Общество и покаяние.

 

 

 

Предлагаемые заметки являются сугубо частным мнением. Они отражают мое понимание внешнего служения, так как я полагаю, что церковные позиции должны простираться и на область внешнюю по отношению к ограде церковной, что христианин должен всюду оставаться христианином, во всей своей жизни, общественных занятиях и делах.

 

Проповедь Слова Божия требует соприкосновения с внешним по отношению к Церкви миром. Это объективная реальность и от нее никуда не уйти. Особенно это очевидно в России, в стране, пережившей атеистический богоборческий режим и находящейся ныне в "лучшем" случае в объятиях если не атеизма, то и не Истинной Церкви. Общество продолжает в ней оставаться не христианским, а рудиментарно-христианские его чувства полностью удовлетворяются псевдоцерковной РПЦ МП.

 

В таких условиях проповедь необходимости изменения и покаяния становится подлинным и главным делом любого христианина, несущего общественное служение, в церковных ли изданиях или светских. Конечно, в светском сознании покаянию должно предшествовать осознавание, осознавание неправильности жизни и строительства не христианского общества и не христианской государственности, каковая не только может быть противна Христовой Церкви, но и элементарно не удобна даже и для безверующих. Нравственные законы непреложны для любого общественного организма, они эффективно помогают его становлению, в том числе, как ни странно, и в сфере чисто экономической, коей так озабочен современный нам мир.

 

Однако, многие в современной России пропагандирует ныне не осознавание не правильности предшествующего периода, его не естественности и даже преступности, но преемства ему во всем. Эти люди озабочены проблемою поднятия национального самосознания, так как внутреннее высокое самосознание и уверенность в большей или меньшей приемлимости предыдущего периода снимает с русских чувство вины и помогает им справляться с нынешними трудностями. Кроме того, данная установка делает Россию более крепкой перед лицом внешнего мира, который, в общем, к России не особенно расположен. И, третье, самое главное следствие подобной идеи, заключается в том, что она позволяет уйти от объяснений и покаяния тем, кто все это время Россией правил и продолжает править, как в сфере светской, так и сфере духовной. Именно поэтому нынешние институции, в отличии от ельцинских, активно сотрудничает с РПЦ МП, обеспечивает дипломатическими методами отъемы собственности у Истинной Церкви за границей, вернули в обращение гимн Александрова и т.д.

 

С моей точки зрения именно последнее обстоятельство является наиболее тревожным для Истинной и гонимой Российской Церкви, которая только и уповает на покаяние в надежде на воцерковление нашей несчастной страны. Потому что проповедь, противная покаянию, в нашем и ныне богоборческом отечестве суть проповедь антихристова. А ведь именно этим и занимается СМИ, обеспечивающие поддержку этих усилий.

 

Я далек от того, что необходимо критиковать власть, президента или кого-либо конкретно. Мы все должны являться законопослушными гражданами своего отечества. Однако я не считаю возможным для христиан и членов Церкви участие в пропаганде беспокаянной риторики. Она отодвигает покаяние и даже осознание обществом его реальных проблем и, что самое печальное, укрепляет позиции не-Церкви.

 

Но как же быть с внешним миром, спрашивают многие? Ведь мир этот совсем не дружественнен России, а внутренняя политика связана с внешней. Если общество не будет в себе уверенным, оно не сможет отстаивать свои национальные интересы. Внутренний и внешний идеологический ракурс взаимоувязаны.

 

Вот тут то и наступает важный момент. Христианская позиция будет, видимо, заключаться в попытке одновременного отстаивания российских интересов на внешнем пространстве и проповеди необходимости покаяния на внутреннем. Это самая сложная позиция из всех возможных, но именно потому, что Господь помогает чадам своим, в том числе и тем из них, кто связал свою судьбу с общественной деятельностью, она с Божией Помощью вполне по силам. Покаяние является главным церковным деланием, оно должно стать главной и насущной проблемой и для общества.

 

Я так же не считаю, что для христиан позволительно поддерживать ныне какие-либо конкретные политические силы, кроме, собственно, имперских христианских сил, связанных с Истинной Церковью (каковые, к сожалению, пока еще не сформированы). Я думаю, что можно и должно ныне популяризировать лишь институты Российской Империи, боголюбивого Царства, которое привлекательно и для безверующих своей прагматической и удобной в военном, юридическом и экономическом смыслах системой институций. И я думаю, что дозволительно осторожно критиковать нынешние просоветские усилия некоторых общественных институтов, так как их риторика ложна и опасна для России, не затрагивая, конечно, никого конкретно, и тем более в целом Исполнительную Власть, которая напрямую с ними не связана. Я думаю, что если нечто в России политике этих центров сопротивляется, сопротивляется тотальному введению единой идеологической монополии, то есть возможность относится к этому благожелательно, даже если силы эти и не христианские, так как нынешнее строительство псевдо империи в тесном союзе с не-Церковью, устраняет на своем пути абсолютно все и вся. Я не считаю, что дозволительно идти против власти и, таким образом, настраивать ее против себя и Истинной Церкви, однако я считаю, что проповедывать покаяние нужно и должно. И что проповедь эта должна быть для всех общественных деятелей, членов нашей Церкви, заглавна.

 

 

25 марта / 7 апреля, 2001 г.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

 

Антон Тер-Григорян