"? Если родильница встала от одра болезни, может ходить и даже заниматься работой, то это еще не служит доказательством полного ее выздоровления от послеродовых болезней, которые вообще бывают довольно продолжительны и которые при малейшей неосторожности родильницы могут принять опасный для ее здоровья исход. Посему молитвы "жене в первый день повнегда родити ей отроча" должны быть прочитываемы и такой родильнице, тем более, что в этих молитвах содержится не одно прошение о том, чтобы Господь воздвиг родильницу от одра болезни, но и другие прошения, имеющие прямое отношение к ней (хотя бы и вставшей с одра болезни), к ее младенцу и к домашним ее. Само собою разумеется, что, если родильница встала от одра болезни, то она "молитвы жене в первый день повнегда родити ей отроча" может выслушать стоя. (Рук. Д. С. П.)

Как поступать в том случае, если родители откладывают крещение детей своих до неопределенного времени? Есть у некоторых родителей обыкновение отлагать крещение детей на долгое время. Священник должен всеми мерами искоренять этот зловредный и во многих отношениях опасный обычай, представляя таковым родителям, как неблагоразумно с их стороны вообще отчуждать детей своих от жизни Божией и, в особенности, поставя им на вид то, что при таких порядках подобные дети в случае неожиданной смерти могут подвергнуться опасности умереть без крещения. Правило церковное говорит об этом следующее: "Аще сие дитя, нерадения ради, умрет некрещенным (68 правило Номоканона): и 3 лета родитель да не причастится, и на всяк день да творит поклонов 200, и да постится понедельник, среду и пяток". В случае надобности в подобных обстоятельствах священник может даже употреблять известные духовные меры на исповеди родителей, а в крайних случаях должен обращаться за помощию и советами к епархиальному архиерею, чтобы своим невниманием не взять грех на душу свою в случае непредвиденной опасности" (Минские Епарх. Ведом., 1874 г., по. 18).

Можно ли по просьбе прихожан отверзать царские врата в случаях трудных родов? В защиту и оправдание такого обычая на страницах Руководства для сельских пастырей высказаны такие соображения:

Обычай отверзать царские врата при трудных родах практикуется во многих местах. Обыкновенно женщина-родильница, испытав всевозможные средства и способы для достижения цели и не получив успеха, решается возложить все свое упование на Бога; в виду безвыходного своего положения и угрожающей смерти она обращается к единственному Помощнику - Господу и Пречистой Матери Божией - скорой Помощнице и Заступнице; не имея возможности сама совершить молитву, она посылает к священнику попросить его молитв в церкви. Священник, удовлетворяя желанию страждущей, идет в церковь вместе с пришедшим и, возложив на себя епитрахиль, отверзает царские врата и, после обычного возгласа, поет тропарь Божией Матери: "Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице" и проч., "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице" и пр. Потом произносит ектению: "Помилуй нас Боже… Еще молимся о милости, жизни, здравии и спасении страждущей рабы Божией N". В этом обычае нет ничего предосудительного и противного вере и нравственности христианской. В нем выражается идея чисто христианская, хотя, может быть, подали повод к ней языческие суеверия. Известно, что у нашего народа под влиянием языческих верований сложились разные причуды в случае трудных родов, а именно: на родильнице развязывают все узлы пояса, отстегивают воротники рубахи, отворяют окна и двери дома и пр. С вероятностию можно сказать, что пастыри, духовные отцы, зная эти причуды народа в случае трудных родов, предложили прихожанам своим лучше прибегать к Церкви Божией, чем к языческим обыкновениям, и, чтобы потопить языческие верования народные в Христианстве, стали отверзать в храме Божием царские врата, с молебным пением, приличным случаю.

Так как обычай отверзать царские двери при родах есть не более, как молитвенное обращение к Богу и в особенности к Пресвятой Божией матери, и - притом направленный к противодействию языческим суевериям, то отказывать требованиям прихожан об отверстии царских врат при трудных родах значит разубеждать их в вере в помощь Божию, значит повергать страждущих родильниц в отчаяние или снова предоставить прихожанам следовать тем суеверным обычаям, которые они наследовали от своих предков. Посему пастырям Церкви не следует отказывать в требовании прихожан об отверстии царских врат при трудных родах; исполнение такого требования не подрывает христианской веры, а неисполнение его, напротив, может сопровождаться вредными последствиями для христианской веры, - может подрывать веру в помощь Божию и располагать народ к прежним причудам и языческим обыкновениям (Рук. Д. С. паст. 1855 г.)

Вполне разделяя соображения почтенного журнала о необходимости устранять народные суеверия и приучать народ в трудных житейских обстояниях обращаться к молитвенной помощи, должны заметить со своей стороны, что, бесспорно, было бы более целесообразно в данном случае ограничиться одними лишь церковными молитвословиями, не присоединяя к молитве измышленного обряда - отверзания врат.