Сказание об УСПЕНИИ Пресвятой Богородицы


dormition.JPG

 
 
По совершении Господом спасения рода человеческого и вознесении Его на небо Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, среди первых христиан жила довольно продолжительное время; Она исполнялась великой духовной радости, взирая на расширение по всей вселенной Церкви Христовой и на распространение до пределов земли славы Сына и Бога Своего; в эти начальные дни жизни Церкви Христианской Пресвятая Богородица воочию увидела исполнение своих слов, что Ее будут ублажать все роды — христиане, повсюду славившие Христа Бога, ублажали и Его Пречистую ма-терь, тогда еще обитавшую на земле(1). 
Пресвятая Богородица приблизилась к пречестному и славному успению своему уже исполненная дней; Она Сама желала скорее отойти от тела и войти к Богу. Душа Ее всегда была объята одним непрестанным желанием увидеть сладостное лицо сына Своего, седящего одесную Отца на небесах; горя к Нему несравненно большей любовью, неже-ли серафимы. Матерь Божия, изливая из святых своих очей потоки слез, тепло молилась Господу, чтобы Он взял ее из этой юдоли плача в горние блаженные обители. Живя в доме святого Иоанна Богослова на Сионе(2), Она часто удалялась отсюда на гору Елеонскую (3) — место вознесения на небо сына Своего и Господа; здесь в одиночестве Она возносила Ему Свои усердные молитвы. И вот однажды во время такой уединенной молитвы Богоматери на горе Елеонской о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к Себе на небо, пред Нею предстал архангел Гавриил, служивший Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во святая святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия, неотступно охранял Ее во все время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что вскоре — по прошествии трех дней — Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пречистой Деве час смертный, архангел говорил Ей, чтобы Она не смущалась, а с радостью приняла его слова, ибо они призывают Ее в бес-смертную жизнь к вечному Царю славы: 
- Сын твои и Бог наш,-говорил архангел, — с архангелами и ангелами, херувимами н серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Ма-терь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время. 
В знамение торжества Богородицы над смертью, то есть что над Нею не будет иметь власти смерть телесная, как не обладала Ею смерть душевная, н что Она, точно сном уснувши смертью на малое время, скоро, как пробудившись, встанет и, отгнав от Себя смерть как от глаз дремоту, узрит при свете лица Господня бессмертную славу н жизнь, куда и отойдет при радостных кликах с веселием духовным. В знамение всего этого архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь: это была сияющая светом небесной благодати ветвь от финиковой пальмы; ее должны были, как сказал архангел, нести пред одром Богоматери, когда пречестное и пречистое тело Ее будет несено для погребения. Преблагословенная Матерь Божия исполнилась несказанной радости и духовного восторга, ибо что могло быть для Нее радостнее и приятнее жительства на небе с Сыном Своим н Богом и блаженства при созерцании Его славного лика? Пав на колена. Она начала усердно благо-дарить Творца Своего: 
- Я не была достойна,- молилась Пресвятая Богоро-дица,- приять Тебя. Владыко, в утробу Мою, если бы Ты Сам не помиловал Меня, рабу Твою; Я соблюла вверенное Мне сокровище и посему имею дерзновение просить Тебя, Царь славы, чтобы Ты охранял Меня от области геенской: 
если небо и ангелы трепещут пред Тобой, то тем более со-зданный из персти человек, не имеющий за собой никаких заслуг, кроме дарованных Твоей же благостию; Ты, Господь и Бог, благословенный вовеки. 
Пречистая Владычица при исходе своем из этой жизни желала видеть святых апостолов, уже разошедшихся с еван-гельской проповедию по вселенной: Она молила Господа и о том, чтобы в час кончины Своей Ей не видеть князя тьмы и ужасных слуг его, но чтобы Сам Сын Ее и Бог, исполняя Свое обещание, пришел и принял Ее душу в Свои святые руки. Когда Владычица наша. преклоняя колена, возносила на горе Елеонской Творцу Своему молитвенные просьбы и благодарения, то молитва Ее сопровождалась таким чудес-ным явлением: масличные деревья, стоявшие на горе Елеонской, точно одушевленные кланялись вместе с Богородицей: когда Матерь Божия преклоняла колена, тогда и деревья пригибались книзу; когда Она вставала, тогда и они снова выпрямлялись; деревья, как рабы, служили Богородице, по-читая Богоматерь. 
По окончании молитвы Пресвятая Богородица возвра-тилась домой, н тотчас все сотряслось от присутствия неви-димой силы Божией, окружавшей Богоматерь, и от славы Господней, которой Она была осияваема. Лицо Ее, н всег-да сияющее благодатчю Божией более, чем лицо Моисея, говорившего некогда с Богом на Синае, просветилось еще более несказанное славой. Преблагословенная Владычица начала готовиться к Своей кончине. Прежде всего Она со-общила о ней усыновленному Ей возлюбленному ученику Христову Иоанну (4) и показала ему светящуюся райскую ветвь, завещая ему именно нести ее пред Своим одром; за-тем Пресвятая Дева сообщила о том же н прочим служив-шим Ей домочадцам. Потом Она повелела наполнить свою горницу благоуханием, приготовить и зажечь в ней возмож-но более светильников, украсить как самую горницу, так и стоящий в ней одр,- словом, устроить все нужное для по-гребения. Святой Иоанн Богослов тотчас послал к святому Иакову, брату Господню и первому епископу Иерусалим-скому, а также-ко всем родственникам и ближним, со-общая о скором,- с точным обозначением дня — отшествин матери Божией. Святой Иаков не замедлил известить всех христиан, живших не только в Иерусалиме, но и в окрест-ных городах н селениях, так что с епископом иерусалим-ским собрались ко Пресвятой Богородице все родственники и великое множество верующих обоего пола. Пречистая Владычица во всеуслышание поведала собравшимся слова, сказанные Ей архангелом о переселении Ее на небо, и в подтверждение показала полученную от своего благовсстника райскую ветвь, которая, как солнечный луч, сияла светом небесной славы. Слыша из уст Самой Богородицы весть о скорой Ее кончине, окружавшие Ее верующие не могли удержаться от слез: весь дом наполнился плачем и рыданиями; все умоляли милосердную Владычицу, как об-щую всех Матерь, не оставлять их сиротами. Но Матерь Божня просила не плакать, а радоваться Ее кончине, так как, ставши ближе к Божию престолу, лицом к лицу взи-рая на сына Своего и Бога и беседуя с Ним уста к устам, Ока может по смерти с большим дерзновением умолять Его о милосерден я благости; при этом преблагословепная Богородица обещала не оставлять сиротами по своем отше-ствии не только их, но и весь мир: Она весь мир будет по-сещать, внимая его нуждам н помогая бедствующим. Уте-шительные слова Богородицы отерли слезы плакавших и утишили их печаль. Пречистая Владычица сделала затем завещание относительно двух своих одежд, чтобы они отда-ны были двум бедным вдовицам, которые с усердием, получая от Нее пропитание, служили Ей. О Своем пречистом теле Матерь Божня завещала, чтобы оно было погребено в лежащем при горе Елеонской, недалеко от Иерусалима, Гефсиманском саду(5), где находилась гробница праведных родителей Ее, Иоакима и Анны, и обручника Ее святого Иосифа: эти гробницы примыкали к простиравшейся между Иерусалимом и горой Елеонской долине Иосафатовой, бывшей местом общего погребения дла бедных жителей Иерусалима. 
Во время этих предсмертных распоряжений Пресвятой Богородицы внезапно послышался шум, по силе напоминав-ший раскаты грома, и облака окружили дом святого Иоан-на Богослова -то, по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедию Евангелия по концам вселен-ной апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, по-ставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия, Святые апостолы, видя друг друга, радовались и вместе с тем удивлялись, говоря: 
- Что за причина, ради которой Господь собрал нас вместе? 
К ним вышел святой Иоанн Богослов и с радостными слезами приветствовал их, сообщая при этом о скором пре-ставлении Пресвятой Богородицы. Тогда святые апостолы поняли, что Господь собрал их с различных концов вселен-ной для присутствия при блаженной кончине Пречистой Его матери, чтобы они с честью предали погребений Ее пречи-стое тело. Весть о скорой кончине Матери Божией перепол-нила сердца святых апостолов сильной скорбью. Войдя внутрь дома, они увидели Богородицу, с радостным лицом сидящую на одре; святые апостолы приветствовали Ее сло-вами: 
- Благословенна ты от Господа, сотворившего небо и землю! 
- Мир вам, братья, избранные Самим Господом! — от-вечала Пречистая Владычица. И потом спросила: 
- Как вы прибыли сюда? 
Святые апостолы открыли ей, что каждый из ннх был восхищен силою Духа Божня с места своей проповеди и принесен на Сиин на облаке. Матерь Божия прославила Бо-га, услышавшего Ее молитву и исполнившего Ее сердечное желание видеть при Своей кончине святых апостолов. 
- Господь,-говорила Она, обращаясь к ним,-при-вел вас сюда для утешения Моей души. которой предстоит, как требует того смертная природа, скорое разлучение с те-лом: уже приблизилось предопределенное Мне Моим Созда-телем время. 
Они же в ответ на это с печалью говорили Ей: 
- Во время Твоего пребывания на земле мы. Владычи-ца, утешались, взирая на Тебя, как на Самого Владыку и Учителя нашего, а теперь, лишаясь Твоего присутствия, как вынесем тяжелую скорбь, объявшую наши души? Но Ты от-ходишь в премирные обители по изволению рожденного То-бой Христа Бога, и мы не можем не радоваться решению Божию о Тебе, хотя вместе с тем не можем не оплакивать и своего сиротства, ибо более не увидим Тебя, Матерь и Уте-шительницу нашу. 
При этих словах святые апостолы обливались слезами. 
- Не плачьте,- утешала их Пресвятая Богородица,- и Мою радость, друзья и ученики Христовы, не омрачайте своею скорбью, лучше радуйтесь вместе со Мной, так как Я отхожу к Сыну Моему и Богу. Тело Мое, которое Я Сама уготовала для погребения, предайте земле в Гефсиманин, а затем опять возвращайтесь к возложенной на вас проповеди Евангелия; Меня же, если изволит Господь, и по Моем отшествии увидите. 
Во время этой беседы Богоматери со святыми апостола-ми прибыл и избранный Богом сосуд святой апостол Па-вел: припав к ногам Пресвятой Богородицы, он отверз свои уста, восхваляя и ублажая Ее: 
- Радуйся,- говорил святой апостол,- Матерь Жизни и мое проповеданне; если я до вознесения Господа Иисуса Христа не мог насладиться лицезрением Его здесь, на зем-ле, то взирая теперь на Тебя, думаю, что вижу как бы Его. 
С апостолом Павлом были и близкие его ученики: Дио-нисий Ареопагит, Иерофей н Тимофей; присутствовали и остальные, из числа семидесяти, апостолы,-все были собраны Святым Духом, чтобы сподобиться благословения Пречистой Девы Марии и своим присутствием содейство-вать большей торжественности Ее погребения. Пречистая Владычица каждого из святых апостолов призывала к Себе по имени, восхваляя веру и подвиги при благовестин о Хри-сте Иисусе; каждому Она желала вечного блаженства и мо-лилась о мире всего мира. 
Настал пятнадцатый день августа месяца, и приблизил-ся ожидаемый всеми благословенный час-это был третий час дня — отшествия Пресвятой Богородицы. В горнице воз-жжено было множество светильников; святые апостолы воз-носили славословие Богу; пренепорочная же Дева возлежа-ла на украшенном одре, приготовляясь к блаженной кончи-не и ожидая пришествия к Себе возлюбленного Сына Своего и Господа. Внезапно в горнице заблистал несказан-ный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было эти видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня ни-сходит с небес-Сам Царь славы Христос с тьмами анге-лов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пре-святой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери. Увидев приближение Сына, Матерь Божия в великой радости воскликнула слова Своей песни: 
- Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем, яко призре на смирение рабы своея.  
И, приподнявшись в одра, как бы пытаясь идти в срете-ние Сыну Своему, Она поклонилась Господу- Он же, при-близившись и с любовью взирая на Нее, говорил: 
- Приди, Ближия Моя, приди. Голубица Моя, приди, драгоценное Мое сокровище, и войди в обители вечной жизни, 
Матерь Божия, поклонившись, отвечала: 
- Благословенно имя Твое, Господь Славы и Боже Мой, благоволивший избрать смиренную рабу Свою для служения таинству Твоему; помяни меня. Царь славы, в вечном твоем царствии; Тебе известно, что Я всем сердцем Моим возлюбила Тебя и соблюла вверенное Мне сокровище, и теперь приими в мире дух Мой и защити Меня от всяких козней темной, сатанинской силы. 
Господь утешил Ее исполненными любви словами, убеждая не бояться сатанинской силы, которая уже побеж-дена Ею; Он с любовью призывал Ее безбоязненно прейти от земли к небу. 
Готово сердце мое, Брже. Готово сердце мое (Пс. 107, 2)-отвечала на это Пресвятая Дева. 
И затем, произнесши сказанные Ею некогда слова буди ми по глаголу Твоему, снова возлегла на одре. Чув-ствуя неизреченную радость при виде пресветлого лица Сы-на Своего и Господа, матерь Божня, от любви к Нему пре-исполненная духовного восторга, предала пречистую душу Свою в руки Господа; при этом она не ощутила никакой бо-ли, но как бы уснула сладким сном: Тот, Кого Она зачала без нарушения девства и родила без болезни, приял и душу Ее от пречистого тела. И тотчас началось исполненное радо-сти дивное ангельское пение, в котором слышались, часто повторяемые ангелами, слова приветствия Гавриилова Пре-святой Деве: 
- Радуйся, Бладагодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах. 
С такими торжественными песнопениями провожали не-бесные чины пресвятую душу Богоматери, на руках Госпо-да грядущую в горние обители- Святые апостолы, удостоив-шиеся видения, умиленными очами провожали Матерь Бо-жию как некогда Господа, возносившегося с Елеонской горы; они долго стояли, испытывая ужас и как бы нахо-дясь в забытьи. Придя в себя, ученики Христовы поклони-лись Господу, со славой вознесшему на небо душу своей ма-тери, и с плачем окружили одр Богородицы. Лицо пребла-гословенной Девы Марии сияло как солнце и от пречистого тела Ее исходило дивное благоухание, подобного которому здесь на земле невозможно и найти. Все верующие, благого-вейно почитая пречистое тело, лобызали его со страхом; от честных мощей Богородицы исходила освящающая сила, на-полнявшая радостью сердца всех прикасавшихся к нему. Болящие же получали исцеление: слепые прозревали, у глу-хих отверзался слух, хромые выпрямлялись, бесы изгоня-лись, всякая болезнь совершенно исчезала от одного толь-ко прикосновения к одру Божией Матери. 
Среди этих событий, сопровождавших смерть Божией Матери, началось торжественное шествие с Ее пречестным телом для его погребения: святой апостол Петр вместе со святыми апостолами Павлом и Иаковом, братом Божинм, став во главе, подняли вместе с другими святыми апостола-ми из числа двенадцати одр Пресвятой Богоматери; святой же Иоанн Богослов нес впереди райскую ветвь, испускав-шую сияние. Остальные же верующие со свечами и кадила-ми шли вблизи, окружая одр. Все воспевали исходные мо-литвословия: святой апостол Петр начинал, а прочие строй-но пели за ним псалом Давида: во исходе израилеве от Египта (Пс. 113), присоединяя к каждому стиху аллилуиа, по внуше-нию Святого Духа воспевали и другие торжественные и благодарственны? молитвы и псалмы. Торжественное шест-вие с пречистым телом Богоматери направлялось от Сиона чрез Иерусалим в Гефсиманию, Над одром и провождаю-щими появился облачный круг, напоминавший венец и оза-ренный необыкновенно светлым сиянием. А в облаках, во всеуслышание наполняя воздух, раздавалось дивное ангель-ское пение. Этот облачный венец плыл по воздуху над од-ром Божией Матери до самого места погребения; за все это время не прекращалось и ангельское пение. Но радостное шествие — вполне описать его не может слабый человече-ский язык-было неожиданно прервано. Многие из не ве-ровавших во Христа иудеев, услышав необычное пение и увидев торжественное шествие, покинули свои жилища и присоединились к нему: они текже пошли за город, удивля-ясь той славе и чести, какие воздавались пречестниму телу Матери Иисуса Христа. Узнав об этом, архиереи и книжни-ки пришли в сильную ярость и послали слуг и воинов — подговорив также многих и из народа, чтобы они догнали шествие и разогнали его участников; вместе с тем они при-казывали учеников Христовых убить, а тело Богоматери сжечь. Но когда послушная подстрекателям толпа, воору-жившись точно на сражение, в ярости побежала вслед за сопровождавшими тело Пресвятой Богородицы и уже стала настигать их, внезапно облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеной окружил как святых апостолов, так и остальных христиан; преследовавшие слы-шали лишь пение, никого не видя за облаком. Святые анге-лы, невидимо парившие над телом Богоматери и христиана-ми, поразили злобных преследователей слепотой: один из них разбили головы о городские стены; другие ощупывали чх и, не зная, куда идти, искали проводников. В это зремя одному иудейскому священнику, по имени Афонию, случи-лось выйти в путь: видя святых апостолов-облако по Бо-жию повелению для большей славы Богоматери снова под-нялось-и множество христиан со свечами и пением, окру-жавших тело Приснодевы Марии, Афоний переполнился завистью; в нем вспыхнула прежняя злоба к Господу наше-му, и он сказал: 
- Смотри, какой почет окружает тело Той, Которая родила льстеца, разорившего закон наших отцов! 
Будучи очень силен, он с неистовой яростью подбежал чрез толпу христиан к одру, чтобы сбросить на землю тело Пречистой Владычицы нашей: когда дерзкие руки священ-ника коснулись одра, тотчас невидимый ангел рассек их по-средине невещественным мечом Божия отмщения, н они по-висли, не отрываясь от одра, сам же Афоний упал на зем-лю, восклицая: 
- Горе мне! 
Уразумев свой грех, он стал каяться и говорить святым апостолам: 
- Помилуйте меня, рабы Христовы! Святой апостол Петр приказал остановиться несшим те-ло Богоматери и сказал Афонию: 
- Вот ты получил, чего желал; знай, что Бог-отмще-нии Господь-явил Себя, и мы не можем исцелить тебя от твоих ран; это может сделать только Сам Господь наш, на Которого вы неправедно восстали и, схватив, убили; но и Он не захочет даровать тебе исцеления, пока ты не уверу-ешь в Него всем сердцем и не исповедаешь устами, что Иисус есть Истинный Мессия, Сын Божий. 
Афоний воскликнул: 
- Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель мира — Христос; мы с самого начала увидели, что Он есть сын Божий; но, омраченные злобной завистью. не хотели открыто признать величия Божия и предали Его безвинно смерти; но Он силой Своего Божества в третий день воскрес, посрамил всех нас, его ненавистников: мы пы-тались путем подкупа стражи утаить Его воскресение, но ничего не могли сделать, так как слава об этом повсюду распространилась. 
. Когда Афоний говорил это, раскаиваясь в своем грехе, святые апостолы и все верующие радовались радостью ан-гелов о кающемся грешнике: святой апостол повелел Афо-нию с верой приложить раны усеченных рук к висящим на одре, призывая имя Пресвятой Богородицы. Афоний испол-нил это. и тотчас отсеченные руки присоединились к свое-му месту; они сделались совершенно здоровы; остался толь-ко знак отсечения, точно красная ниточка, окружавшая ло-коть. Афонин пал пред одром ниц, кланяясь рожденному от Пресвятой Богородицы Христу — Богу и ублажая многими похвалами Пречистую Матерь Его: он приводил из Святого Писания пророчества, свидетельствующие как о Ней, так и о Христе, и все удивлялись вдвойне, видя чудесное исцеле-ние усеченных рук Афония и слыша от него мудрые слова, которыми он прославлял Господа Иисуса и восхвалял Бо-городицу. Затем Афоний присоединился к святым апостолам, следуя с прочими христианами в Гефсиманию за од-ром. Точно так же получили исцеление и те из пораженных слепотой, которые, сознавая свой грех, с раскаянием подхо-дили с проводниками к честному одру и касались его с верой,-они получали прозрение не только телесных, но и душевных очей. Милосердная Матерь всех, Пресвятая Вла-дычица наша, как рождением Своим доставила радость всей вселенной, так н в успении Своем не восхотела никого опечалить: как благая матерь благого Царя, Она и бывших врагов Своих милостиво утешила благодатными дарами Своими. 
Но вот святые апостолы со всем множеством христиан достигли Гефсиманского сада; когда поставили одр с пре-честным телом, то снова поднялся плач среди христиан: все, лишаясь такого сокровища, рыдали о своем сиротстве, 
отдавая последнее целование, христиане припадали к телу Пресвятой Богородицы и целовали его, обливаясь слезами, так что только к вечеру могли положить пречестное тело во гроб; но даже и тогда, когда ко гробу был уже привален громадный камень, христиане не отходили от него, удержи-ваемые любовью к Богоматери. Святые апостолы пробыли при гробе Пресвятой Богородицы, не покидая Гефснман-ского сада, трое суток, днем и ночью воспевая псалмы. И во все это время в воздухе слышалось пение небесных во-инств, восхваляющих Бога и ублажающих Его пречистую Матерь. 
По особенному устроению Божию один из апостолов, святой Фома, не присутствовал на преславном погребении тела Пречистой Богородицы; он только на третий день явил-ся в Гефснманию. Святой апостол Фома сильно скорбел и сокрушался, что не удостоился, как прочие святые апосто-лы, последнего приветствия и благословения Пречистой Бо-городицы; он сильно плакал также и о том, что один только не видел Божественной славы, дивных тайн и дел Божипх, явленных во время успения и торжественного погребения Богоматери. Святые апостолы, сжалившись над ним, реши-ли открыть гроб, чтобы святой Фома мог увидеть хотя бы мертвое тело Преблагословенной Богородицы, поклониться ему н облобызать его н чрез это получить некоторую ослабу своей печали и утешение в огорчении. Но когда святые апо-столы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было-остались одни только по-гребальные пелена, распространявшие дивное благоухание. Святые апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы? К вечеру они сели, чтобы немного подкрепиться пищей, У свя-тых апостолов во время трапезы был такой обычай: они ос-тавляли среди себя незанятым одно место, полагая на нем в 
честь Христа — как Его часть — кусок хлеба. По окончании трапезы, вознося благодарение, онн брали помянутую час-тицу хлеба, называемую частью Господа, и поднимали вверх, славя великое имя Пресвятой Троицы, затем после слов ².Господи Иисусе Христе, помогай нам!⌡ съедали этот кусок, как Божие благословение. Так поступали святые апо-столы не только тогда, когда все были вместе, но и когда каждый находился вдали друг от друга- Теперь же в Гефсимании во время трапезы они ни о чем другом не думали и не говорили, как о том, почему не нашлось во гробе пречи-стого тела Богоматери. И вот когда, окончив трапезу, свя-тые апостолы начали воздвнзать отложенную в честь Госпо-да частицу хлеба, славя Пресвятую Троицу, вдруг услыша-ли ангельское пение: поднявши глаза, они увидели на воздухе стоящую Пречистую Матерь Божию, окруженную множеством ангелов. Она была осияваеыа неизреченным светом и сказала им: 
- Радуйтесь, ибо Я с вами во все дни. Святые апостолы, исполнившись радости, вмести обыч-ного ²Господи Иисусе Хрнсте, помогай нам!⌡ воскликнули: 
- Пресвятая Богородица, помогай нам! 
С этого времени они как сами уверовали, так и Святую Церковь научили верить, что Пречистая Матерь Божия в третий день после погребения была воскрешена своим Сыном и взята с телом на небо. Снова войдя во гриб, святые апостолы взяли оставленную плащаницу для утешения скорбящих и как неложное свидетельство восстания Богома-тери из гроба. 
Не подобало скинии жизни быть во власти смерти и по-родившей Создателя твари разделить участь тления с зем-ной тварью. Законодатель явился исполнителем данного от Него закона — сыновья да чтут родителей: Он ппчтнл пре-непорочную Матерь Свою, как Себя,- как Сам Он со сла-вой воскрес в третий день и потом вознесся с пречистой пло-тню на небо, так и Матерь Свою воскресил со славой в тре-тий день и взял к Себе в небесные селения. Об этом предсказывал и святой Давид, говоря: Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и кивот святыни Твоея(Пс. 131, 8). Его пророческие слоза сбылись при воскресении Господа и воскрешении Им Своей Матери. Высеченный в камне пустой гроб Богоматери, как и Сына Ее доселе сохранился к служит предметом благого-вейного почитания верных. 
Господь по особому смотрению Своему замедлил при-бытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Бого-родицы, чтобы для него был открыт гроб н церковь, таким образом, уверилась в воскрешении Богоматери, подобно то-му как ранее, чрез неверие того же апостола, уверилась в воскресении Христовом. Так совершилось успение Пречи-стой и Преблагослоаенной нашей Богородицы н погребение 
Ее непорочного тела, Ее преславное воскрешение и торжест-венное уверение о взятии Ее на небо с плотью. 
По окончании всех этих дивных чудес и тайн Божинх святые апостолы, снова носимые облаком, возвратились каждый в ту страну, откуда взят был во время своей пропо-веди Евангелия. 
Святой Амвросий, говоря о жизчи Владычицы нашей на земле, так описывает дивные душевные качества Пресвятой Богородицы: 
²Она Дева не только по плоти; но и по духу: смиренна сердцем и нс-тороплива в речи; слова Ее полны Божествен-ной мудрости; Она почти постоянно в чтении Святого Пи-сания и неутомима в трудах; целомудренна в беседах, гово-ря с людьми, как пред Богом; никого никогда Она не оби-дела, желая всем добра; никем, хотя бы и убогим, не гнушалась, ни над кем не смеясь, но все, что ни видела, покрывала своей любовью; нз уст Ее никогда не исходило слова, не приносившего благодати; во всех делах своих Она являла образ высочайшего девства. Внешний вид Ее был отображением внутреннего совершенства — благости и не-злобия. 
Так говорит святой Амвросий. Описание святости ду-шевной и внешнего вида Богоматери встречаем также у Епифания и Никифора: 
²Во всяком случае Она сохраняла досточтимую санови-тость и постоянство; говорила очень мало, только о необхо-димом и добром,-слова Ее были сладостны для уха; к каждому Она относилась с должным уважением; с каждым человеком вела соответствующую беседу, не смеясь, не воз-мущаясь, тем более не гневаясь. Рост ее был средний; цвет лица, как цвет зерна пшеничного; волосы светло-русые и не-сколько златовндные; взгляд быстрый, проницательный; глаза, цветом напоминавшие масличный плод; брови немно-го наклоненные, темные; нос средний; уста, подобные цвету розы и сладкословесные; лицо не совсем круглое; руки и пальцы продолговатые; в Ней не было никакой гордости, во всем простота, без малейшего притворства; Она была чуж-да всякого потворства, являя в то же время пример высо-чайшего смирения. Одежды Ее были просты, без всяких ис-кусственных украшений, как о том говорит сохранившийся Доселе покров Ее главы,-словом, во всем у Пей проявля-лась проникавшая Ее Божественная благодать⌡. 
Так повествуют Никифпр и Епифаннй о душевном и те-лесном образе Пресвятой Богородицы во время жизня Ее на земле. 
Теперь же о Матери Божией. водворившейся в небесных обителях и стоящей одесную престола Божия, могут пове-дать только небесные духи да души праведных, предстоя-щие Богородице и наслаждающиеся лицезрением как Бога, так и Пречистой Девы; они лишь могут сказать нам об Ней, как того требует Ее святость. Мы же, славя Отца, сына и Святого Духа, Бога единого в Троице, славим по Бозе и Его Пречистую Матерь, и Ей, от всех родов славимой и блажимой вовеки, поклоняемся усердно. 
Об отдельных событиях из жизни Пресвятой Богороди-цы со дня Ее рождения писано в нарочитые праздники Ее: на зачатие, рождение, введение во храм. Благовещение, так-же и на Рождество Христово и Сретение, а здесь после по-вествования о Ее бессмертном успении, в пополнение исто-рии Ее жизни, расскажем, где и как жила Владычица наша по Вознесении Христовом. 
Святой евангелист Лука в Деяниях апостольских пишет, что по отшествни на небо Господа ученики Его возврати-лись с горы Елеонской в Иерусалим; войдя в горницу (где была тайная вечеря Христа), вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении с женами и Мариею материю Иисуса. По воз-несенин Иисуса Христа Богородица была для учеников Его единственным утешением, радостью в печали и твердой учи-тельницей веры. Ибо все слова и чудесные события, которые Матерь Божия слагала в своем сердце, начиная от радо-стного благовещения Гавриила о бессемейном зачатии и не-тленного рождения Христова нз девической утробы и кон-чая годами младенчества Господня и временем жизни до крещения от Иоанна,- все это Она открыла ученикам Сво-его Сына; как имевшая обильные откровения от Святого Духа и Сама бывшая свидетельницей всех чудесных дейст-вий. совершившихся в жизни Христовой до дня явления Гос-пода миру. Матерь Божия укрепляла веру святых апосто-лов подробным повествованием о жизни Спасителя до Егс крещения- Все верующие, пребывая в помянутой горнице. неустанно молились, приготовляясь к принятию даров обе-щанного Господом от Отца Святого Духа. И во время соше-ствия — в 11 день по вознесении Господнем — Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, ниспосланный от Отца Утешитель прежде почил на Пречистой Деве, и до сего бывшей достойным Его храмом, в котором Он пребы-вал неотступно. Дары Святого Духа излились на Пребла-гословенную Деву в большем изобилии, нежели на святых апостолов, подобно тому как больший сосуд может больше вместить в себе воды, и Пречистая Дева, сосуд самый бога-тый дарами Святого Духа, потому что Она выше апостолов, пророков и всех святых, как и взывает к Ней Церковь: ²Во-истину Ты, Дева чистая, выше всех⌡; поэтому Она и даров Святого Духа вместила в себе более всех. 
Матерь Божия жила в доме святого Иоанна Богослова. находившемся на самом высоком месте Иерусалима-на горе Сион: с того самого времени, когда Господь сказал со креста Своей матери, указывая на возлюбленного ученика: 
жено, се сын твой, и ученику: се матерь твоя, Иоанн взял Пресвятую Деву к себе и действительно служил Ей как своей матери. По сошествии Святого Духа святые апостолы не тотчас разошлись по вселенной с проповедью Евангелия, но еще долгое время пробыли в Иерусалиме, как это видно из Деяний апостольских. Здесь повествуется, что по убиении святого первомученика Стефана настало гонение велие на црковь иерусалимскую: вси же разсеяшася по страном иудейским и самарийским, кpoме апостол; ученики Христовы, защищаемые силой Божией, пробыли в Иерусалиме около десяти лет, считая со времени вознесения Господня до дня, когда возложи Ирод царь руци озлобити некия, иже от Церквве. Правда, за описываемый промежуток времени свя-тые апостолы уходили на время в другие страны, как Петр н Иоанн вместе в Самарию, или один Петр в Лидду, где исцелил страдавшего восемь лет расслабленного Энея и Иоппию, где воскресил умершую Тавифу, Кесарию, где крестил Корнилия сотника, и Антиохию, где основал первый престол своего епископства; или, как Иаков, брат Иоанна, ходил в Испанию, но затем они опять возвраща-лись в Иерусалим. В начале своей проповеди святые апо-столы желали служить, главным образом, спасению изра-ильского народа, утверждая в то же время первую церковь в Иерусалиме, которая всех церквей мать, как воспевает святой Иоанн Дамаскин: ²Радуйся, Сионе святой, мати цер-квей, Божие жилище: ты бо приял еси первый оставление грехов⌡; вместе с тем они желали как можно чаще видеть Матерь Божию и поучаться у Нее. Почитая Ее, как бы на-местницу Христову, святые апостолы взирали на пречестное и славное лицо Богоматери, как лицо Самого Христа, и, слушая исполненные благости слова Приснодевы, они про-никались несказанной духовной радостью, за сладостью Ее слов забывая горечь бед и несчастий. Поэтому многие из уверовавших во Христа из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы видеть Матерь Божию и слышать Ее, ис-полненную святой мудрости беседу; что слава о Христе и Его Пречистой Матери, распространившись во всем концам вселенной, многих привлекала в Иерусалим к Пресвятой Деве, это ясно видно нз послания святого Игнатия Бого-носца святому Иоанну Богослову из Антиохии: 
²У нас,- пишет он,- находятся многие жены, желаю-щие видеть Матерь Иисуса; они постоянно стремятся найти возможность прийти к вам и посетить Ее, припасть к груди, питавшей Господа Иисуса, и узнать от Нее некоторые тай-ны. У нас Она прославляется как Матерь Божия и Дева, исполненная благодати и добродетели; о Ней сообщают, что Она радостна в бедах и гонениях, не скорбит в нищете и не-достатках, не только не гневается на причиняющих Ей обиды, но еще благодетельствует им; при радостных событиях Она кротка, милосердна к бедным, оказывая им помощь, насколько может; враждующим же на нашу веру Она противостоит с твердостью: Она учительница нашего нового благочестия и всем верным Наставница на всякие доброе дело; особенно любит смиренных, и Сама ко всем смиренна; все видевшие Ее превозносят. И сколь Она смиренна, когда законники иудейские и фарисеи смеются над Ней! Нам го-ворили люди, достойные полного доверия, что в Марии, ма-тери Иисусовой, естество человеческое кажется, по причине Ее святости, соединенным с естеством ангельским. Все это возбуждает в нас, слушающих, безмерное желание видеть небесное,-скажу так,-дивное и пресвятое чудо⌡. 
В другом послании тот же святой Игнатий Богоносец пишет снова святому Иоанну Богослову: 
²Если откроется возможность, я думаю прийти к тебе, чтобы видеть собранных в Иерусалиме верных, и особенно Матерь Иисуса: о Ней говорят, что Она честна, приветлива и во всех возбуждает удивление, и все желают Ее видеть; да и кто не желает видеть Деву и беседовать с родившей Ис-тинного Бога?⌡ 
Из этих посланий святого Игнатия к Иоанну Богослову можно легко понять, с каким сильным желанием стреми-лись святые увидеть одушевленную святыню Божню, Ма-рию Пречистую Деву, и сподобившиеся видеть почитали се-бя счастливейшими. Воистину блаженны очи видевших Ее по Христе Спасителе, и блаженны уши сподобившихся ус-лышать из пречистых уст Ее слова, возрождающие к жизни духовной! Какую радость и благодать они получили! 
Для того Господь и оставил на земле Свою Пречистую Матерь, чтобы Ее присутствием, руководством, поучениями и теплыми молитвами к Сыну и Богу воюющая Церковь умножалась и утверждалась, и возрастала до дерзновения полагать жизнь свою за Господа. Матерь Божия всех ук-репляла, всех утешала радостью о Святом Духе и за всех молилась. Когда святые апостолы заключены были а тем-ницу, Матерь Божия с умиленным сердцем молилась за них, и к ним был послан Господом ангел, который ночью отворил двери темницы и вывел их вон. Когда святой первомученик Стефан был веден на смерть. Матерь Божия издали шла за ним, и когда святого Стефана стали поби-вать камнями в долине Иоасафатовой, при потоке Кед-рон, Она вместе с Иоанном Богословом стояла вдали на одном холме, оттуда смотрела на его кончину н усердно молилась Богу, чтобы Господь укрепил страдальца и при-нял душу в Свои руки. Когда Саул озлобляше церковь, го-ня верующих. Матерь Божия молилась о нем Господу с та-кими теплыми слезами, что превратила его из хищного вол-ка в кроткого агнца, из врага в апостола, из гонителя в ученика и учителя вселенной. И каких благодеяний не по-лучала первенствующая Церковь от Пречистой Богороди-цы, как грудное дитя от своей матери? Какой благодати не почерпали из этого неоскудеваемого источника? Не без Ее забот и благодатного воздействия Церковь была воспитана 
и доведена до мужественного возраста, окрепла настолько, что и врата адовы ее не могут одолеть; чему и Сама Бо-гоматерь радовалась, по слову Давида, как матерь, веселя-щаяся о детях. Она видела, что церковные чзда постоян-но умножаются: так уже вначале через проповедь святого апостола Петра обратилось 3000, потом 5000, а потом все более и более. Святые апостолы, возвращаясь с пропо-веди Евангелия в Иерусалим, также рассказывали Пресвя-той Богородице о распространении Церкви Христовой по всей вселенной. Успех проповеди христианской исполнял Ее духовной радости и побуждал воссылать хвалу Сыну Свое-му и Богу. 
Но вот Церковь постигло гонение Ирода; он убил мечом возвратившегося из Испании Иакоаа, брата Иоаннова. а за-тем задержал Петра и посадил его в темницу с намерением предать подобной же смерти, тогда, по чудесном освобож-дении святого Петра нз уз темницы чрез ангела, настала нужда н самим апостолам покинуть Иерусалим, чтобы из-бежать лютого гонения иудеев; они разошлись по вселенной, бросив жребий, кому и какая из них выпадает для пропове-ди страна. Но прежде чем разойтись, святые апостолы со-ставили символ веры, чтобы повсюду согласие проповедо-вать н насаждать святую веру во Христа, Каждый удалил-ся в свой жребий; в Иерусалиме остался один только брат Божий, святой Иаков, самим Господом поставленный епи-скопом Иерусалимским. Избегая гонения, удалился и святой Иоанн Богослов вместе с Матерью Бсжией, Которой он был усыновлен: они покинули Иерусалим, уступая лютому гонению и мучительству, пока не ослабеет гнев иудеев; но, чтобы не терять времени напрасно, Матерь Божия и святой евангелист Иоанн пошли в Ефес, куда богослову выпал жребий. Это пребывание Пречистой Богоматери со святым Иоанном в Ефесе ясно подтверждается следующим: существует послание к константинопольскому клиру от отцов третьего Вселенского собора, заседавшего в Ефесе против Нестория; в этом послании находится такое место: "Родоначальник злочестивой ереси Несторнй, званный (на суд) свя-тыми отцами и епископами собора в Ефесе, где некогда пребывали святой Иоанн Богослов н Святая Дева, Богоро-дица Мария, не дерзнул прийти к ним, будучи обличаем своей злой совестью и сам себя отлучая; поэтому после трикратного призыва он осужден праведным судом святого собора и низложен от священного сана". Из этих слов о Пребывании Богоматери с евангелистом Иоанном в Ефесе видно, что Пресвятая Дева вместе с возлюбленным учени-ком Христовым действительно, покинув Иерусалим, некото-рое время провела в Ефесе. И не только Ефес, но и другие города страны, просвещенные светом Христова учения, посещала Матерь Божня: предание говорит, что Она была в Антиохии у святого Игнатия Богоносца, которому послала 
пред Своим посещением извещение о Своем путешествии: ²Приду с Иоанном, чтобы видеть тебя и твою паству⌡. Гово-рят также, что Пресвятая Богородица была на острове Кипре у четверодневного Лазаря, проходившего там епи-скопское служение, и на горе Афонской. Об этом пишет Стефан, инок святогорский. 
По вознесении на небо Господа нашего Инсуса Христа святые апостолы вместе с Матерью Божией пребывали на Сионе; здесь они ожидали Утешителя, как повелел им Гос-подь, заповедавший не отлучаться от Иерусалима до полу-чения обетованного Святого Духа, Ученики Христовы бро-сили жребий, кому именно из них и какая именно страна дана будет для проповеди Евангелия Божия; Пресвятая Бо-городица сказала: 
- И Я хочу принять участие в проповеди евангельской и желаю вместе с вами бросить Свой жребий, чтобы полу-чить страну, какую укажет Бог. 
По слову Божией Матери святые апостолы с благогове-нием и страхом метнули жребий, и Ей выпала жребием иверская земля. Пречистая Богородица с радостью приня-ла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в ви-де огненных языков,-хотела идти в иверскую страну, но ангел Божий сказал Ей: 
- Теперь не отлучайся от Иерусалима, но до времени пребывай здесь, страна, выпавшая Тебе, просветится в по-следние дни, и Твое владычество утвердится там; по проше-ствии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог. 
И пребывала Пречистая Богородица в Иерусалиме до-вольно продолжительное время. 
Четверодневный Лазарь жил на острове Кипре; здесь он был рукоположен во епископа святым апостолом Варна-вой. Ом сильно желал видеть Пречистую Матерь Господа нашего, Которую давно уже не видел, но не смел прийти в Иерусалим из боязни иудеев. Узнав это. Матерь Божия на-писала Лазарю послание: здесь Она утешала его и прика-зывала прислать за Нею корабль, чтобы Ей посетить его в Кипре; самому же Пресвятая Дева не велела ради Нее приходить в Иерусалим. Прочтя послание. Лазарь чрезвы-чайно обрадовался, удивляясь в то же время смирению Бо-жией Матери; нимало не медля, он отправил за Нею ко-рабль вместе с ответным посланием. Преблагословенная Богородица вошла в корабль вместе с возлюбленным уче-ником Христовым Иоанном и с прочими, с благоговением сопровождавшими их, и все поплыли к Кипру. Но внезапно поднявшийся противный ветер загнал корабль в гавань, находившуюся близ Афонской горы; это и был тот кратко-временный труд благоаестия, о котором говорил Матери Божией ангел. Вся Афонская гора была переполнена идо-лами: здесь было большое капище и святилище Аполлона, причем на этом месте совершались гадания, волхвования и другие бесовские действа. Все язычники очень почитали это место, как избранное богами; сюда стекались на покло-нение со всей вселенной и здесь получали ответ от гадалок на свои вопросы. И вот когда в пристань вошел корабль, на котором находилась Пресвятая Богородица, все идолы тотчас возопили: 
- Все, прельщенные Аполлоном, сойдите с горы к Кли-ментовой пристани для встречи Марии, Матери великого Бога Иисуса (так бесы, находившиеся в идолах, против своей воли, понуждаемые силой Божией, возвестили истину, подобно возопившим некогда ко Господу в стране Гергесин-ской: что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий: пришел еси сем прежде времене мучити нас. 
Слыша все это, народ дивился и поспешил на морской берег к помянутой пристани; увидев корабль и Матерь Бо-жию, они с честью встретили Ее и спрашивали в своем со-брании: 
- Какого (Ты) родила Бога и как Ему имя? Пресвятая Богородица, открыв Свои божественные ус-та, возвестила народу все подробно о Христе Иисусе. Все, павши на землю, поклонились родившемуся от Нее Богу и оказали великое почтение Родившей Его; уверовав, они кре-стились, ибо много чудес совершила здесь Матерь Божия, По крещении Она поставила новопросвещенным начальни-ком и учителем одного из сопровождавших Ее на корабле и, возрадовавшись духом, сказала: 
- Это место да будет Моим уделом, данным Мне от Сына и Бога Моего. 
После этих слов Пресвятая Богородица благословила людей, сказав опять: 
- Благодать Божия да пребудет на этом месте и на живущих здесь, с верой и благоговением сохраняющих запо-веди Сына и Бога Моего, все необходимое для жизни они будут иметь в изобилии без тяжелого труда; им будет даро-вана жизнь небесная, и до скончания века не отступит от места сего милость Сына Моего; Я буду Заступницей месту сему и теплой Ходатайницей за него пред Богом. 
Сказав это. Матерь Божия опять благословила народ и, войдя вместе с Иоанном и сопровождавшими Ее в корабль, отплыла в Кипр. Она застала Лазаря в сильной скорби, так как путешествие Пресвятой Богородицы было слишком про-должительно, и он боялся, не произошло ли замедление от бури: ему не были известны события, по смотрению Божию совершившиеся на Афонской горе. Своим прибытием Ма-терь Божия преложила его скорбь в радость; в дар ему Она привезла омофор и поручи, которые Сама сделала для него. 
Она рассказала ему все, что произошло в Иерусалиме и на Афонской горе, И воссылали благодарность Богу за все, Пробыв в Кигрр немного времени, утешив тем христиан 
Кипрский церкви и благословив их. Матерь Божия села на корабль и отплыла в Иерусалим. (До зде Стефан, инок свя-тогорский). 
Посетив помянутые страны. Пречистая Дева Мария снова поселилась в Иерусалиме в доме свягого евангелиста Иоанна; всесильная десница Бижия сохранила Ее от зави-стливых козней богоубийственной синагоги, не переставав-шей враждовать против Сына Божня и верующих в Него. Конечно, озлобленные иудеи не оставили бы в живых Ма-тери Иисусовой н каким бы то ни было образом погубили Ее: но особенное смотрение Божие осеняло одушевленный Кивот Божий, чтобы его не коснулась рука неверных. Не-когда сын Ее, Христос Бог наш, после проповеди в наза-ретской синагоге, когда исполненные ярости иудеи повели Его на верх горы, чтобы оттуда сбросить вниз, невидимо прошел среди них; иудеи хотя н видели Его, но не могли возложить своих рук и даже коснуться Его, потому что си-ла Божня отбросила их назад и удерживала в таком поло-жении, так как не пришло еще время страданий Сына Бо-жия; то же самое явил Господь и над Пречистой Своей Матерый, удерживая замышляемые иудеями козни и разо-ряя их совет против Нее: очень часто пытались иуден схва-тить Божчю Матерь и, предав мучениям, убить, но не мог-ли ничего сделать. Среди столь сильной ненависти и враж-ды Пречистая Дева жила в Иерусалиме как овца среди волков и как крин среди тернов, часто повторяя, действи-тельно сбывшиеся над Нею слова праотца Своего Давида: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; Господь защититель живота моего, от кого устрашуся. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще настанет на мя брань- на Него аз уповаю, аще пойд посреде сени смертныя не убоюся зла, ибо Ты, Сыне н Боже Мой, со Мною. Пре-святую Богородицу посетил, чтобы поклониться Ей, святой Дионисий Ареопагит, обращенный ко Христу святым апо-столом Павлом в Афинах и неотступно сопутствовавший ему в течение трех лет. Он сильно желал видеть Божию Матерь, и поэтому спустя три года после своего обраще-ния, с благословения учителя своего, святого апостола Пав-ла, пришел в Иерусалим: увидев Пресвятую Богородицу, он исполнился великой духовной радости- В послании сво-ем к святому апостолу Павлу святой Дионисий Ареопагит так описывает свое посещение Божией Матери. 
²Для меня, наш великий руководитель, было несомнен-но,- говорю как пред Богом,- что кроме всевышнего Бога, не может существовать ничего, столь исполненного божест-венной силы и дивной благодати, и однако человеческому уму невозможно постичь, что я видел своими очами, не ду-шевнырли только, но и телесными: я своими глазами видел благообразную и превосходящую святостью всех небесных ангелов всесвятейшую Матерь Господа нашего Иисуса 
Христа; это даровали мне благодать Божия и почесть лика апостольского, а также неисповедимая благость и милосер-дие Самой милостивой Девы. Я снова исповедую пред все,-могуществом Божиим, пред благодатию Спасателя и пред великой славой Девы, Матери Его, что когда я с Иоанном, первым среди евангелистов н пророков, который, живя во плоти, сияет как солнце на небе, введен был к благообраз-ной и Пречистой Деве, то меня снаружи облнстало великое божественное сияние, просветившее мою душу; при этом н ощутил стиль дивное благоухание, что дух мой и тело едва были в состоянии вынести это проявление и предначатие вечного блаженства: от славы и Ее божественной благода-ти изнемогло сердце мое и дух мой. Свидетельствуюсь Бо-гом, пожившим в пречестнейшей девической утробе, что я признал бы Ее за Истинного Бога и почт;;л бы Ее поклоне-нием, подобающим только одному Богу, если бы новопрос-вещенная душа моя не сохраняла в себе твои божествен-ные наставления и законы: никакая честь и слзвэ людей, прославленных Богом, не может сравниться с тем блажен-ством, какое испытал я, недостойный, в то время удостоив-шийся; это время было для меня временем величайшего блаженства. Благодарю п ревы ш него и преблагого Бога моего, божественную Деву, великого среди апостолов Нозн-на, также и тебя, украшение Церкви и начальника непобе-димого, милостиво явивших мне столь великое благодея-ние⌡. 
Из этого послания святого Дионисия Ареопагита ясно видим, какой божественной благодатью было оскяваемо ли-цо Пречистой Владычицы нашей во время жизни Ее на зем-ле н — как просвещались души и какой духовной радости наполнялись сердца видевших Ее во плоти. К Ней во мно-жестве н отовсюду стекались новопросвешенные обоего по-ла; как истинная Матерь, Она всех принимала одинаково без лицеприятии, всем разливая щедроты своей благодати: 
болящим подавая исцеление, слабым здоровье, печальным утешение, и всем без исключения: утверждение в вере, непо-колебимость в надежде и божественную радость в любви, грешникам же исправление. 
Во время жизни в доме святого Иоанна Пресвятая Дева часто посещала те места, которые возлюбленный Сын Ее н Бог осзяткл стопами Своих ног и пролитием Своей крови. Так, Она посещала Вифлеем, где несказанно соблюдши Ее Девство, от Нее родился Христос Бог, но особенно часто Ма-терь Божия приходила на места, где пострадал волею наш Господь. Матерняя любовь побуждала Ее проливать здесь "сильные слезы, причем Она говорила: 
- Здесь возлюбленный Сын Мой был бччуем, здесь Увенчан терновым венцом, здесь шел, неся крест, здесь был распят. 
При гробе же Богородица исполнялась неизреченного веселия и восклицала с радостными слезами: 
- А здесь Он был погребен и в третий день воскрес со славой. 
В дополнение к этому сообщают следующее. Некоторые ненавистники из иудеев донесли архиереям и книжникам, что Мария, Матерь Иисуса, каждый день ходит к Голгофе и при гробе, где был положен Сын Ее Иисус, преклоняет колена, плачет и воскуряет фимиам; тогда они поставили стражу, которая бы не допускала проходить этим местом никому из христиан. Отсюда видим, что уже в то время на-чался благочестный обычай посещать верными христиана-ми святые места и здесь поклоняться Христу Богу, за нас пострадавшему волею: первый пример в этом отношении дала Сама Богородительница, Которой последовали и про-чие святые жены н мужи. Итак, от архиереев и книжников, исполненных злобы н убийства, была поставлена стража, которой было приказано никого не допускать ко гробу Иисуса, а Матерь Его убить. Но Бог ослепил стражей, так что они не могли видеть пришествия на гроб Христа Иису-са Его Матери. И когда Преблагословенная Дева, верная обычаю Своему, приходила ко гробу, стражи не могли уви-деть как Ее, так и находившихся с Нею. Спустя долгое время они покинули гроб и с клятвой уверяли архиереев и книжников, что они не видели никого, кто бы приходил ко гробу Иисуса. Пресвятая Богородица часто ходила также на гору Елеонскую, откуда вознесся на небо наш Господь: 
преклоняя колена. Она лобызала отпечатлевшиеся на кам-не стопы от ног Христовых. С сильными слезами молилась Матерь Божия при этом, чтобы Господь и Ее взял к Себе: конечно, Она несравненно более, чем святой апостол Па-вел, имела желание разрешиться и быть со Христом и часто повторяла слова Давида: Когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь(Пс. 41, 3-4): когда увижу воз-любленного Сына Моего, когда приду к Нему, сидящему одесную Бога Отца, когда предстану пред престолом Его славы, когда насыщусь Его лицезрения? О пресладкий Сын н Бог Мой! Время ущедрити Сион, время помило-вать Меня, Твою Матерь, до сих пор скорбящую, не видя Твоего лица, в печальной юдоли этого мира; изведи из те-ла, как из темницы, Мою душу; как олень стремится к вод-ному источнику, так душа Моя стремится к Тебе, Боже, чтобы насладиться, когда Мне явится Твоя слава. Пречи-стая Дева иногда оставалась на Елеонской горе довольно долгое время: при подошве горы находился Гефсиманский сад и небольшое владение Зеведея, доставшееся по наслед-ству святому Иоанну Богослову. В Гефсиманском саду Гос-подь наш пред вольной Своей страстью до кровавого пота молился, падая на колена и лицо Свое пред Отцом Небес-ным'". Здесь на этом самом месте возносила Свои теплые молитвы и Его Пресвятая Матерь, также падая на колена и лицо и обливая землю слезами; здесь Она н была утеше-на Господом чрез Своего ангела, известившего Ее о скором Ее преставлении на небо. По свидетельству Георгия Кедри-на, историка греческого. Пресвятой Богородице пред кончи-ной Ее ангел являлся два раза: первый раз за пятнадцать дней до успения, а второй за три дня; от ангела Матерь Божия получила райскую финиковую ветвь, которую пред одром Ее нес святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Некоторые, как, например, епископ Сардийский Мелитои, сообщают, что возлюбленный ученик Христов до успения Богородицы удалился в Ефес и оттуда, подобно прочим апостолам, но только раньше их, был восхищен облакам и принесен к погребению Божией Матери. Однако другие, например, Метафраст и Софроний, без всякого колебания утверждают, что святой Иоанн Богослов никогда не отлу-чался от богоблагодатной Матери, Которой был усыновлен, но как истинный сын служил Ей, давая приют в своем до-ме до самой Ее кончины. Только изредка, на очень корот-кое время, он посещал окрестные местности (как видели выше из Деяний апостольских: так святой Иоанн Богослов вместе с апостолом Петром был в Самарии), но он делал это с согласия и по благословению Самой Божией Матери н немедленно снова возвращался к Ней в Иерусалим; а до его возвращения Пречистой Богородице служил святой Иаков, брат Божий, никогда не покидавший свою еписко-пию-Иерусалим. Если же и согласиться с говорящими, что Иоанн Богослов, как и прочие святые апостолы, был восхищен облаком, то, без сомнения, из ближайшей к Иерусалиму местности. 
Торжественное празднование Успения Пресвятой Бого-родицы 15 августа установлено в царствование благочести-вого царя Греческого Маврикия(6). Радостно празднуя все-славное преставление Божией Матери с земли на небо, воз-дадим славу родившемуся от Нее и на небеса со славою приемшему Ее,-Христу Богу нашему, со Отцом и Святым Духом славимому вовеки. Аминь. 
 
Примечания 
 
1. Апологет 11-го века, Мелитон, епископ Сардийскнй. относит успение Пресвятой Богородицы к 69 году Ее жизни. 55-му от Рожде-ства Христова и 22-му от вознесения Господня; Ипполит, епископ Римский (III век), годом успения Божией Матери называет 43 от Рождества Христова и 57 от Ее рождения; ²отец церковной истории⌡ Евсевий Пимфил, епископ Кесарии Палестинской (+ 340 г.) пишет, что голос успения Приснодевы был 63 Ее жизни, 48 от Рождества Христова и 15 от вознесения Спасителя; Епифаний, епископ Кипр-ский (1403 г.), всех лет святого жития Богородицы насчитывает 72, причем, по его мнению, этот год был 57 от Рождества Христова. То же самое говорит и Георгий Кедрин, византийский писатель конца Xi или начала XII века. Церковный историк (XIV века) Никифор Киллист приводит слова святого Евода, одного из семидесяти апо-столов, который годом успения Богородицы считает 59-й Ее жизни и 44-й от Рождества Христова. Св. Андрей Критский (Т 7i2 г.) и св. Симеон Метифраст (X век) не определяют точно числа жизни Ма-тери Божией и говорят лишь, что Она преставилась ²в довольной старости⌡. Св. Димитрий Ростовский, объясняя эту разницу пока-заний и делая общий приблизительный вывод о времени успения Пресвятой Богородицы, говорит следующее: ²Сицевому многих писа-телей о летах жития Пречистыя Богородицы несогласию да не удив-ляемся: в та бо времена непрестанному лютейшему гонению на Цер-ковь налсжавшу, не бе времене к писанию книг и исследованию лет и деяний церковных подробну: не тако бо писаниями тогда, якоже устною проповедию и страдальческими подвигами вера Христова разширяшеся. Аще же и бываху когда писатели книг, то не в долзе и сами мученически скончевахуся, и книги их сожжению предаваху-ся от нечестивых гонителей. Да держится убо, его же кто изволяет, писателя и числителя лет Пресвятые Богородицы. Мощно же рассу-дити, яко достовернейшее есть повествование писателей тех, иже поз-днейшая лета Пресвятыя Богородицы житию написаша и в старости довольной в нестареемую жизнь прейти Ю рекоша. Рассуждается же тое отвсюду: во успении Пресвятыя Богородицы, при погребении пречистого тела Ее, со святыми апостолы бяше св. Дионисий Ареопа-гит, а Дионисий от св. ап. Павла во Афинех ко Христу обращен, в ле-то (по известному достоверных истографов и летописцев исследова-нию) от воплощения Слова пятьдесят второе. Аще же преставися Пречистая Дева по Ипполиту в лето от воплощения Христова 43, или по Еводу в лето 44, или по Евсевию и месяцесловам в лето 48, то како можаше были святый Дионясий на успении Ее, послажде в лето 52 ко Христу обращенный? Убо преставися Пречистая Дева позде, по обращении уже Дионисиевом, и бяше той святый на успении Ее с прочими святыми апостолами и апостольскими мужи⌡. 
2. Сион в переводе с еврейского по одним значит открытое, па-лимое солнцем место, а по другим: высокое знаменитое место или крепость. Сион — юго-западная гора в Иерусалиме, на которой воз-вышается иерусалимская крепость. Она со всех сторон окружена долинами: на запале долиной Гион, на юге — Гнннон, на севере и во-стоке-Тиропеон. До времен Давида Сион находился во власти иевусеев, и они имели здесь свою крепость. Давил взял ее, распрост-ранил, обстроил н украсил, и с этого времени Сион сделался городом Давидовым и столицей Иудеи (2 кн. Царств, 5, 7-9; 6, 12, 16; 3 кн. Царств, 8, 1; 1 Парад., 14, 4-8). Давид воздвиг здесь новое укрепле-ние (2 кн. Царств, 5, 9; 1 Парал., 11,8), которое довершали и поддер-живали следующие цари (3 кн. Царств, 9, 19, 24; 11, 27). В скалах Сиона были гробницы Давила и других царей. В Священном Писа-нии Сион называется просто Сионом, городом Давидовым, горой свя-той, жилищем и домом Божиим, царственным городом Божиим. при-нимается за самый Иерусалим, за колено Иудино и царство Иудей-ское, за всю Иудею и за весь народ иудейский. У пророков Сион часто означает Царство Божие во всей его полноте, на земле и на не-бе, до окончательного завершения его в вечности. Наконец, в преоб-разовательном смысле Сион представляется как место жительства Божия на небесах, как место высочайшего откровения славы Его (Поел. к евр., 12, 22); там Бог поставил сына своего царем (Исал. 2, 6); оттуда приходит спасение Израилю (Псал. 8; 7; 52, 7), оттуда яв-ляется Бог во славе своей (Псал. 49, 2004); туда придут искупленные Господом и радость Божия на главе их (Кн. Исхода, 35, 10). 
3. Елеонская или масличная гора получила свое название от растущих на ней в большом количестве маслин; она лежит к востоку от Иерусалима и часто упоминается в Священном Писании, особен-но Нового Завета. Отделяясь от Иерусалима потоком Кедрон, она высится над городом, поднимаясь в конечном пункте, на так называ-емой ²горе Вознесения⌡, до 2665 футов над уровнем моря. Она пред-ставляет собой хребет, имеющий четыре главных возвышения и пере^-ходящий далее к востоку в долины и равнины. С горою Елеонской связаны многие библейские события. Через эту гору Давид бежал от возмутившегося сына Авессалома (2 кн. Царств, 15, 20), пророк Иезикииль видел здесь славу Господню (11, 23). Но особенно эта го-ра тесно связана с событиями из земной жизни Христа Спасителя, Который любил удаляться сюда для ночной молитвы. В Вифании, лежавшей на этой горе, находился дом Лазаря, который часто посе-щал Госполь; с Елеояской горы Спаситель оплакивал Иерусалим; с нее же Он совершил торжественный вход в него (Еванг. от Лук., 19, 37); на ней Он провел ночь пред предательством Его Иудой Искари-отским и с нее же вознесся на небо (Деян. ап., 1, 2). В настоящее вре-мя гора Елеонская изобилует памятниками о событиях из жизни Христа Спасителя и лучшим из них является храм Вознесения Гос-подня, высящийся на самой вершине горы, откуда открывается чуд-ный вид на всю окрестность святого города. 
4.Св. апостол и евангелист Иоанн, сын Зеведея, зажиточного рыбака из Вифсаиды, сначала ученик св. Иоанна Крестителя, впос-ледствии был призван Господом на проповедь евангельскую от сетей рыболова и сделался учеником, которого любил Иисус Христос (Еванг. от Иоан., 19, 26). Он был одним из трех ближайших к Иисусу Христу учеников, которые одни могли присутствовать при величай-ших событиях Его жизни: при воскрешении дочери Иаира (Еванг. от Лук., 8, 41-46), Преображении (Еванг. от Марк., 9, 2) и душевном томлении в Гефсиманин (Еванг. от Матф., 26, 37). Он стоял пред кре-стом Спасителя с Материею Господа и сподобился от Него наимено-вания Ее сыном (Еванг. от Иоан., 19, 26-27). Поэтому св. an. Иоанн не оставлял Иерусалима, где пребывала Пресвятая Дева Мария, до успения Богоматери; в это время он вместе с ап. Петром проповедо-вал о Христе, терпя гонение от синедриона, доходившее до бичевания (Деян. ап., 5, 40). По выходе из Иерусалима возлюбленный ученик Христов проповедовал Евангелие в Малой Азии, особенно в Ефесе. В гонение Домициана (император в 81-96 гг.) он был сослан на остров Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Апо-кал., 1, 9) и здесь удостоился неизреченных откровений, описанных в Апокалипсисе. При императоре Нерве (96-98 гг.) св. ап. Иоанн был возвращен из заточения и поселился в Ефесе, следя за жизнью окру-жающих церквей и предпринимая путешествия для личного их обзо-ра. Последние годы своей жизни ап. Иоанн проводил суровую жизнь: питался лишь хлебом и водой, не стриг своих волос и одевал-ся в простые полотняные одежды. От старости он не имел уже сил проповедовать Слово Божие даже и в окрестностях Ефеса. Теперь он только поучал епископов церкви и воодушевлял их неустанно учить народ слову евангельскому, а особенно помнить и проповедовать первую и главную евангельскую заповедь, заповедь любви. Когда, рассказывает блаженный Иероним, св. ап. дошел до такой немощи, что ученики его с трудом лишь приносили его в церковь, и он не мог уже произносить продолжительных поучений, то он ограничивал свои беседы непрестанным повторением такого наставления: ²Детки, любите друг друга!⌡ А когда однажды ученики спросили его, зачем он непрестанно повторяет им это? Иоанн ответил: ²Спя есть запо-ведь Господня, и если ее соблюдете, то и довольно⌡. На закате дней-своих св. апостол пользовался особенной любовью всего христианско-го мира. 
Он был в это время единственным апостолом-самовидцем Господа, так как все другие апостолы уже скончались. Весь мир хри-стианский знал о том, что св. Иоанн был любимейшим учеником Гос-пода; посему многие искали случая видеть апостола и считали за честь и счастье коснуться его риз. В начале 11 века при Траяне (им-ператор в 98-117 гг.) св. апостол Иоанн скончался в Ефесе через 72 года по вознесении Господнем. Св. апостол Иоанн написал св. Еван-гелие, три послания и Апокалипсис или Книгу откровений. Еванге-лие написано Иоанном уже в глубокой старости, в самом конце I ве-ка по Р. X. Епископы Ефеса и всей вообще Малой Азии, опасаясь умножившихся в то время лжеучений о Лице Госпола Иисуса и предвидя скорую кончину св. апостола, просили его дать им свое Евангелие (новое, сравнительно с тремя уже имевшимися). Действи-тельно, в своем Евангелии, написанном по внушению Святого Духа, св. Иоанн говорит о том, главным образом, о чем нет речи у еванге-листов Матфея, Марка и луки. В своем Евангелии св. Иоанн излага-ет главным образом не события земной жизни Господа, а возвышен-ные речи о Боге, Боге Слове, т. е. Сыне Божием, и беседы Спасителя о духовном возрождении в Духе Святом (гл. 3), о живительной влаге (вода живая), удовлетворяющей духовную жажду людей (гл. 4), о жизненном хлебе (хлеб животный), питающем душу человека (гл. 6), о таинственной дороге, ведущей к истине, о двери на пажить спа-сения, о свете и теплоте. Под всеми этими именами св. Иоанн разу-меет Самого Господа Иисуса Христа, Который есть вода живая, хлеб духовный, свет, дверь нашего спасения, истина, правда, Бог,- Он наш Спаситель, от века сущий с Богом, в Боге и Сам будучи Бог. А Бог-это есть высочайшая Любовь, так возлюбившая мир, что Она и Сына Своего не пощадила, но послала в мир на страдания за ис-купление людей и спасения их от грехов, проклятия и смерти. Такие же истины раскрывает св. Иоанн и в своих посланиях, написанных в городе Ефесе. В них он опровергает лжеучения еретиков, не призна-i ix пришествия Христа во плоти; указывая на действительность ;щения и истинность учения Спасителя мира, призывает христиан быть христианами не по имени только, но и по жизни, которая должна быть осуществлением главной заповеди о любви к Богу и к чим. Апокалипсис изображает будущую судьбу Церкви Христовой. По высоте учения св. апостола и евангелиста Иоанна о Боге , изложенном в его писаниях, ему усвоено наименование Богослов. Иоанн Богослов изображается на иконах с орлом, потому побно тому как орел высоко парит в небесах, так Иоанн в своих писанияx поднимается до самых высоких религиозных истин.  
5. Гефсимания с еврейского ²масличное точило⌡ — место подно-жия Елеонской горы, знаменитое тем, что тут совершилось искупительное томление Спасителя и была принесена Им Его первосвящен-ническая молитва (Еванг. от Марк., 14, 26, 32; Еванг. от Лук., 22, 39; Еванг. от Иоан., 18, 1); по преданию, восходящему к IV веку, Гефси-мания лежала в 50 саженях к востоку от моста через Кедрон. Теперь Гефсимания квадратное пространство, сажень 70, обнесенное стеной; 
внутри находится садик с восемью древними маслинами. 
6. Существует достойное веры сказание о том, что Ювеналий, патриарх Иерусалимский, утверждал, на основании предания, пред императором Маркианом (450-457 гг.) достоверность распростра-нившихся в то время сказаний о чудесном восшествии Богоматери с плотию на небо. Он даже послал в Царьград погребальные пелены Богородицы, которые царица Пульхерия положила в построенном ею храме Богоматери во Влахернах в начале царствования Маркиана. Это предание об Ювеналий записано 2 июля в месяцеслове императо-ра Василия Х века, автор коего, если не сам император, то житель Царьграда, без сомнения, знал на основании достоверных источников о погребальных пеленах во Влахернском храме. Подробно же об этом говорит историк Никифор Каллист (XIV в.). Понятно отсюда, что в Царьграде при Маркиане и Пульхерии совершалось празднество Ус-пения Божией матери, о котором наглядно говорили погребальные пелены Ее. По стишным прологам видно, что праздник Успения со-вершался во Влахернском храме. Трудно представить, чтобы в Царь-граде, который Константином Великим поручен покрову Богоматери, в котором Ей построен был не один храм самим Константином и три храма Пульхериею, не было празднования Успения Пресвятой Девы в IV или, по крайней мере, в V веке, когда праздновались дни многих святых. Поэтому несправедливо мнение, утверждающееся на свиде-тельстве историка Никифора, что праздник Успения введен впервые императором Маврикием (592-602 гг.). Никифор говорит: ²Импера-тор (Юстиниан) установил, чтобы во всем мире чтился как празднич-ный день Сретение, Юстин сделал то же в отношении к св. Рождеству Христову, а недолго спустя Маврикий повелел, чтобы Успение Пре-святой Богородицы праздновалось 15 августа. Слова Никифора надо понимать так, что Маврикий сделал сей праздник более торжествен-ным и, главное, установил определенный день празднования — 15 ав-густа. До этого времени некоторые праздновали Успение в январе: 
в древнем римском Иеронимовом мартирологе Успение Богородицы показано 18 января, а 15 августа взятие на небо. Григорий Турский (t'594 г.) говорит, что преславное восшествие Богоматери на небо во Франции праздновалось в 11 месяце, т. е. в январе (считая от марта). В коптских и абиссинских памятниках 16 января показано Успение и 16 августа Вознесение Богоматери на небо. Затем праздник Успения находится в сакраментарии папы Геласия I (492-496 гг)., целым ве-ком ранее императора Маврикия. Он находится в IV и не позднее V века в одном римском календаре 15 августа, а известно, что другие великие праздники, за исключением Рождества Христова, явились на Западе с Востока, как видно из названий их в древних календарях; то же должно думать и о празднике Успения. На Востоке в начале VII века говорил на этот праздник слово Модест, патриарх Иеруса-лимский (t 634 г.); в этом же веке или в начале VIII св. Андрей Крит-ский (t 712 г.) говорит в 3 словах на Успение о торжественном празд-новании этого дня. 
Праздник Успения находится в самом древнем, дошедшем до нас праздничном Евангелии 715 г. и во всех других календарных па-мятниках VIII и последующих веков. ²Без сомнения,- рассуждает вслед за вышеприведенными соображениями известный агиолог, Сергий, еп. Владимирский,- вера христиан в восшествие Богомате-ри на небо в прославленной плоти — истинна. Если Енох из мира до-потопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотию, ужели пречистая плоть честнейшей херувимов и славней-шей серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих токи ис-целений; телеса многих из них, бывших безызвестными, после нема-ловременного пребывания в земле, открыты верным видениями и чу-десами, а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где-либо сокрывается в земле в безызвестности? Нет ни в одном углу христи-анского мира части мощей Богоматери; это потому, что вера в восше-ствие (Ее) на небеса с пречистой плотию весьма древняя, современна апостолам и мученикам. Пояс Богоматери, св. одежды Ее открыты Для чествования миру христианскому; хранимые с благоговением, разделяемые по лицу земли на части, они творили и творят чудеса. Многочисленные иконы Ее всюду изливают столько исцелений и зна-мений; а святое тело Ее неизвестно где в земле. Нет, это невозможно! Св. мощи прославленных мучеников с течением времени иногда под-вергаются, по грехам живущих на земле, общей участи земного: дей-ствию огня, наводнений, землетрясений, поруганию от варваров. Этого не допущено в отношении к пречистому телу Богоматери; оно че оставлено случайным переменам преходящего мира, но и не уни-жено пред телами святых безвестным сокрытием в земле; оно несравненно более возвышено над ними преславным вознесением на чебеса⌡. (Полный месяцеслов Востока, т. II. Святой Восток, Д. Б. архепископа Сергия. Владимир, 1901 г. Август. 15 число, с. 323-326).